Славяне. Происхождение, отличительные особенности
мироощущения.
Митрополит Питирим (Нечаев)
Древнейший
пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных
славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним
работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвисты.
С
точки зрения лингвистики несомненно, что славянские языки принадлежат
индоевропейской группе и восходят к некоему единому, хотя и раздробленному на
диалекты, праславянскому языку. Из европейских языков наиболее близкими к
славянским являются балтийские, особенно литовский.
В
"Повести временных лет" говорится, что славяне первоначально селились
на Дунае и оттуда распространились к северу. У современных археологов нет
единства в решении этого вопроса: одни считают прародиной славян бассейн Вислы
и Одера, другие — территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра.
При том, что от древнейшего периода истории славянства до нас не дошло никаких
письменных памятников, данные лингвистики и археологии бывает очень трудно
объединить в целостную картину.
К
числу исторических источников, содержащих сведения собственно о славянах,
относятся произведения византийских историков начиная с VI в. н. э.: Прокопия
Кесарийского, Феофилакта Симокатты, готского историка Иордана и др. Ими
упоминаются "склавины" и "анты". Как наиболее характерные
черты славянских общностей византийские авторы отмечают вечевое правление,
отсутствие жесткой княжеской власти, любовь к свободе и нежелание повиноваться
"ромейским", (т.е. византийским) законам.
Попытки
найти известия о славянах у более древних авторов дают материал интересный, но
с точки зрения исторической науки довольно ненадежный. Славянами считают
племена венедов или венетов, (давших название городу Венеции), известные
античным историкам I–II вв. н. э., которых возводят к упоминаемым еще у Гомера
энетам, союзникам троянцев. Весьма остроумно предположение о том, что к
славянам могли принадлежать мифические амазонки — оно отчасти находит
подтверждение в том, что греческое название "амазонес", созвучное
прилагательному "алазонес" — "заносчивые", можно
воспринимать как перевод на греческий племенного названия "славяне" —
"славные". Древнерусский героический эпос также знает
женщин-воительниц, называвшихся "поляницами". Некоторые ученые видят
предков славян в описываемых Геродотом скифах-пахарях, погребающих своих
умерших в курганах. Хотя исторически скифы принадлежат к иранской этнической
группе, во времена Геродота этим именем могли называться все обитатели
приднепровских степей. Подобные общие названия применялись и к другим группам в
центральной Азии, да и в Западной Европе.
В
истории неоднократно делались попытки усмотреть в этих полумифических
повествованиях на уровне если не исторической достоверности, то поэтической
интуиции, некоторые черты, приобретенные славянами во взаимодействии с
окружающими их соседними племенами и унаследованные впоследствии русским
народом. Это особая любовь к просторам, спокойное отношение к материальным
потерям, отсутствие пристрастия к собственности и при этом — священное
охранение своих традиций, любовь к могилам предков, воспетая впоследствии в
русской поэзии и прозе. Продолжая эти аналогии, в мифических амазонках можно
увидеть прообраз русской женщины, которая "коня на скаку остановит",
а в искусных скифских мастерах, с помощью неведомых современных им простейших
орудий изготавливавших тончайшие ювелирные изделия, — далеких предков
знаменитого лесковского Левши, русских изобретателей — таких, как Кулибин или
Калашников.
Совершенно
ясно, что славяне уже в древнейшую эпоху не были обособлены от других племен, а
существовали в тесном контакте с соседними народами, частично перенимая их
обычаи. Между тем, известно, что и само по себе славянство было далеко не
однородно. В V – VII вв. н.э. одна его племенная группировка заселила Псковскую
и Новгородскую земли, войдя в соприкосновение с северными соседями. Другая,
сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра, заняла территорию от нынешней
Болгарии и Румынии до Азовского моря. Эти восточные южане вошли в тесное
общение с местным иранским населением, ассимилировав часть его и восприняв
некоторые элементы его культуры. По словам известного отечественного
специалиста В.В. Седова, "количество иранских параллелей в языке, культуре
и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен
вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства".
Нравственное
сознание славян, видимо, стояло на довольно высоком уровне. Достаточно сказать,
что древнейший русский свод права — "Русская правда" — во второй
своей редакции ("Правда Ярославичей" — 60 – 70-е гг. XI в.) полностью
запрещает кровную месть. Это можно, с одной стороны, приписать влиянию
христианства, но с другой это означает, что в обществе были существенные
предпосылки для такого решения, поскольку древнее законодательство, как
правило, не вводило новых законов, а закрепляло уже существовавшие.
Религия
древних славян реконструируется с большим трудом. В данном случае одним из
основных источником является фольклор: загадки, пословицы, поговорки, заговоры,
сказки, лирические песни. Они отражают "поэтические воззрения славян на
природу". По всей видимости, религиозные представления славян к моменту
принятия христианства находились на той стадии, когда вся природа
представляется одушевленной, а отдельные духи и божества еще не вполне
отделяются от нее. В частности, византийский автор X в., император Константин
Багрянородный, в одном из своих сочинений сообщает интересные сведения о том,
что славяне, совершая путь на юг через пороги Днепра, останавливались на
острове, где рос могучий дуб, и приносили птиц в жертву этому дубу.
Имена
славянских божеств, как правило, не дают никакого конкретного образа того или
иного мифологического персонажа. Попытки реконструировать славянскую мифологию
по аналогии с греческой, латинской, скандинавской или другой обусловлены,
главным образом, представлением исследователей недавнего времени о том, что
такая мифология непременно должна существовать в соответствии с законом
эволюции.
Однако
два признака славянской религиозности просматриваются с достаточной
определенностью: культ природы и культ предков. Для первого характерно
представление о взаимосвязи природных явлений, ощущение того, что мир — это единая
система, законы которой нарушать нельзя. Почитание же умерших питало чувство
единства рода, семьи, духовной связи, объединяющей живых и мертвых.
Некоторые
сведения о религии славян дают древнерусские летописи и поучения церковных
писателей. Из них наиболее важны "Речь философа", содержащаяся в
"Повести временных лет", а также "Слово об идолех" —
оригинальное произведение безымянного древнерусского книжника, являющееся
распространением переведенного с греческого слова Святителя Григория Богослова,
направленного против язычников. Из этих источников мы узнаем, что князь
Владимир до принятия христианства предпринял реформу язычества, введя культ
Перуна и с ним — некоего подобия пантеона богов.
По-видимому,
этот культ не проник глубоко в народное сознание, поскольку противодействие
христианству, которое обнаружили славяне, не шло ни в какое сравнение с
длительным и ожесточенным сопротивлением ему у тех народов, которым были
свойственны развитые системы язычества. С другой стороны, некоторые его
элементы, связанные с любовным почитанием природы, сохранились у славян и после
принятия христианства, сформировав особые народные традиции. Такие обычаи, как
Масленица, обычай печь жаворонков из теста, украшение храмов березкой в Троицын
день неукоснительно соблюдались в русской православной среде. Они не осуждались
Церковью, хотя их дохристианские корни очевидны.
В
материальной культуре некоторые отголоски дохристианских времен сохранились до
наших дней. Архаичные мотивы веками воспроизводились в народной орнаментальной
вышивке, украшении жилища, народном деревянном зодчестве. Наполняясь новым,
христианским содержанием, древние орнаменты могли использоваться в украшении
храмов.
Список литературы
1.
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1913.
2.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. тт. 1 – 3. М., 1865 –
1869, Репринт: М., 1994.
3.
Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в.
н.э. — Вестник древней истории, 1941, № 1.
4.
Панченко А.А. Народное Православие. СПб, 1998.
5.
Русская правда. М., 1962.
6.
Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979.
7.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
8.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
9.
Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой в
хрестоматийном изложении. М. 1999.
10.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь М., 1995
11.
Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические
исследования. М., 1991.