Системы связи ВМФ
К.В. Дорогов кандидат военных наук, С.Д. Коваленко кандидат
технических наук
Выход кораблей ВМФ СССР на просторы Мирового океана в 60-х
годах, повышение значимости решаемых ими задач до стратегического уровня, а
также опыт Великой Отечественной войны потребовали перехода от разрозненных
систем связи флотов к единой глобальной и постоянно действующей, выполняющей
главное условие управления к связи - обеспечение своевременного, достоверного и
скрытного доведения информации. В свою очередь, создание глобальной системы
связи ВМФ потребовало решения целого комплекса научных и технических проблем по
обеспечению связи с погруженными ПЛ, дальностей связи, скрытности ПЛ при
передаче информации, автоматизации процесса обмена информацией, требуемого
качества связи в условиях радиоэлектронного противодействия (РЭП).
Для этого необходимо было создание не только принципиально
новых радиолиний связи при одновременной разработке более совершенных технических
средств, но и принципов строительства и эксплуатации береговых и корабельных
объектов связи.
Основные организационно-технические решения были
разработаны и предложены НИИ связи ВМФ с участием профессоров Военно-морской
академии, будущих академиков АН СССР А.И.Берга и А.Н.Щукина.
Предусматривалось создание технических средств управления и связи защищенных
командных пунктов Наркома ВМФ (Главнокомандующего ВМФ) и командующих флотами,
специальных приемных радиоцентров дальней связи с ПЛ, мощных береговых
коротковолновых (КБ) и сверхдлинноволновых (СДВ) радиоцентров и радиостанций,
сети связи между командными пунктами и радиоцентрами. Документом, закрепляющим
основополагающие принципы новой флотской системы связи, явилось “Наставление по
связи ВМФ”, изданное Управлением связи под руководством Н.И.Цветкова в
1952г.
В конце 40-х - начале 50-х годов в интересах ВМФ
развернулось строительство приемных и передающих радиоцентров КВ диапазона, а
также мощных СДВ радиостанций. На базе трофейного оборудования в 1952 г.
завершен монтаж СДВ радиостанции “Голиаф” мощностью 1000кВт.
Параллельно с развитием континентальной части строящейся
системы связи ВМФ создавались технические средства связи для надводных кораблей
(НК) и подводных лодок (ПЛ) с повышенными быстродействием, скрытностью и
автоматизацией. Специалистами Института связи ВМФ была разработана специальная
коротковолновая сверхбыстродействующая (СБД) радиолиния скрытной связи,
получившая наименование “Акула”. Существовавшая в то время техника не могла обнаружить
и тем более запеленговать СБД радиопередачи. При этом благодаря использованию
на ПЛ радиопередающих устройств повышенной мощности (до 15кВт) и системы
разнесенных береговых приемных радиоцентров обеспечивалось высокое качество
связи даже на дальностях до 8—10тыс.км. Принятие на вооружение ВМФ
средств СБД связи ознаменовало собой новый качественный этап в развитии
военно-морской связи.
С 1956г. широкое применение на флоте нашли аппаратура
автоматического засекречивания передаваемой информации и как ее развитие -
аппаратурные комплексы.
Одновременно с широким внедрением на подводных лодках
средств СБД связи шло развитие радиосвязи береговых командных пунктов с
подводными лодками. С этой целью были разработаны сверхдлинноволновые
радиостанции повышенной мощности типа “Геркулес” и “Таран-М”,
высокочувствительные узкополосные СДВ радиоприемники “Глубина”, оконечная
аппаратура автоматической связи “Глубина-М”. магнитная рамочная лодочная
антенна. Это позволило в 1959г. принять на вооружение радиолинию “Глубина”,
обеспечивающую доведение информации до погруженных подводных лодок.
К середине 60-х годов стала складываться единая система
глобальной связи ВМФ, отвечающая задачам централизованного управления силами в
море. При начальнике связи ВМФ был создан центр управления дальней оперативной
связью, замкнувший на себя вопросы оперативного управления деятельностью
кораблей в море. Благодаря такой организации время прохождения информации
сокращалось с нескольких часов до десятков минут.
Вторая половина 60-х годов охарактеризовалась активизацией
дальних плаваний кораблей флота. Боевая служба стала основным видом
деятельности сил флота в мирное время. На первый план выдвинулись требования по
увеличению дальности связи с морскими стратегическими ядерными силами.
С 1966г. на подводных лодках стали устанавливать
антенные буксируемые устройства типа “Параван”, предназначенные для приема СДВ
сигналов подводной лодки на глубине подводного старта ракет.
Отказ от ручного шифрования, внедрение радиолиний “Акула” и
“Глубина”, применение буксируемых антенных устройств в определенной степени
удовлетворяли потребностям управления силами на первом этапе создания
глобальной системы связи ВМФ. Вместе с тем все более настоятельно стала
ощущаться необходимость в обеспечении комплексной автоматизации процессов
связи.
Для связи с подводными лодками были разработаны и приняты
на вооружение в 1969г. специальные автоматизированные радиолинии
“Интеграл” и “Дальность”, обеспечивающие сокращение времени прохождения
информации в несколько раз. Впервые реализованы методы частотного и
территориально-разнесенного приема-передачи, логического сложения и
автоматической обработки информации. За разработку комплексов технических
средств радиолинии “Интеграл” и “Дальность” были удостоены Государственной
премии В.М.Семенов, Б.Н.Павлов и В.И.Житомирский.
К началу 70-х годов в целом сложился современный облик
глобальной системы связи ВМФ. Усилиями службы начальника связи ВМФ, творческих
коллективов Института связи ВМФ и предприятий промышленности была в основном
решена задача обеспечения своевременной, достоверной и скрытной связью
надводных кораблей и подводных лодок практически в любой точке Мирового океана.
Важным компонентом связи ВМФ стала космическая система
связи и навигации “Циклон” с использованием низколетящих искусственных
спутников Земли (ИСЗ). Она явилась составной частью общей системы вооружения
средствами связи Министерства обороны страны. За большие заслуги в ее создании
и совершенствовании Государственные премии СССР были присуждены Р.С.Ковалевскому,
В.В.Лопатинскому, Г.Г.Толстолуцкому, Н.И.Трухину.
Дальнейшее совершенствование системы связи было направлено
на решение проблем качества связи с глубоко погруженными подводными лодками в
условиях активного радиоэлектронного противодействия. Проведенная серия НИОКР и
разработанный комплекс технических средств для связи в диапазоне сверхнизких
частот (СНЧ), построенный специальный радиоцентр СНЧ связи с антенной системой,
использующей линии электропередачи протяженностью несколько десятков
километров, позволили подводным лодкам принимать специальную командную
информацию на глубинах погружения 100-160м.
Одновременно велись работы по совершенствованию средств СДВ
радиосвязи. В частности, была построена с использованием перспективной элементной
базы самая мощная в мире передающая радиостанция “Океан”.
Достижения в области СНЧ-СДВ связи с погруженными ПЛ были
отмечены присуждением Государственной премии. Лауреатами стали Л.Б.Песин,
Э.В.Сырников, А.С.Панфилов.
Для обеспечения непрерывности связи с погруженными ПЛ были
созданы специальные буксируемые антенны кабельного типа, принимающие
радиосигналы в СНЧ-, СДВ- и КВ-диапазонах, в это же время решалась задача
сокращения персонала, обслуживающего средства связи за счет комплексной
автоматизации процессов. В 1972г. создан и принят на вооружение первый в
ВМФ автоматизированный комплекс связи “Молния”.
В состав комплексов последнего поколения вошли вновь
разработанные радиолинии помехозащищенной связи. Система связи ВМФ стала частью
системы управления Вооруженными силами страны. Она включает системы дальней
оперативной связи ВМФ, оперативно-тактической связи флотов, единой тактической
связи кораблей ВМФ. космической связи и подвижную систему связи ВМФ и
обеспечивает управление кораблями и самолетами ВМФ, соединениями и частями
сухопутных войск, береговых ракетно-артиллерийских войск, а также
взаимодействие с частями других видов Вооруженных сил и централизованного
оповещения сил ВМФ. Прогрессу развития систем связи для ВМФ в значительной
степени способствовал Научный совет РАН по этим проблемам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.navy.ru/