Проблема личности в художественной культуре Западной
Европы и русского средневековья XVII века
Ю.П. Кондратьев, С.-Петербург
В
понятие «художественная культура», как правило, включают многообразные группы
процессов и явлений. В данной статье рассматривается аспект развития
социального субъекта-личности в мироощущении западноевропейской интеллигенции
XVII столетия и русского средневекового сознания.
Антитезой
гармоничности Возрождения в понимании идеала нормативности Человека явился
обнаруженный философией Нового времени драматизм существования личности в
зыбком, меняющемся мире. Психологическое знание мыслителей-естествоиспытателей,
раскрывающее природу психического, касалось учений о живом человеке как
механической системе (Декарт), о его чувствах и аффективных переживаниях в
процессе интроспективного потока сознания. Так, Лейбниц вплотную подходит к
раскрытию бессознательных психических актов, рефлекторной природы активности
нервной системы. Складываются своеобразные взгляды на сенсорно-ассоциативные
процессы (Гоббс, Локк). Методологическая работа, проделанная
западноевропейскими мыслителями XYII века, явилась естественнонаучной основой
понимания и отражения нормативности личности в художественной культуре того
времени.
Ряд
исследователей (Б.Р. Виппер, Г.Н. Бояджиев, М.С. Каган и др.) отмечает, что в
XVII веке образ человека, его место в мире не столь самоуспешно, как в эпоху
Возрождения. Человек в значительной мере зависит от обстоятельств, глубоко
чувственен. Его мироотражение порой иррационально, иллюзорно (Рембрандт,
Веласкес, Шекспир).
Своеобразие
светскости процесса художественного творчества и понимания психического мира
личности в Западной Европе XVII века достаточно ярко обнаруживается при
сопоставительном рассмотрении этого хронологического ряда в позднем русском
средневековье (см.: Кондратьев Ю.П. Проблема художественного образа в
эстетико-педагогических воззрениях русского средневековья (XVII в.). СПб.,
1992. Рук. деп. в ИНИОН РАН № 47237 от 03.11.1992). Художественное мышление
развивалось на Руси в эпоху средневековья в рамках строгой, канонической теории
образа, разработанной византийской теологической гносеологией. В процессе
творческого созидания русское средневековое художественное мышление отличается
стремлением к самобытности, поскольку религиозный канон содержал лишь
«отворческие» требования к пониманию личности - тройственность в отражении «по
образу, подобию и по существу» (М.В. Бражников, В.В. Бычков, А.П. Валицкая и
др.).
Таким
образом, диалог психологизма личности в художественных культурах Западной
Европы и русском средневековье XVII века был значительно затруднен - в силу
разной направленности в отражении основных представлений о природе психического
в Бытии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru