Реферат по предмету "История"


Езиды, курды

Езиды, курды

Прежде всего,
было бы целесообразно обратиться к вопросу самоназвания этого национального
меньшинства. В ходе исследований авторам встречались разные варианты их
самоназвания, обстоятельство, которое обсуждается по сей день, и бытуют
различные мнения. Обращаясь к этому вопросу, мы ни в коем случае не претендуем
на то, что наши версии окончательны и точны.

Часть этого
национального меньшинства в Армении называет себя "езидами", как
этническая общность (этнос). Они отрицают сходство с курдами, подчеркивая, что
езиды не являются курдами. В книге "Национальности Армении",
выпущенной в 2000 г. в первый раз были представлены езиды и курды. В статье про
езидов Джамал Садакян отмечает, что "существует точка зрения, что езиды –
это те же самые курды, но этот факт не обоснован и заслуживает осуждения и
критики. Езиды со своим языком, письменами, религией, обычаями и многими
национальными особенностями являются самобытным и отдельным народом. Ассимиляция
езидов с другими народами означает автоматическое отрицание существования
езидов в течение многих веков". В той же книге приводятся данные, что на
территории Республики Армения сегодня проживают около 60.000 езидов.

Во второй
статье, относящейся к живущим в Армении курдам, Амарике Сардар отмечает, что мы
используем понятие "курды" в широком смысле, подразумевая
курдов-мусульман, так же как ту часть езидов, которые считают себя езидскими
курдами. Вместе с этим известно, что другая часть езидов, которая до сих пор
сохранила свою веру – зороастризм, считает себя отдельным народом.

Автор статьи,
приводя факты всесоюзной переписи населения 1989 г., приводит то же самое число
– 60.000, но в этом случае подразумеваются как мусульманские курды, так и
езиды-курды.

Из этих двух
статей не становится ясным, сколько же на самом деле езидов, езидов-курдов и
курдов-мусульман живет сегодня в Армении. Это важно в сфере изучения или
практики и значения этнокультурных особенностей, связанных с деятельностью
государственных структур, общественных организаций и средств массовой
информации. Более того, горячие дискуссии вокруг данной темы часто принимают
острые формы.

Во время
исследований авторы, общаясь с разными группами населения, часто встречали
подобные явления. Так, часть населения в регионах Талина и Аштарака
Арагацотнского округа, Армавире и Эчмиадзине Араратского округа, большинство
населения Араратского округа, так же как и часть городского и сельского
населения, а также жителей Еревана, называет себя езидами, не принимая
отождествления с курдами. Одновременно в регионе Арагацского и Арагацотнского
марзов, в Ереване и некоторых городах Республики часть населения называет себя
"курдами" с этнической принадлежностью и религией зороастризма.
Большая их часть считает название "езидские курды" легальным и
допустимым.

Трудно
определить общее соотношение между этими двумя группами, у одной из которых
"езидо-курдское" самосознание, у другой – "езидское", без
новой переписи населения. В 1989 г., согласно данным переписи населения 1989 г.
проведенной Советским Союзом, количество езидов составляло 51.9 тыс., а курдов
– 4.2 тыс. человек.

Не углубляясь в
обсуждение этнокультурных аспектов изучаемой проблемы (которые не входят в
основные задачи программы), мы можем только отметить тот факт, что в течение
XIX-XX вв. были проведены многие исследования, которые поднимали вопросы
этнокультурного соотношения езидов и курдов. В исторической, этнографической,
статистической, фольклористической и художественной литературе, изданной в прошлом,
в основном, как правило, были упомянуты курды, а езиды считались отдельным
народом. Нельзя сказать, что у определенной части населения не было
собственного этнического самосознания в указанное время, оно существовало и
проявлялось в некоторых случаях. Тем не менее, в науке существовала
преобладающая тенденция, согласно которой, езиды не считались независимой
этнической единицей.

В наши дни эти
вопросы широко обсуждаются как на научном, так и на общественном уровне.
Сегодня в Республике Армения некоторые авторы по-прежнему выделяют езидов, как
независимый народ, как отдельную этнокультурную общность. На самом деле
существует компактная масса населения, у которой выражено езидское этническое
самосознание, которая не может быть отождествлена с курдским. Иногда они
противоположны друг другу. Езидское этническое самосознание широко
проповедуется некоторыми общественными организациями.

Мы не можем
отрицать тот факт, что в некоторых селах и городах Республики Армения есть
большое количество населения с ярко выраженным курдским самосознанием, но по
религии они считаются последователями Шарфадина. Эта часть населения не
приравнивает этническую принадлежность к религиозной.

Это запутанный
вопрос, и мы не имеем права решать, кто и как должен называть себя. Это право
принадлежит им – народу или той ее части, которая формировалась в течение
многих веков и осознает и решает свою принадлежность к той или иной этнической
общности. Здеь надо проявить абсолютную терпимость. В подобных случаях
дискуссии должны проходить в рамках этики. Мы думаем, что такое отношение
должно быть и со стороны правительственных структур, общественных деятелей и
ученых. Эти этнические общности всегда находились в процессе изменения, и
существуют этносы, находящиеся в процессе формирования, другие скрещиваются,
третьи распадаются на отдельные самостоятельные части, а четвертые срастаются и
создают единый этнокультурный народ. Исторические, политические, экономические,
культурные, религиозные и другие факторы отражаются на этнических процессах, значительность
которых не может быть оставлена без внимания, но мы должны обязательно принять
учесть их во время объяснения и анализа этнокультурных процессов, которые часто
получают политическую актуальность и значимость.

История
появления и распространения езидов и мусульманских курдов в Армении следующая:

Как известно,
основная часть этих народов живет преимущественно в Турции, Иране, Ираке, Сирии
и других странах Азии, и частично в Европе. Как свидетельствуют источники, их
отдельные группы могли появиться на территории исторической Армении в I в.
д.н.э., и на территории сегодняшней Республики Армения – вероятно в начале II
тысячелетия.

Согласно данным
начала XIX в. их число было небольшим. Уже в 1830 г. согласно данным И. Шопена
(после присоединения Западной Армении к России), количество мусульманских
курдов возросло до 10.413 человек, шиитов – 6.435, суннинов – 3.978, и езидов –
324 человека.

Позже, в
результате изменения политических, социально-экономических и территориальных
условий, также как и природного и механического роста, количество и места
распространения национальных групп изменились. Итак, мусульманские курды, в
основном, распространены на территориях, где живут мусульманские народы – на
сегодняшней территории Азербайджана, так же как в той части Армении, где живут
мусульманские турки, называемые азербайджанцами.

В 1926 г.
согласно всесоюзной переписи населения, в Республике Армения жили больше езидов
(курдов), чем мусульманских курдов. Количество езидов (курдов) составляло
12.237 человек, а мусульманских курдов – 3.025 человек. Сравнение сельского и
городского населения показывает, что количество обоих национальных меньшинств
довольно-таки малое.




Народ





Сельское население





Городское население







Курды





2.973





52







Езиды





12.157





80






Во время
переписи населения в 1959 г. были зарегистрированы только курды (и курдские и
мусульманские). Соотношение городского и сельского населения было следующим:
сельское население – 20.857 человек, городское население – 4.770 человек.
Видно, что в условиях общего роста, количество городского населения возросло.

Согласно
переписи населения 1970 г., городское население составляло 7.134 человек, и
сельское население – 30.352. Около 20 лет спустя, во время переписи населения в
1989 (это была последняя перепись, после которой в Республике Армения ее не
производилось), городское население составляло уже 12.973 человек (включая
живущих в Ереване – более 7.000 человек), а общее количество населения
составляло 56.127 человек.

Приведенные
данные в сравнительном анализе дают следующую ситуацию: результаты переписи
населения в 1959 и 1970 гг. показывают, что курдское население (по официальному
названию) в течение 11 лет возросло на 11.859 человек, или в 1.4 раза со
средним ростом в 1.078 человек в год. В 1970-1979 гг. население возросло на
13.336 человек, или в 1.3 раза со средним ростом в 1.482 человека в год. В
1979-1989 гг. население возросло на 5.305 человек, или в 1.1 раза со средним
ростом в 530 человек в год.

С подсчетом
30-летнего роста курдского населения в 1959-1989 гг, видно, что оно состояло из
30.500 человек, или же возросло в 2.2 раза со средним ростом в 1.016 человек в
год. Данные показывают, что во второй половине 20-го века зафиксирован
беспрецедентный рост курдского населения. Но в следующем десятилетии было
замечено резкое понижение роста населения, которое включало предыдущие годы до
переписи населения в 1989 г. К тому времени в Республике Армения настали
нестабильные политические и экономические времена, которые привели к массовой
миграции многих национальных меньшинств, включая курдов и езидов.

Количество
городского курдского населения в Республике в течение последних переписей
населения увеличивалось медленно но стабильно. В 1959 г. от 19% оно возросло до
23% в 1989 г. Стоит упомянуть, что если количество сельского население в данный
период времени возросло всего в 2.1 раз, то количество городского населения
увеличилось в 2.7 раза, что говорит не столько об увеличении городского
населения, сколько о миграциях и сел в города.

В течение
последних переписей населения (1979 и 1989гг) согласно источникам мы видим, что
удельный вес мужчин (в среднем 50.5%) немного больше чем вес женщин (49.5%). В
данном случае, они выделяются в сравнении с другими национальными
меньшинствами.

Общее
количество эмигрировавших из Армении мусульманских курдов составляет около
6.000 человек, хотя это количество в неофициальной литературе преувеличено до
10.000, так как в то время на территории Республики Армения не жило столько
мусульманских курдов. Наши исследования показали, что не все мусульманские
курды покинули Армению, и часть их все еще живет в Республике – в Ереване,
марзах Арарата и Гегаркуника.

Довольно
высокие показатели миграции населения были замечены в 1992-1995 гг. В течение
последних лет уровень миграции понизился, и даже в некоторых регионах был
замечен обратный процесс возвращения, который вероятно был связан с
экономическим кризисом в России.

В результате
миграции езидов и курдов, их количество в Республике Армения составляет сегодня
40-42 тыс. человек. Неудивительно, что довольно низкие показатели роста
населения курдов и езидов были связаны с механическими миграциями,
отрицательными социально-экономическими условими. Согласно данным переписи
населения в 1989 г. мужское население езидов (курдов) составляло около 51%
всего населения: 50.4% в городах и более 51% в селах. Ситуация сегодня иная:
сейчас мужчин езидов и курдов - 49% что объясняется тем, что большинство
временно покинувших Армению - мужчины допенсионного возраста. Тем не менее,
несмотря на все это, езиды (курды) имеют самые высокие показатели роста
населения в Республие Армения.
Список
литературы

Ю. И. Мкртумян.
Г. Г. Саркисян. Езиды, курды.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка эффективной системы энергоснабжения на основе ВИЭ
Реферат Вивчення новітньої історії України через призму поняття "політична культура"
Реферат Вайшнавийская философия
Реферат Anne Frank Essay Research Paper I can
Реферат История государства и права Беларуси как наука и учебная дисциплина
Реферат Правовое положение свидетелей
Реферат Решение современных проблем информационной безопасности корпоративных вычислительных сетей
Реферат Этапы развития Болонского процесса. Болонская декларация
Реферат Ахматова а. - Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы xx века
Реферат Кредитування підприємств міжнародними фінансово-кредитними інститутами.
Реферат Popularity Of Hamlet And Rosen Essay Research
Реферат Международные искусственные языки
Реферат Subliminal Messages Essay Research Paper Subliminal Messages
Реферат Типологія сімей. Соціально-педагогічна робота з проблемними сім’ями
Реферат Творчество Рафаэля: "Секстинская мадонна"