"Первоначальник" Куликовской победы (инок
Александр Пересвет)
Волков В. А.
Самым
знаменитым героем Куликовской битвы стал без сомнения инок Троице-Сергиевой
обители Александр Пересвет, который, как и его собрат Родион (в синодиках
Андрей) Ослябя ("во иноцех схимон Адриан"), участвовал в этом
знаменитом сражении с благословения своего игумена — Сергия Радонежского.
Неизвестно, какие причины привели Александра к отречению от мира и принятию
пострига. До поступления в Троице-Сергиев монастырь Пересвет, по происхождению
любутский (брянский) боярин (Любутск в XIV веке был брянским пригородом. —
В.В.), отличался храбростью и воинским искусством. "Сей Пересвет, когда в
миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел", — отмечали
летописцы. Андрей Ослябя также до пострижения был боярином и опытным воином.
Монашеский обет, как предполагают историки, Пересвет и Ослябя приняли во второй
половине 70-х годов XIV века (Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя // Вопросы истории.
1985. № 9. С. 178.). Видимо московский князь Дмитрий Иванович знал их до
пострижения, поэтому просил игумена Сергия отпустить с ним в поход этих двух
иноков, так как оба они "полки умеюща рядити" ( Сказания и повести о
Куликовской битве. Л., 1982. С. 56.). После долгого раздумья, старец дал
согласие и благословил Пересвета и Ослябю на ратный подвиг.
8
сентября 1380 года на Куликовом поле столкновению основных сил предшествовал
поединок Александра Пересвета с татарским богатырем Челибеем (Темир-мурзой).
Согласно известиям "Сказания о Мамаевом побоище", произошло это
следующим образом. Когда два войска начали сходиться на битву, "выеде же
печенег ис полку татарского пред всеми, мужеством являяся и хоробруя".
Уверенный в своей силе и ловкости, Темир-мурза вызывал на единоборство
кого-либо из русских витязей. Но "никто не смел против него выйти, и
каждый говорил соседу, чтобы тот вышел, и никто не шел". Пересвет и Ослябя
находились в это время в Передовом полку, у князя Владимира Всеволожского.
Заметив, что даже самые храбрые из русских воинов не решаются противостоять
грозному татарскому поединщику, Александр Пересвет выступил вперед. "Этот
человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться", — произнес он.
Русский витязь не был облечен в боевые доспехи — вместо шлема и брони на нем
была лишь схима с изображением креста. Но, вступая в бой с сильным врагом, он
имел над ним неоспоримое преимущество в решающем отношении, так как биться
собирался за правое дело, а не самонадеянной похвальбы и тщеславия ради. По
христианскому обычаю инок Пересвет простился с однополчанами своими и просил
Андрея Осляблю и других воинов молиться за него.
Пересвет
сел на своего коня и, вооружившись копьем, устремился на татарина. Богатыри
сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились, а оба могучих воина
упали со своих коней на землю мертвыми. Александр Пересвет погиб, но многие
русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Как
свидетельствует "Сказание о Мамаевом побоище", после окончания битвы
великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим
спутникам со словами: "Братия, видите ли сего чиноначалника? Тои бо победи
подобна себе, от него же было пити многим людем горкую чашу".
Похоронили
Пересвета в московском Симоновом монастыре близ церкви Рождества Богородицы в
"каменной палатке под колокольней".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/