Реферат по предмету "История"


Изменения в армии в правление Александра II

Изменения в армии в правление Александра II

Перевооружение армии.

Перевооружение армии происходило в несколько этапов и
окончательно завершилось в 70-х годах. Примерно до 1867 г. проводилась замена
гладкоствольного оружия нарезным, заряжающимся с дула, затем вводилась нарезное
оружие, заряжающееся с казенной части.

        По высочайшему
повелению 15 марта 1869 г. на Военное министерство была возложена задача в
кратчайший срок  перевооружить армию
скорострельными ружьями.

        На смену
нарезного, заряжающегося с дула ружья, пришло заряжающееся с казенной  части сначала системы Крынка
(Кренке-Гогенбург – австрийский оружейный мастер, изобретатель в области
стрелкового оружия. Винтовка Крынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов и
заряжалась с казенной части), затем Карле (изобретатель в области стрелкового
оружья, винтовка его системы отличалась скорострельностью и прочностью
устройства) и, наконец, берданка (однозарядная винтовка калибра 4,2 линии –
10,67мм). Разработана она командированным в США русскими инженерами полковником
А. П. Горловым и капитаном К. И. Гуниусом при содействии американского  полковника Х. Бердана. Создана под патрон с
металлической гильзой, заряжалась с казенной части, имела откидной затвор. В
конце 60-х годов она была принята на вооружение русской армии под названием
“малокалиберная стрелковая винтовка образца 1868 года системы Бердана №1”. В
США ее справедливо назвали “русской винтовкой”. 

       В 1970 г. на
вооружение был принят усовершенствованный образец берданки со скользящим
затвором. Имелись 3 типа этой винтовки (пехотная, драгунская и казачья), а
также карабин, различавшиеся длинной, массой и незначительными изменениями
конструкции. Пехотная берданка имела дальность стрельбы 1100 метров и скорость
до 8 выстрелов в минуту.

        В компанию 1877
– 1878 гг. все три типа ружья (Крынка, Карле и Бердана) находились на
вооружении русских войск.

        На 1 января
1877 г. наличие стрелкового оружия в русской армии выражалось табл.   

          Особенно
интенсивно, как было распределено это стрелковое оружие. Из имевшихся 48
пехотных дивизий 27 были вооружены винтовками системы Крынка, 16 – новыми
малокалиберными винтовками и 5 дивизий из числа расположенных на Кавказе –
игольчатыми винтовками системы Карле.

          Стрелковые
батальоны были оснащены скорострельными малокалиберными  винтовками образца 1868 г. (т.н. Бердана
№1). На вооружении войск отдельных округов (Туркестанского и двух Сибирских)
находились винтовки системы Карле. Драгунские полки обеспечивались винтовками
системы Крынка и только некоторые полки были вооружены малокалиберными
драгунскими винтовками. Гусарские и уланские полки с 1875 г. снабжались  малокалиберными кавалерийскими карабинами.
Наконец, в казачьи полки поставлялись малокалиберные казачьи винтовки.

          Итак, к
началу русско-турецкой войны в 1877 г. только третья часть всей пехоты была
вооружена малокалиберными винтовками, большая же часть ее обеспечивалась
ружьями системы Крынка.

          Пистолеты в
войсках повсеместно заменялись револьверами система Смита-Ватсона, образца
1871, 1874 и 1880 гг.

         Соответственно
с новыми требованиями к вооружению преобразовалась отечественная военная
промышленность. В первую очередь была перестроена деятельность Тульского,
Ижевского и Сострорецкого оружейных заводов. Военные заводы подверглись
коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых
промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических
железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные
железнодорожные войска.

          Для
перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание
Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также  достижение русских ученых и инженеров П. М.
Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н. В. Маиевского,  и др.

         Так, благодаря
открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий
из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией
превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее в
условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость
русской армии от зарубежных поставок не удалось.

        В полевой артиллерии в 1866 г.
установлены, как  образцы орудий
стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельные орудия.
В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учреждены нарезные, а вместо
медных – стальные.

        Большая работы по перевооружению артиллерии
проведена под непосредственным руководством генерала А.А. Баранцова.

       Началась
перестройка крепостей по плану, составленному генералом Э.И. Тотлебеном. Однако
она не была закончена из-за  недостатка
средств.

        Переход к
новому вооружению поощрял развитие военной теории. В это время  появились работы крупных военных теоретиков
Д.А.Милютина, Г. А. Леера, М. И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам
стратегии, тактики и военной истории оказали 
большое влияние, как на ход самих военных реформ, так и на развитие
военного искусства во 2-й половине  19в

Изменение в боевой выучке

 Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в
боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на
войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий.

        Например, в
Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось
одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан
специальный приказ по обучению рекрутов, в котором предписывалось обучать их
обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного
строя при непременном условии сознательного усвоения. Серьезно значение
придавалось обучению стрельбе в цель, строевой и огневой подготовке, применению
к местности, саперному делу.

         С начала 70-х
годов, как тактические учения, так и стрельбы артиллерии  начинают проводиться в обстановке,
приближенной к боевым условиям. В целях доведения искусства “цельной” стрельбы
полевой артиллерии “до возможной степени совершенства” вводилась новая
программа практических стрельб, 
увеличивались денежные поощрения – призы наводчикам за отличную
стрельбу. При проведении боевых 
стрельб  практиковалась смена
прислуги и лафетов у орудий, вызывались запасные наводчики, менялись лошади и
упряжки и т.п.

        Для подготовки
кавалерии к пробегам на большие расстояния 
совершались ускоренные марш-маневры на дальние дистанции.

         Значительно
было усилено физическое воспитание солдат. В войсках преподавали гимнастику и
фехтование, создавались гимнастические городки, сооружались различные
укрепления, которые солдаты учились штормовать. Больше заботы  проявлялось о повышении грамотности среди
солдат. Издавались специальные солдатские журналы, открывались ротные и
полковые библиотеки. В военных академиях, а также в крупных центрах дислокации
войск в определенные дни для всех желающих практиковались лекции по различным
вопросам военных знаний. Наряду с этим в тактической подготовке войск  сохранялись отдельные старые принципы
(сомкнутый строй, недостаточное использование возможностей нового вооружения:
скорострельности, стрельбы на дальние дистанции, по закрытым целям). Отпуск
снарядов для стрельбы был крайне ограничен. По-прежнему игнорировалась стрельба
с коны и действия в пешем строю. Кавалерия была слабо  подготовлена к нанесению разведывательной службы.

Перемены в подготовке военных кадров.

               Для
улучшения подготовки офицерского корпуса в середине 60-х годов была проведена
реформа военно-учебных заведений где после смерти генерал-адъютанта Ростовцева
главным начальником в 1860 – 1862 гг. стал великий князь Михаил Николаевич. В
соответствии с потребностями было уменьшено число этих заведений и улучшено
качество обучения в них.

          Общее
образование было отделено от специального, расширен доступ лицам недворянского
происхождения. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное
управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным
руководителем реформы военного образования. Управление, заменившее Главный штаб
его императорского величества по военно-учебным заведениям,  ведало всеми военно-учебными заведениями,
кроме специальных, которые находились в ведении соответствующих управлений и
Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений
Военного министерства был учрежден Главный военно-учебный комитет.

           В 1862 г.
офицерские классы Морского корпуса преобразовались в Академический корпус
морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12кадетских корпусов заменили военными
гимназиями (со временем их

число увеличилось). Военные гимназии являлись средними  учебными заведениями военного ведомства типа
реальных училищ. Они готовили воспитанников к поступлению в военные училища.
Курс обучения был 6-летний, с 1874 г. – 7-летний. В 1863 г. созданы новые
военные училища. Для подготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с
1864 г. ввели юнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые
принимались юноши, окончившие средние учебные заведения.

        С 1876 г. в
военные учебные заведения стали приниматься 
лица из всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из
дворян. А в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно
дворяне.

         Вновь
введенный порядок производства в офицеры предусматривали обязательное окончание
курса юнкерского училища  или сдачу при
нем установленного экзамена.

         В 1868 г. для
обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были
реорганизованы в военные прогимназии.

         Реформа
затронула и высшее учебные заведения – академии. В них пересматривались учебные
планы и программы.

          Помимо
существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной,
Михайловской  артиллерийской и  Медико-хирургической академии, в 1867 г.,
как отмечалось выше, открылась Александровская военно-юридическая академия.

           Следует
подчеркнуть, что  в Артиллерийской
академии работали известные ученые – профессор баллистики Н. В. Маевский,
профессор технологий А.В. Гадолин, выдающий математик П.Л. Чебышев. Высокий
научный авторитет завоевала в 60 – 70-х годах Медико-хирургическая академия,
ставшая центром  передовой медицинской
мысли в России. Серьезные преобразования в ней были связаны с именами
президента академии профессора хирургии П.А. Дубовицкого и ученого  секретаря известного химика Н.Н. Зимина. При
академии были организованы научные институты – анатомо-физиологический,
естественно-истирический, а также крупный клинический госпиталь. В числе
профессоров академии были  выдающиеся
ученые С.П. Боткин и И.М. Сеченов.

            В 1872 г.
при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где
слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе
Академического курса морских наук была создана Морская академия.

           Всего к 1880
г. в числе  военно-учебных заведений
значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16
юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными
классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и
Морской корпус.

          Реформа
военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и
поднять уровень их подготовки.

                  
Обновление иррегулярных войск.

 Весомые преобразования
распространялись и на иррегулярные 
войска (войска, не имевшие единой и постоянной организации или
отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и
др. В России  в 18 – начале 20 вв.-
казачьи войска и др.).

        К началу 1871
г. в ведении Военного министерства 
состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское,
Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское;
Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды.

         Изданы новые
положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое
вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные
условия с регулярными войсками. В первую очередь преобразования проведены в
шести казачьих войсках: Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском,
Забайкальском и Амурском. Новый устав о воинской повинности позже был введен  в четырех казачьих войсках: Кубанском,
Терском, Астраханском и Сибирском.

          Некоторые
преобразования коснулись и так называемых инородческих войск. К началу 1871 г.
на службе состояли следующие части: лейб-гвардии Кавказский эскадрон  Собственного Его Величества конвоя,
Дагестанский и Кутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская,
Терская, Андийская и Кубанская, Грузинская пешая дружина и Гурийская пешая
сотня. Во всех этих частях состояло на службе по спискам 131 офицер и 5612
нижних чинов. Для новобранцев из крымских татар и башкир Оренбургской губернии
были в 1874 г. образованы Крымский, Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре
переформированы  и дивизионы. С декабря
1876 г. по распоряжению главнокомандующего Кавказкой армией началось
формирование новых инородческих частей на Кавказе.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.