Реферат по предмету "Культура и искусство"


Шекспир и шекспиризмы: к вопросу о взаимоотношении логоса и мифа

Шекспир и шекспиризмы: к вопросу о взаимоотношении
логоса и мифа

Е.Ю. Куницына

Взаимоотношение
логоса и мифа - один из наиболее интересных и важных аспектов исследования
творчества Уильяма Шекспира. Тесная связь логоса и мифа обнаруживается, в
частности, в дихотомии шекспиризмы / псевдошекспиризмы. Под шекспиризмами
обычно понимают созданные поэтом фразеологические единицы (ФЕ), например: be
all eyes, cakes and ale, triton of the minnows и многие другие, а под
псевдошекспиризмами - выражения, им популяризованные (см.: Свиридова Л.Ф.
Обогащение английской фразеологии шекспиризмами: Дисс. канд. филол. наук. М.,
1968). Проведенное нами исследование выявило весьма любопытные факты.

Языковая
личность Шекспира оказывает значительное влияние на наблюдателя, а именно на
составителей фразеологических словарей, и результаты наблюдения (контекстная
атрибуция ФЕ). Тот факт, что состави-тели словарей также представляют собой языковые
личности, проясняет до некоторой степени, почему разные лексикографы по-разному
оценивают лингвистический статус ФЕ. При составлении словарей их авторы
выступают в роли наблюдателей, которые, ориентируясь в значительной степени на
иллокуцию, считают, в одних случаях, что эти ФЕ создал сам Шекспир, а в других
- что он их только популяризовал. Примечательно, что авторы словаря английских
идиом Кенкуша (v.: Ichikawa S., Mine T., Inui R., Kihara К., Takaha S. The
Kenkyusha Dictionary of Current English Idioms. Tokyo, 1969) приоритет отдают
«истинному популяризатору», а не предполагаемому автору. Здесь следует
подчеркнуть, что своеобразие Шекспира как языковой личности позволяет
приписывать ему не только популяризацию, но и создание отдельных потенциальных
ФЕ. В качестве примера приведем ФЕ give the devil his due, которую А.В. Кунин
помечает как шекспировское выражение (см.: Кунин А.В. Англо-русский
фразеологический словарь. М., 1984). В американском культурологическом словаре
(v.: Hirsh E.D.Jr., Kett J.F., Trefil J. The Dictionary of Cultural Literacy:
What Every American Needs to Know. Boston, 1988) это выражение помечено как
восходящее к роману «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. де Сервантеса.
Этот факт тем более интересен, что оба автора жили и творили практически в одно
и то же время. Следовательно, установить, кому принадлежит пальма первенства,
вряд ли возможно. Значит, то, что «создали» два мастера, существовало ранее.
Получается, что Шекспир и Сервантес создали уже созданное. В этом, заметим,
усматривается серьезный аргумент против положения, выдвинутого Н.Хомским,
относительно бесконечной способности человека порождать предложения (см.:
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972). И тем не менее нельзя отрицать
роли языковой личности в создании или воссоздании того или иного слова,
выражения.

Языковая
личность Шекспира оказывается сродни архетипу великого прачеловека К. Юнга.
Поэтому даже у специалистов возникает желание приписать великой языковой
личности заслуги, которых у нее, возможно, и вовсе не было. Такое приписывание
характерно для мифологического мышления, что в значительной мере объясняется
мифологичностью самого объекта исследования (на мифологичность объекта
исследования и связанные с этим особенности его изучения указывали многие
ученые. Приведем имена лишь некоторых из них: Аникст А.А. Шекспир и
художественные направления его времени // Шекспировские чтения - 1984. М.,
1986. С. 37-66; Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Том II. С. 246-272;
Harbage A. Conceptions of Shakespeare. Cambridge-Mass., 1966). Наблюдения
показывают, что использование определенных языковых средств в
речестратегических целях всегда более эффективно, если прототипическое значение
таких единиц связывается с мощной языковой личностью (в данном случае, с
Шекспиром). Логос, таким образом, уступает место мифу, рациональное -
иррациональному.

Взаимоотношение
логоса и мифа находит свое яркое воплощение в жанровой (в традиционном
понимании) принадлежности шекспиризмов - носителей иррационального. Иррациональное
пронизывает все творчество Шекспира (v.: Frye N. A Natural Perspective: The
Development of Shakespearean Comedy and Romance. New-York-London, 1965), но с
осо-бой силой оно проявляется в трагедиях, к которым восходит около 60
процентов всех ФЕ, созданных поэтом. Выдающейся в этом отношении представляется
трагедия «Гамлет». К этому произведению восходит более 40 процентов от числа
ФЕ, порожденных в трагедиях, и примерно 25 процентов от общего количества
шекспиризмов. Доминанта иррационального в трагедиях обусловливает
неоднозначность их толкований.

С
различием логоса и мифа связан еще один важный момент в исследовании
шекспиризмов. Разворачиваемый персонажем дискурс - это способ манифестации его
языковой личности. Языковая личность автора «мультиплицирована» (Ю.Н. Караулов)
в языковых личностях его героев.

Героями,
в уста которых Шекспир вкладывает потенциальные ФЕ, являются не только мужчины:
to gild refined gold, to paint the lily (Salisbury - King John), flesh is heir
to (Hamlet), hit the mark (Mercutio - Romeo and Juliet), a Daniel come to
judgment (Shylock - The Merchant of Venice), fetch and carry (Launce - Two
Gentlemen of Verona), carry authority (Henry VIII), breathe one's last
(Somerset - King Henry VI), thrust smth. down smb's throat (Demetrius - Titus
Andronicus), the world's mine oyster (Pistol - Merry Wives of Windsor), the
wheel is come full circle (Edmund - King Lear), a foregone conclusion
(Othello), но и женщины: the seamy side (Emily - Othello), the primrose path of
dalliance (Ophelia - Hamlet), (not) to have a word to throw at a dog (Rosalind
- As You Like It), like patience on a monument (Viola - The Twelfth Night),
enough to make the angels weep (Isabella - Measure for Measure).

Примечательна
точка зрения Л. Бэмбер, которая подходит к исследованию творчества Шекспира с
позиций половых и жанровых различий (v.: Bamber L. Comic Women, Tragic Men: A
Study of Gender and Genre in Shakespeare. Stanford, 1982). Исследовательница
полагает, что наибольшего контраста достигают различия между комедией и
трагедией. По нашим наблюдениям, к героиням комедий восходит больше ФЕ, чем к
героиням трагедий. В комедиях женщины более остроумны, чем мужчины, лучше
осознают себя и окружающий их мир; они более здравомыслящи, жизнерадостны,
веселы. Круг интерпретации позволяет определить интенциональный горизонт
героя-мужчины как горизонт поиска (справедливости, возмездия), раздумий о себе,
своем месте в мире, как горизонт борьбы с миром, с самим собой. Такими
предстают возможные миры Лира (more sinned against than sinning; (ay), every
inch a king), Отелло (pride, pomp and circumstance; Othello's occupation gone),
Макбета (golden opinions, sound and fury, signifying nothing), Гамлета (look
before and after; the country from whose bourn no traveller returns; (not) to
set one's life at a pin's fee).

Проблема
«себя» для трагического героя существует в той же мере, в какой она не
существует для женских персонажей трагедий. Разумеется, героини трагедий также
задумываются об окружающем их мире, людях, но они не могут распознать в этом
самих себя. Их горизонт слишком узок. Любопытно, что компоненты потенциальных
ФЕ, вложенных в уста героинь трагедий, «очерчивают» границы их мира: sweets to
the sweet, protest too much (Gertrude), a glass of fashion, the primrose path
of dalliance (Ophelia). Интерес вызывают леди Макбет, ведущей интенцией которой
является жестокая воля, зло (too full о' the milk of human kindness; screw  one's courage to the sticking place), и
Клеопатра (salad days), способная анализировать прошлое и делать выводы.

Герменевтическое
прочтение шекспиризмов обнаруживает созданную Шекспиром в трагедиях асимметрию
между мифом и логосом, иррациональным и рациональным, женским и мужским
началами. В шекспировских трагедиях женщина - воплощение греха и зла; она неспособна
глубоко и тонко чувствовать, а потому неспособна выразить это в языке. Мужчина
(как правило, протагонист), напротив, - существо поистине трагическое,
способное переживать, осознавать действительность не только разумом, но и
сердцем (см.: Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974). Способность
«мыслить сердцем» и есть то иррациональное, что в конечном итоге находит свое
яркое отражение в потенциальных ФЕ, произносимых героями. Такое иррациональное,
поэтическое, мифологичное осмысление героями действительности позволяет
заключить, что дискурс шекспировского героя преимущественно «женский» однако,
это отнюдь не умаляет и не принижает его мужественности. Наоборот, «женское»,
то есть иррациональное, в дискурсе мужчины делает его, при всей противоречивости,
гармоничной и целостной натурой.

В
заключение следует подчеркнуть, что миф задает весьма жесткий круг
интерпретации. Интерпретатору целесообразнее ввести в данный круг новые
предметы (ввести в шекспировский миф новые единицы идентификации), нежели
заниматься поисками независимого объяснения.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рекреационная география
Реферат Is Government Dominated By Business Essay Research
Реферат Правомерное поведение: социально-психологические и юридические аспекты
Реферат Коммуникативный менеджмент 2
Реферат Издержки в производстве
Реферат Drunk Teen Drivers Essay Research Paper Teenagers
Реферат Зовнішня політика Канади у постбіполярний період
Реферат Защита атмосферы от загрязнения веществами содержащимися в вентиляционных выбросах
Реферат Философия о смысле жизни человека
Реферат Клініко патогенетичні закономірності застосування інгібіторів ангіотензинперетворюючого ферменту
Реферат Анию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области, Постановлением администрации Тульской области от 01
Реферат История профессионально-педагогического образования в России
Реферат Міфологічна свідомість: єдність обєкта і субєкта, предмета і знака
Реферат Санчо VII король Наварры
Реферат Прогнозирование критической температуры Алканы и алкены