Реферат по предмету "История техники"


Раннее христианство на западе римской империи

Раннее христианство на западе римской империи

Проблема
источников раннего христинства в западных провинцииях Римской Империи. Первые
христианские общины в Галлии, Испании, Британии, Северной Африке. Первые
епископии, первые соборы.

Христианство
на Запад пришло из Восточных провинций Рима. В советской исторической науке
большее внимание уделялось изучению христианства на востоке империи, поскольку именно
с Востока шло распространение христианства. В работах историков-теологов тема
христианизации западных провинций получила больше внимания. Но в их работах
часто сказывался конфессиональный подход. Так православные историки церкви
(Болотов В.В., Лебедев А.П., Поснов М.Э.) доказывали существование
монархического епископата, жесткой церковной иерархии с первых лет
христианства. Интересное исключение составляет работа Покровского А.И. "Соборы
христианской церкви первых трех веков”. Историческими источниками для изучения
этой темы служат римские юридические предписания о христианах, эдикты, указы,
различные христианские акты официального характера: постановления соборов,
поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов различным церквям,
общинам, лицам: древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные
исповедания или изложения веры, мученические акты. Подписные листы соборов
могут дать достоверную информацию о существовании христианских общин. Менее достоверный
исторический источник представляют собой сочинения христианских писателей и
критиков христианства. Первоначальная христианская литература (периода после сочинения
новозаветных книг) может быть разделена на три группы: 

1)
обильная литература апокрифических "евангелий", "посланий"
и деяний, свидетельствующая, с одной стороны, о том, какие широкие круги
населения были увлечены пропагандой христианства, а с другой о том, как буйно
развивалась фантазия, питаемая пафосом ниспровержения официальной идеологии. Вся
эта апокрифическая литература, авторы которой не известны, как правило,
существенно отклонялась от основных положений собственно христианского учения; 

2)
сочинения "апостольских отцов", считавшихся непосредственными
учениками первых апостолов. Сюда относится несколько посланий, весьма сходных с
вошедшими в канон Нового завета, главным образом посвященных идеи о том, что
Иисус был не только Христом (мессией), но именно Богом; толкования на отдельные
положения Нового завета ("Пастырь Гермы”, “ Послание Варнавы" и др.).
Наиболее интересно "Учение двенадцати апостолов» ("Дидахе") -
род устава ранних христианских общин и наставления для их богослужебной и
бытовой практики. Эти сочинения долгое время принимались христианской церковью
в качестве равноценных новозаветному канону, они датируются в основном II в., когда канон еще не был
определен; 

3)
апологетические сочинения, имевшие целью убедить римские власти в безвредности
христианства.

Итак,
что можно выяснить, изучая эти источники. 


Уже
в начале 2 века н. э. возникла легенда о том, что 12 апостолов обошли весь мир
с проповедью христианства. Развитие этой миссионерской легенды продолжалось до
16 века. По "Пастырю Гермы”, на земле было 12 народов, и всем им христианство
проповедано апостолами 1
.
Почти каждая страна, где обосновывалась христианство, имела свою миссионерскую легенду,
которая обыкновенно начиналась с апостолов. Так, например, по таким легендам
апостол Андрей был первым миссионером для Византии и России (Скифии). В Милане
ссылались на Варнаву, в Риме - на Петра. Серьезных испытаний такие легенды, как
правило, не выдерживают. 

О
масштабах распространения христианства к началу 3 века имеются сведения у
Тертуллиана в сочинении "Против Иудеев": "Да кого же, как не во Христа
уверовали все народы? Парфяне, мидяне, эламиты, жители Месопотамии, Армении,
Фригии, Каппадокии, Понта и Асии, Памфилии, Египта и частей Африки, находящихся
за Киринеей и жители Рима, и разные обитатели Гетулии, многочисленные жители
Мавритании, все пределы Испании (?), разные народы Галлии, и недоступные для римлян
места Британии, но подчиненные Христу (?) ... " и т. д. На замечания, что
христиане враги Римского государства, он отвечал, что тогда "...у вас
больше врагов, чем граждан, потому что все ваши граждане сделались
христианами" 2


Эти
утверждения высказываются в слишком полемичном, ораторском тоне и потому далеки
от точности. Если мы обратимся к другому сочинению этого апологета, то узнаем о
более скромные данные. Желая устрашить проконсула Африки Скапула, Тертуллиан заявляет,
что если проконсул воздвигнет гонения на христиан, то придется перебить около
1/10 жителей Карфагена 3
.
Серьезные коррективы дает Ориген (185-253 гг.) в своем толковании Мф 24.14.
Возражая тем, кто ожидал скорейшего второго пришествия, он указал, что
Евангелие еще не было проповедано у многих народов, в т. ч. британцев,
германцев, сарматов, даков, упомянутых Тертуллианом как уже уверовавших 4
, и что в каждом отдельном городе число
христиан сравнительно с числом граждан "еще не очень много”. 

Современные
историки церкви обычно приводят не более 10 процентов; немецкий протестантский
историк-богослов профессор А.Гарнак замечает, что "говорить о действительном
проценте христиан - дело произвольное”; советский историк В.С.Рожицын считает,
что ко времени овладения государственной властью христиан в Римской империи
насчитывалось от 3 до 5 процентов всего населения 5

Северная Африка 


Истоки
христианских общин в Северной Африке неясны. Вероятнее всего они появились
здесь в среде карфагенской иудейской диаспоры, которая поддерживала тесные
торговые отношения с морскими центрами Сирии и Египта, а затем и среди местного
населения и римлян. На еврейском кладбище, открытом в Гамарте, недалеко от
Карфагена, обнаружены следы памятников христианского происхождения, на которых
видны изображения якоря, символа креста, и голубки, олицетворяющей искупленную
крещением душу 6
. Самые ранние письменные
упоминания о христианах в Северной Африке связаны с гонениями 180 года.
Описывают эти события "Деяния мучеников Скилии", первое христианское сочинение
на латинском языке (Скилия - городок в Нумидии). Описание гибели христиан,
сделано, вероятно, на основе протоколов допросов, проводившихся римскими
чиновниками. Мученики были осуждены на обезглавливание в Карфагене при
проконсуле Вегелии Сатурнине. В 197 году во время антиримских волнений также
были репрессии против христиан. Им, схваченным тогда верующим, выразил свою
солидарность Тертуллиан в трактате "Мученикам". В 202 году по эдикту
Септимия Севера, запрещавшему принятие христианства, было убито шесть верующих,
мученическая смерть которых описана в "Мучениях святых Перпетуи и
Фелициты". Среди мучеников представлены и свободные, и рабы, и римляне из
знатных семей. Преобладали представители низших сословий. В
"видениях" мученица в раю разговаривала по-гречески, это указывает,
возможно, на богослужебное употребление греческого языка, и на то, что лица
греческого происхождения преобладали среди христиан Карфагена. В то же время
Северная Африка - родина христианской литературы на латинском языке. В 197 году
глава карфагенской общины Агриппин смог созвать на собор 70 епископов из
проконсульской Африки и Мавритании. В 256 году на соборе, созванном по поводу
крещения отступников и еретиков, присутствовало 87 епископов из Африки, Нумидии,
Мавритании, протокол с подписями епископов сохранился среди произведений
Киприана. Многие епископы Северной Африки находились в оппозиции Киприану и не
явились на собор. Гарнак считает, что в середине Ш века в Африке было не менее
130-150 епископств. 
Испания.

Апостол
Павел (Рим 15:24) выказывал намерения побывать в Испании. Как только предприму
путь в Испанию, приду к вам". Ириней Лионский (конец П века) упоминает об
общинах в Испании. Более полновесные данные дают подписные листы Эльвирского
Собора в 306 году. На Соборе присутствовало 19 епископов и 24 пресвитера. 17 из
24 прибыли со своими епископами. Таким образом, можно предположить, что к 306
году в Испании было не менее 26 епископий. 


В
256 году клирики трех городов Испании направили запрос Карфагенскому собору и
епископу Киприану о повторном рукоположении на епископские кафедры отступников
Сабина и Феликса. То есть в 256 году в Испании было, по крайней мере, три
кафедры (в городах Асторга, Лион, Мериза) 7

Галлия. 

Первые
достоверные источники о христианстве и христианах в Галиии относятся к 177 году
и содержатся в сообщениях о гонениях. Первым епископом Лиона был, вероятно, Пофин,
человек с греческим именем. Следующий епископ Ириней был малоазийского происхождения.
Существовала традиция выбирать епископа из местного клира. Следовательно,
исходя из того, что епископ носил греческое имя, а также имена мучеников 177
года все, кроме имени виенского дьякона Санкта, греческие, можно сделать
предположения, что в Лионской церкви преобладали лица греческого происхождения.
Виеннский дьякон Санкт, как можно судить по посланиям лионских мучеников, был единственным
дьяконом в этой сенатской провинции. Вероятно уже тогда, в конце 2 века, было
много христиан в долине реки Роны, на юге Галлии. По словам Иринея Лионского,
еретик Марк обольщал "многих христиан в ронских странах"
("Против ересей" 1.13). Евсевий Кесарийский сообщает, что в 314 году Константин
приглашал епископов на собор в Арль. Из Галлии прибыло 16 епископов, по
преимуществу с южной (ронской), а также северо-восточной ее части. Кельтский
северо-запад, Придунайские и Рейнские области были слабо христианизированы. 
Германия и Дунайские провинции. 

В
Арльском соборе в числе галльских подписываются епископы Кельна и Трира.
Сохранились не очень достоверные сведения о мучениках в эпоху Диоклитиана8


Британия. 

В
эту провинцию в южную ее часть, христианство проникло, вероятно, из Галлии. В Арльском
соборе 314 года участвовали уже 3 британских епископа, то есть церковь имела
особое управление. Возможно, эти три епископства были незначительны по
количеству паствы. Когда в 359 году правительство Констанция устраивает собор в
Аримине, когда собравшимся было предложено содержание от правительства, то отказались
все епископы, кроме британских, очевидно, не процветавших 8


На
следующей карте обозначены все местности, в которых подтверждено основание
общин, либо, по крайней мере, миссионерская деятельность 1-2 веков. Важнейшими
современными источниками являлись для 1 века Новый Завет, письма Климента
Римского, для 2 века - письма Игнатия Антиохийского, “Пастырь Гермы” и местами
акты мучеников. Также используется и поздние церковные писатели и хроники,
особенно Климент Александрийский, Хроника из Эдессы 9
. Для 2 века можно допустить значительно
большее число общин, чем представлено на карте, например, в Египте и Северной
Африке. 

При
нанесении границ Римской Империи Армения, Ассирия и Месопотамия, которые были
на короткое время завоеваны Траяном, не учитывались. 

В
начале Константиновой эры, в первые десятилетия IV века, распространение
христианства в различных частях империи было еще очень неравномерным. 

Провинции,
где христиане составляли до половины населения, находились исключительно на
Востоке. 

К
зоне, где христианство охватило значительную часть населения, можно отнести на западе;
Рим, часть средней и низшей Италии (берега), проконсульскую Африку и Нумидию,
южную Испанию, а также южную часть Галлии (южные берега и долина реки Роны). 

В
Центральной и Северной Италии, особенно вдоль консульских дорог, дунайских
провинциях, в Мезии и Паннонии, Кирениаке, Ливии и Мавритании - районах, менее
населённых, процессы христианизации ещё только начинались. 

Изолированные
христианские общины спорадически встречаются также на севере Галлии, в Бельгии,
вдоль Рейна, в Реции и Норике, вокруг Виндобона, нынешней Вены, и на британских
островах, включая Гибернию (Ирландию). 

Епископских
кафедр на Востоке было от 800 до 900 и на Западе от 600 до 700 .
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru


1
Пастырь Гермы.

2
Тертуллиан К. С.
Апология. 37.

3
Тертуллиан. К. С.
Скапулу. 5.

4
Ориген. Против
Цельса. 3, 30.

5
Рожицын В.С. Золотая
легенда. М., 1930. - С.27.

6
Донини А. У истоков
христианства. М., 1989. - С.164.

7 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т.2. -
С.278.




8
Болотов В.В. Лекции
по истории древней церкви. Т.2. - С.299.

9
Atlas zur Kirgeschichte. Freiburg,
1988. - S.14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.