Реферат по предмету "Культура и искусство"


К проблеме утверждения рационального начала в синтаксисе французского языка XVII века

К проблеме утверждения рационального начала в
синтаксисе французского языка XVII века

Е.Ф. Серебренникова

В
эволюции французского языка XVII век занимает особое положение благодаря
постепенному утверждению и проявлению в нем признаков, которые позволили
назвать его языком классическим. Понятие «классического» подразумевает высокое
«качество» языкового выражения, рациональность в использовании языковых
элементов и их структур в синтаксисе, гармонию мысли и оформляющего ее
слова/звука.

Анализируя
синтаксис французского языка XVII века, исследователи обращают особое внимание
на его характер - преимущественно cенсуальный или, в более поздний период,
более рациональный (sensuel / rationel), - внутреннее строение, протяженность
синтаксических единств (простого, сложного предложений и их комплексов) с точки
зрения выражения в них смыслового содержания с помощью синтаксических средств,
реализацию когезии и когерентности в текстах данного периода (Darmestetter,
1920; Brunot, 1922, Nyrop, 1925; Calet, 1971). Наблюдения над синтаксисом
начала этого века позволяют дать ему определение инстинктивного, спонтанного,
неритмичного, изобилующего конструкциями, допускающими множественное или
двусмысленное толкование (Wartbourg, 1934; Cohen, 1954; Faguet, 1973). С
постепенным утверждением в языке рационального начала синтаксические
конструкции приобретают логическую и соответствующую ей структурную ясность.

Специально
исследовавший проблему утверждения в языке XVII века принципа рациональности В.
фон Вартбург отмечает, безусловно, важнейшее влияние на усиление рационального
начала в языке взаимодействия философского и собственно языкового видения мира
в творчестве крупнейших философов и писателей Р. Декарта, Б. Паскаля, П.
Корнеля, Г. де Бальзака, Ж. де Лафонтена, Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйера, Ф.
Фенелона, продолживших и значительно обогативших традицию рационализма во
французской культуре. Велика также роль деятельности грамматистов и
кодификаторов языка XVII века Ф. де Малерба и К. Вожла.

В
ряду синтаксических конструкций, представляющих наибольший интерес с точки
зрения эволюции от относительной неупорядоченности к более рациональному
употреблению, в данный период следует отнести конструкции с личными
местоимениями, грамматически и семантически предрасположенными к созданию
различного рода экивоков. Отмечая распространенность экивоков даже в
произведениях лучших современных ему писателей, К. Вожла определил их природу
нарушением принципа ясности. В принцип «ясности» К. Вожла вкладывал понятие
такой внутренней организации, при которой достигается четкость выражения мысли,
 смысла высказывания, развертывающегося
согласно законам и правилам рационального логического мышления.

К
числу экивоков К. Вожла относил в первую очередь конструкции с местоимениями,
замещающими существительное. Для того, чтобы принцип ясности соблюдался в
такого рода конструкциях, К. Вожла считал необходимым следование двум правилам:
обязательного употребления местоимения в предложении и расположения
существительного и его местоимения-субститута в достаточной близости друг от
друга. Интерпретация высказывания не вызывает затрудения, если все компоненты
субституционной структуры эксплицитно представлены, эквивалентно соотносятся и
их анафорическая связь подтверждается грамматическим согласованием.

Анализ
субституционных структур в текстах XVII века свидетельствует о многочисленности
предложений и сверхфразовых единств, в которых данные правила не соблюдаются
полностью или частично. Особенно характерно для текстов начала этого века
дистантное расположение антецедента и его субститута. При этом, однако,
наблюдается следующая закономерность. Анафора основана на стабильно выделенном
антецеденте, составляющем предмет речи, тему первого предложения. Каждая
последующая отсылка ориентирована на данный антецедент, являющийся постоянным
фокусом в развертывании речи, и весь последующий текст порождается по линии
ориентации на данный фокус, несмотря на его все большую дистанцированность от
местоименных субститутов и присутствие промежуточных референтов. Следует
полагать, видимо, что читатель того времени имел определенного рода опыт, навык
чтения текстов с такого рода конструкциями.

В
том случае, если идентифицировать ведущий антецедент оказывается
затруднительным, в силу вступает семантическое согласование контекста, основным
принципом которого является подчиненность правилу однофункциональности. Данное
правило было сформулировано Кондильяком при анализе закономерностей
семантической однородности текста (Condillac, 1803). Омология функции
замещаемого и замещающего, по Кондильяку, составляет функциональную маркировку
периода, развивающего одну тему. В периоде употребление субститутов должно, во
избежание экивоков, соответствовать субординации, то есть следованию членов
предложения в последующих предложениях, подобно следованию их в исходном
предложении. Так, в периоде: «...Le comte dit au roi que le marechal vouloit
attaquer l'ennemi; et il l'assure qu'il le forcerait dans ses retranchements»
(C. Aubery), в cоответствии с принципом однофункциональности следует
соотносить: il - le comte; l' - le roi; il - le marechal; le - l'ennemi. В
некоторых случаях идентификация антецедента происходит только по данным контекстного
семантического согласования, часто с опорой на данные пресуппозиции. При этом
для современного читателя правильное декодирование пресуппозиционных данных,
особенно отражающих синхронную и более раннюю для текста культурологическую
информацию, вызывает значительные трудности. Особый тип конструкций, не
отвечающих в полной мере принципу ясности, составляют субституционные
структуры, строящиеся в виде концептуальной анафоры или «анафорического
острова». Все более утверждающийся в синтаксисе  принцип рациональности способствует переходу
такого типа конструкций к числу либо ненормативных, либо имеющих специальную
функционально-дискурсивную нагрузку.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Економічні засади удосконалення організації роботи ТОВ ТК "Термінал"
Реферат Анализ финансовой отчётности
Реферат Усилитель мощности звуковой частоты
Реферат Проектирование автоматической линии для условий массового производства детали "шток"
Реферат Система оценки персонала в компании
Реферат Автоматизация учета в автотранспортном предприятии
Реферат Оргия как она есть
Реферат Адрес (индекс, страна, город, улица, дом)
Реферат Характеристика смутного времени и его периоды
Реферат Chinese Kites Essay Research Paper The Kite
Реферат Философские идеи эпохи Возрождения
Реферат Теория научных революций Т. Куна
Реферат Искусство русского государства в XVII веке
Реферат «Программе обеспечения работающего населения г. Москвы в области го и защиты от чс природного и техногенного характера; по 20-часовой «Программе обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны г. Москвы»
Реферат OTC Over The Counter Drugs Essay Research