Морские перевозки на
Каспийском бассейне
С самого начала
Великой Отечественной войны три каспийских пароходства - сухогрузное
("Каспфлот"), нефтеналивное ("Касптанкер") и рейдовое
нефтеналивное ("Рейдтанкер") - перестроили работу на нужды обороны
страны. Уже в июле 1941 г. в Казахстан и республики Средней Азии началась
эвакуация населения, демонтированного оборудования, хлебных грузов из западных
областей страны. На Волгу отправляли нефть и нефтепродукты. Из среднеазиатских
республик в западные порты Каспия перебрасывали войсковые соединения, боевую
технику, вооружение, снаряды и патроны. Выполнение заданий Государственного
Комитета Обороны (ГОКО) по перевозкам войск, пассажиров и грузов потребовало
исключительного напряжения сил всех работников морского транспорта Каспийского
бассейна. Десятки тысяч пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов, не
предусмотренных никакими планами, предстояло перевезти в очень сжатые сроки.
Для осуществления перевозок не хватало тоннажа. Трудности выполнения задания
ГОКО усугублялись тем, что в первые дни войны часть судов была передана
Военно-Морскому Флоту, а в августе 1941 г. несколько крупных транспортных судов
принимало участие в перевозке советских войск, которые временно вводились в
Иран в соответствии с существовавшим договором.
Острая нехватка тоннажа привела к тому, что в портах Баку и
Махачкалы скопилось много пассажиров и большое количество грузов для отправки в
Красноводск. Поток пассажиров и грузов непрерывно нарастал. Только в октябре
1941 г. флоту предстояло вывезти из Баку 82 тыс. человек. В Махачкале в осенние месяцы находилось по
40 тыс. пассажиров. Кроме того, в портах с каждым месяцем увеличивалось
количество невывезенных грузов: в Баку в ноябре-декабре оставалось до 30-38
тыс. тонн генеральных грузов, а в Махачкале - свыше 60 тыс. тонн зерна.
Моряки делали все, чтобы выполнить задания по перевозкам:
сокращали сроки погрузки, выгрузки и ремонта судов, загружали суда сверх
установленной нормы, приспосабливали для пассажиров грузовые помещения судов и
размещали пассажиров на палубе. На палубах танкеров за июль - декабрь 1941 г.
каспийские моряки перевезли свыше 100 тыс. человек.
Из западных портов Каспия большинство пассажиров и большую
часть грузов направляли в Красноводск. Работники Красноводского порта трудились
с высоким сознанием своего долга перед Родиной, систематически перевыполняя
нормы переработки грузов. Для увеличения пропускной способности в 1941-1942 гг.
порт был реконструирован: построены новые причалы, склады, выполнены
дноуглубительные работы.
Важное место в деятельности морского транспорта на Каспийском
бассейне занимали перевозки нефтепродуктов из азербайджанских портов в Астрахань.
Кроме имевшихся судов "Касптанкера", моряки стали использовать
стоявшие ранее на приколе баржи, специально переоборудованные для перевозок
горючего, крайне необходимого фронту. В течение первого полугодия 1942 г. Каспийский торговый флот продолжал
наращивать темпы морских перевозок на основных коммуникациях. Летом
немецко-фашистские захватчики развернули наступление на Северном Кавказе,
гитлеровские армии рвались к Волге. Военная обстановка внесла изменения в
направления и характер грузоперевозок. Увеличились перевозки войск, боевой
техники, боеприпасов и снаряжения в западные порты Каспия. Вырос поток
эвакуируемого оборудования промышленных предприятий Северного Кавказа, которое
направлялось в Среднюю Азию.
После_прорыва фашистских армий к Волге нефтепродукты,
предназначенные для отправки в восточные районы страны, начали доставлять в
Гурьев. В Гурьевском порту для приема горючего построили насосную станцию,
трубопровод, провели значительные дноуглубительные работы. Через этот порт
происходила и эвакуация населения, прибывшего в Махачкалу с Северного Кавказа.
В период боев за Северный Кавказ и Волгу фронт приблизился к
Каспию и морякам пришлось работать под ударами вражеских бомбардировщиков.
Особенно неистовствовала фашистская
авиация на Астраханском рейде. Нередко разгрузка горючего происходила
под обстрелом и бомбовыми ударами фашистских самолетов, но моряки стойко
защищались и продолжали перегрузочные работы. В результате налетов
вражеской авиации в 1942 г. Каспийский
торговый флот потерял 32 транспортных судна, около 100 моряков погибло на своих
боевых постах. Начавшееся в 1943 г. наступление советских войск на Северном
Кавказе внесло новые изменения в перевозки на Каспии. С января 1943 г.
прекратилась эвакуация населения на Восток, а в феврале по указанию
правительства из Краснрводска в Баку и Махачкалу стали отправлять тракторы и
сельхозмашины для освобожденных от врага районов. Вновь возросли перевозки
нефтепродуктов в Астрахань. Несмотря на то что линия фронта отодвинулась от
Каспия, фашистские самолеты в 1943 г. еще совершали нападения на суда и
бомбардировали порты.
Вместе с плавсоставом и портовиками помогали оборонять страну
и работники судоремонтных предприятий Каспийского бассейна. В 1942 г. для
пополнения флота развернулось строительство деревянных и железобетонных судов в
Баку и Махачкале. Заводы ремонтировали суда, выпускали оборонную продукцию.
Каспийский торговый флот одновременно с выполнением важнейших
перевозок на внутренних морских путях работал и на внешних коммуникациях, доставляя
из Ирана военную технику, снаряжение и материалы.
Доблестный труд каспийских моряков во время Великой
Отечественной войны неоднократно отмечен высокими правительственными наградами.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru