Восставший из небытия. Рассказ о Высоко-Петровском
монастыре
Ананичев А. С.
Все
в этом мире когда-нибудь закончится. Даже солнце потемнеет однажды, и звезды с
небес упадут. Признаки последних времен волнуют человечество, но не делают его
мудрее. По-прежнему, только с еще большим ожесточением в разных частях света
ведутся войны, гремят разрушительные взрывы, бездумно выкачиваются богатства из
земного чрева. Почему так жесток человек? Да потому, что все дальше отходит он
от Бога, блуждает в потемках на радость дьяволу, забывая о том, что призвали-то
его к жизни ради Царствия Небесного! Но Господь перед Своим славным
Воскресением пообещал ученикам: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее" (Мф. 16,18). И пока на святых престолах в алтарях Божьих
церквей совершается бескровная Жертва, каждому из живущих на земле еще дана
возможность покаяться и спастись.
Даже
самому искушенному мечтателю в конце ХХ века и в радужных снах не могло
присниться, что почти до основания разрушенный монастырь, расположенный на
пересечении улицы Петровки с бульварным кольцом, вскоре восстанет из руин и
начнет собирать прихожан на молитву. Но это совершилось! Словно Лазарь
четверодневный, встает из гроба Высоко-Петровский монастырь. По молитвам Церкви
и благочестивой паствы оживает монастырь, выходя на служение, пеленами
погребальными обвитый…
Воистину,
никакая сила адова не способна поколебать устроения Божьего! Все творится в
мире по слову Христову…
Много
славных дел совершил при жизни своей святой митрополит Московский Петр. Еще до
того, как перенес мудрый пастырь Христов первосвятительскую кафедру из
Владимира в Москву, он основал к северо-востоку от Кремля монастырь (1). И
главный деревянный храм в новом монастыре, расположенном на возвышенном берегу
реки Неглинной, освятил митрополит Петр во имя святых апостолов Петра и Павла.
Конечно, посвящение выбрал он не случайно, ведь его небесным покровителем был
славный апостол Петр.
Святость
жизни митрополита Петра не вызывала сомнения у современников. Собор русских
архиереев, собравшийся во Владимире через считанные месяцы после кончины
первосвятителя, причислил митрополита Петра к лику святых.
Великий
князь Московский Иван Данилович Калита высоко почитал светлую память своего
духовного наставника. И вот после очередного пожара, случавшихся в те времена в
деревянной Москве весьма часто, по княжескому повелению, главный храм в новой
обители переосвятили во имя митрополита Петра. Вот почему еще при Великом князе
Иване Калите монастырь на Неглинной нарекли Петровским. А, спустя чуть более
два века, — Высоко-Петровским.
В
1514–1517 годах, по указанию Великого князя Василия III, итальянский архитектор
Алевиз Фрязин Новый (Аловизио Ламберти ди Монтаньяно) вместо деревянного
построил на монастырской земле каменный храм во имя Петра, митрополита
Московского и всея Руси, чудотворца. Покрытый шапкой купола, собор в
Высоко-Петровском монастыре стал родоначальником многих подобных столпообразных
храмов. Основательный, крепко сложенный из красного кирпича, храм напоминает
ковчег, добротно сколоченный праведным Ноем для плавания по волнам вечно
меняющегося суетного мира.
Нынче
в этом храме по четвергам читается акафист основателю Высоко-Петровского
монастыря, первому московскому святому — святителю Петру.
Двухъярусный
иконостас в обновленном соборе расписали в 2002 году. Стенные росписи, словно
страницы из жития, рассказывают нам о святом и праведном жизненном пути
первосвятителя Петра. Одна из фресок посвящена событиям наших дней. Значение ее
символично: святитель Петр передает посох Предстоятелю Русской Православной
Церкви патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В свою очередь, из рук
Святейшего митрополит-чудотворец принимает восстановленный и освященный собор в
честь своего имени.
В
XVII веке частым гостем Петровского монастыря стал государь Алексий Михайлович,
прозванный в народе Тишайшим. После кончины первой супруги, Марии Ильиничны из
рода Милославских, пожаловал государь монастырю богослужебную книгу — Постную
Триодь — для вечного поминовения рабы Божьей Марии.
Умершая
супруга подарила государю 13 детей: пять мальчиков, из которых в живых остались
царевичи Федор и Иван, и восемь девочек, одна из них — царевна Софья
Алексеевна. От второго брака — с Натальей Кирилловной Нарышкиной — у царя родилось
еще трое детей. Один из них, царевич Петр, вошел в историю под именем великого
царя-реформатора.
В
те далекие годы усадьба Нарышкиных вплотную примыкала к южной стене
Высоко-Петровской обители. Ни одной праздничной и воскресной службы не
пропускали родовитые бояре в намоленных храмах монастыря. Глубоко почитали
Нарышкины память первого святителя Московского и его святого покровителя —
апостола Петра. Вот почему первенца Натальи Кирилловны, крещенного в Чудовом
монастыре Кремля в день памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня,
нарекли именем Петр.
На
радостях дед царевича Петра, Кирилл Полуэктович Нарышкин, подарил
Высоко-Петровскому монастырю собственную усадьбу. И монастырская территория
увеличилась почти вдвое!
Между
рожденными от разных матерей Софьей и Петром разыгралась нешуточная борьба за
престол. От исхода ее зависело, по какому пути направится Русь. Победил Петр. И
русская птица-тройка, сломя голову, полетела, повинуясь жесткой руке
царственного возничего, на Запад.
Николай
Карамзин, оценивая великие дела императора Петра, писал, спустя чуть более
столетия, в знаменитой многотомной истории Государства Российского: "Петр
велик без сомнения… Но искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля
и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце…
Деды наши, уже в царствование Михаила и сына его, присваивая себе многие выгоды
иноземных обычаев, оставались в мыслях, что правоверный россиянин есть
совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство… Мы
называли всех европейцев неверными, теперь называем братьями; спрашиваю: кому
легче было покорить Россию — неверным или братьям?.. Мы стали гражданами мира,
но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России…"
Последние
годы XVII века стали особенно счастливыми для Высоко-Петровского монастыря. По
Указу царя, деревянные постройки спешно разбирались, а вместо них строились
добротные каменные здания и новые храмы. Один из них — храм в честь Боголюбской
иконы Божьей Матери, что возвышается по левую руку от главного входа в
монастырь.
Пять
темных куполов на тонких лебяжьих шеях увенчивают храм с примыкающей к нему
Трапезной. Именно храм в честь иконы Матери Божьей Боголюбской, возведенный в
1684–1686 годах, стал первым на Руси, построенным в стиле "нарышкинского"
или "московского" барокко.
"Барокко"
— слово португальское, означает в переводе на русский "жемчужина
неправильной формы". Правда "московское" барокко не такое
броское и вычурное, как, например, в странах Западной Европы. Но весьма
символично, что уже в юные годы императора Петра I появляются на Руси храмы
нового архитектурного стиля.
Боголюбский
храм царевич Петр повелел заложить в честь подаренной ему в 1684 году иконы —
точного списка с чудотворного образа. Пресвятая Богородица на ней изображена во
весь рост, держа в правой руке свиток, а левой указуя на небо. Именно такой
увидел Богородицу неподалеку от города Владимира святой князь-мученик Андрей
Боголюбский, построивший на месте явления иконы монастырь.
В
Трапезной части храма в конце XVII — начале XVIII веков погребено 18
родственников царя Петра I из рода Нарышкиных, в том числе — его дед Кирилл
Полуэктович и бабушка Анна Леонтьевна из рода Леонтьевых. В конце XVIII века
возле юго-западных стен храма московские каменщики сложили усыпальницу, куда
вскоре легли под тяжелые мраморные плиты три представителя из рода Нарышкиных.
Однако все каменные надгробия и останки бояр Нарышкиных выбросили из храма и
усыпальницы советские гробокопатели. Гробницы, оказывается, мешали им обновить
под крышей собора мастерскую по ремонту моторов для тракторов и комбайнов!
Храм
в честь Боголюбской иконы Матери Божьей стал последней церковью в монастыре,
отобранной у верующих. Случилось это печальное событие в 1929 году.
В
Петровском монастыре хочется прикоснуться щекою к древним храмовым стенам,
погладить ладонями уцелевшие священные камни, послушать тяжелое неторопливое
дыхание истории. А еще алчет душа взлететь, подняться по широкой лестнице,
ведущей прихожан и гостей монастыря в величественный храм, увенчанный пятью
зелеными куполами. Трижды перекрестим чело и войдем под своды церкви, названной
в честь преподобного Сергия Радонежского.
В
честь Радонежского чудотворца назван храм не случайно. Юный царевич Петр дважды
спасался за неприступными стенами священной обители преподобного Сергия: в 1682
году — во время бунта стрелецкого бунта и спустя семь лет…
Летом
1689 года царевич примчался в Троицу на взмыленном коне. Лицо его перекосилось
от ужаса, плечо вздрагивало от нервной дрожи. Московские стрельцы вновь задумали
наказать выскочек-Нарышкиных, собрались ночью возле Кремлевских стен, ожидая от
царевны Софьи только одобрительного слова, чтобы выступить в Преображенское
село и учинить расправу. Но царевна Софья пожалела брата, не стала проливать
царственную кровь. Поднявшись с колен после долгой молитвы, она прорекла
стоявшему за ее спиной главе стрелецкого войска Шакловитому: "Боязно
отважиться на это…" И стрельцам было велено расходиться.
Вслед
за Петром в Троицкий монастырь спокойно добрались мать Петра Наталья
Кирилловна, невестка Евдокия Федоровна, потешные войска… В монастыре
преподобного Сергия, где юный царевич Петр впервые ощутил себя самодержцем,
решилась судьба Отечества. Софья дрогнула. Петр стал царем.
Меньше
четырех лет (1690–1693) строился храм, поделивший монастырь на два двора:
северный и южный. Внутри по форме и размерам храм, почти полностью
восстановленный в наше время, напоминает обширную Трапезную в обители
преподобного Сергия. Возле северной стены — деревянная сень с частицами мощей
преподобного Сергия.
Напротив
— у южной стены — резная сень с частицами мощей преподобного Серафима
Саровского. 1 августа 2003 года, в день, когда отмечалось столетие прославления
святого старца Серафима, монастырю передали святыни, принадлежавшие некогда
патриарху Алексию II: часть мощей преподобного, лоскут его мантии и осколок
камня, на котором святой молился тысячу дней и ночей.
Слушая
проникновенное клиросное пение, веришь и не веришь тому, что здесь когда-то
стоял на службе царь Петр, перелистывал ветхие тетради с нотными значками и,
почти не выбиваясь из общего хора, согласно тянул: "Верую…" Не
пройдет двух-трех десятилетий, император великой империи объявит себя главою
Церкви, упразднит патриаршество…
Одновременно
с храмом в честь преподобного Сергия Радонежского поднялась в монастыре к небу
церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (2) и двухъярусная праздничная
колокольня. Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в
монастырь с улицы Петровки.
Покровский
храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады
и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего
патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил
художник Г.В. Куприянов. Особенно примечательно Распятие — размеры его
точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя.
Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев
появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его
семьи, а икона блаженной Матроны Московской — за три года до ее прославления.
Спаси
тебя Господи, дорогой художник! Тем более, что трудился ты в храме
безвозмездно.
А
что это за однокупольная крохотная, почти игрушечная церковь возвышается в
монастыре возле братских келий у западной стены? Этот храм, построенный в
1744–1750 годах, носит имя Толгской иконы Божией Матери (3). И возведен он в
память о спасении жизни царя Петра I в 1689 году. 8 августа православные
отмечают праздник в честь Толгской иконы Царицы Небесной. Как раз в этот день
будущий император, узнав о заговоре стрельцов, поспешно ускакал в Троицу.
Толгская
церковь восстановлена и освящена совсем недавно в 2004 году. По благословению
Святейшего патриарха Алексия II, в центре храма сложен баптистерий, предназначенный
для совершения таинства крещения.
В
монастыре также находятся храмы: Петропавловский (бывший преподобного Пахомия
Великого(4)), сложенный в 1750–1753 годах настоятелем монастыря архимандритом
Пахомием в почитание своего небесного покровителя, а также — Казанский,
построенный на входе с юга от Святых врат в 1998–2001 годах, где хранится
чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
Сильно
пострадал монастырь во время Отечественной войны 1812 года. Представить
невозможно — французские генералы разместили в разграбленных и опустошенных
храмах и зданиях монастыря конный полк в 1000 лошадей! У самого входа в
монастырь французы соорудили виселицу, на веревках которой то и дело появлялись
тела новых московских страдальцев.
Во
времена безбожной власти в монастырских помещениях поселилась школа,
райздравотдел… Братские кельи, храм в честь Толгской иконы Божией Матери,
настоятельский корпус и даже усыпальницу Нарышкиных безбожники приспособили под
коммунальное жилье. Значительная часть монастыря находилась под двухметровыми
завалами мусора.
Но
Всевидящий Бог не допустил погибели славного монастыря. Откуда пришел, туда и
вернулся никому неведомый призрак коммунизма, дрожит планета от частых
землетрясений и цунами, а Церковь Христова — неколебима. "Я создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют ее…"
С
1991 года отдельные монастырские здания стали передаваться верующим. В
Настоятельском корпусе разместился Синодальный Отдел религиозного образования и
катехизации Русской Православной Церкви. Через год вернули Трапезную часть
храма во имя преподобного Сергия Радонежского, где в советское время сначала
располагался спортзал, а затем проводились репетиции Государственного
хореографического ансамбля "Березка". Однако, несмотря на
Распоряжение Президента РФ от декабря 1994 года о передаче всего комплекса
строений Высоко-Петровского монастыря Церкви, до сих пор значительная часть
помещений и даже храмов обители находится в руках Министерства культуры.
Синодальным
Отделом в 1993 году при монастыре создан Российский православный университет во
имя святого апостола Иоанна Богослова, имеющий статус государственного учебного
заведения. Появление высшего учебного заведения при монастыре не случайно. Ведь
еще в 60-е годы XIX века Высоко-Петровский монастырь, благодаря усердию святого
митрополита Филарета (Дроздова), организовавшего в стенах обители
"Общество любителей духовного просвещения", считался центром
духовного образования жителей Москвы.
"Кто
презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и
разумом", — говорил святой и мудрый Марк Подвижник.
Что
ж, дорогой читатель, просто и искренне попросим у Бога в намоленных храмах
Высоко-Петровского монастыря просветить наши души светом Христовой благодати.
"Потому, как без Христа, — наставлял святой и праведный Иоанн
Кронштадтский, — суетно все образование".
Примечания
1.
Точное время основание монастыря не известно. По всей видимости, случилось это
славное событие в 1315–1317 годах.
2.
Покровский храм (1690–1694) построен Указом царя Петра I в память о погибших во
время стрелецкого бунта в 1682 году его родных дядях — Афанасии и Иване
Нарышкиных.
3.
Эта икона явилась в 1314 году Ростовскому и Ярославскому епископу Прохору (в
схиме Трифону) на реке Толге, что неподалеку от Ярославля. На месте явления
иконы основан Толгский монастырь.
4.
Преподобный Пахомий Великий — чудотворец и прозорливец, основатель
общежительных монастырей в Египте. В Тавеннской пустыне на берегу Нила основал
он в 325 году общежительный монастырь, став духовным руководителем и
наставником для многих иноков. Скончался в 348 или 349 году.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/