Реферат по предмету "История"


Значение “Великого посольства” для преобразования России в европейское государство

Значение “Великого
посольства” для преобразования России в европейское государство

Историческая роль ''Великого посольства'' по-разному была
оценена русскими историками. Положительный итог заключался в преодолении
отставания России во многих областях промышленного развития, получении импульса
для проведения реформ, обучения русских людей за рубежом.

Хотя главная цель посольства не была достигнута - Россия не
смогла найти союзников для войны с Турцией, зато Петр употребил время
пребывания в Голландии и Англии для приобретения новых знаний, а посольство
занималось закупкой оружия и всевозможных корабельных припасов, наймом моряков,
ремесленников и т.п. На европейских наблюдателей Петр произвёл впечатление
любознательного дикаря, заинтересованного преимущественно ремёслами,
прикладными знаниями и всевозможными диковинами и недостаточно развитого, чтобы
интересоваться существенными чертами европейской политической и культурной
жизни. Его изображают человеком вспыльчивым и нервным, быстро меняющим
настроение и планы и неумеющим владеть собой в минуты гнева, особенно под
влиянием вина.

Заграничное путешествие Петра Великого имело очень большое
значение. Во-первых, пребывание в чужих краях в течение полутора лет
окончательно выработало личность Петра. Он получил много полезных знаний,
привык к культурным формам европейской жизни, умственно созрел. Во-вторых,
путешествие царя на Запад оживило отношения Москвы с Западом, усилило обмен
людьми между Русью и Европой. В-третьих, за границей Петр узнал действительные
политические отношения держав, и вместо несбыточных мечтаний об изгнании турок
в Азию выработал трезвый план борьбы со Швецией за Балтийское побережье.

И, конечно, с точки зрения проведения административных
преобразований миссия на Запад способствовала формированию нового взгляда на
российское общество и принципы управления — от создания совершенно новых
государственных органов до изменения процесса документирования и слома
консервативных приказных традиций.

Мнения о реформах Петра, после возвращения из “Великого
посольства” чрезвычайно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка
ближайших соратников Петра держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов
формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса,
напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был
антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Петр
совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю.
Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность,
европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали
все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали
полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали
великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям;
наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое
отклонение, вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические
доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба
элемента - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал
наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней стороной реформы и
личной деятельностью преобразователя. Другие результаты должно было дать
изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также в связи с условиями
современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы
показало, что во всех областях общественной и государственной жизни - в
развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного
быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество
Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым
развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа
Петра, с другой стороны, и при нём ещё не находит достаточной почвы в русской
действительности, а потому и после Петра остаётся формальной и видимой. Новые
платья и ассамблеи не ведут к усвоению европейских привычек и приличий; точно
так же новые заимствованные из Швеции учреждения не опираются на
соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число
европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека
сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных
школ, открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000
навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727
году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии,
и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра
огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков
борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и
экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в
системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В
России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое
значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и
размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими
странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в
развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре
церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась
ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти изменения происходили в условиях вступления
феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их
недрах новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию
технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие,
они имели огромное прогрессивное значение.

Очевидно, также и сопротивление, которое вызвала каждая из
реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоев:
боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало
существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и тяжёлой
службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего
положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её
доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб;
народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы
осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами,
которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность
патриархального быта и уклада жизни.

Их осуществление было в немалой степени связано с
деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного
государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной
целеустремлённостью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и
преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и
дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать
правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри- и внешнеполитической
обстановки.

Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к
литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он
прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию.
Пушкинские строки “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” метко
выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I. Он умел подбирать
деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной
деятельности. В числе “птенцов гнезда Петрова” были такие крупные
государственные и военные деятели своего времени, как А.Д. Меньшиков, В.П.
Шереметьев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин, Феофан Прокопович, В.Н.
Татищев.

Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической
основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление
феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и
привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением
крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на
новые сферы экономической жизни, насаждением наиболее грубых и тяжёлых форм
крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя,
чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование
капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие
народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную
отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была
органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была
характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов
ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Думаю, что девизом того времени могли бы стать строчки
Пушкина: “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” Петр Великий не
жалел ни сил, ни здоровья во имя процветания России, старался, чтобы его
сподвижники и весь российский народ следовал его примеру.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.