ВЕЛИКАЯ
АЛАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ И НАСКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ХРИСТА
Летом 2000 года
была обнаружена наскальная икона Господа Иисуса Христа. Икона написана яичной
темперой в византийском стиле X века. Для того чтобы понять, как появилось
столь уникальное изображение в горах Черкеска, необходимо обратиться к истории
этой местности...
Мы не станем
повторяться и цитировать историков, подробно описывая историю христианства на
Кавказских горах - чуть ли не со времен апостольских. Особое внимание
христианизации Кавказа уделил император Юстиниан Великий (527-565). Это задолго
до рождения ислама! На Кавказе было открыто в VI веке несколько епархий, в
составе Константинопольской патриархии.
"Грузинские
летописи свидетельствуют о том, что VI Вселенский Собор подчинил Мцхетскому
патриаршему престолу Осетию и Черкесию". (Митрополит Ставропольский и
Бакинский Гедеон. История Христианства на Сев. Кавказе до и после его
присоединения к России. Москва - Пятигорск, 1992г., с.19 -20.) Видимо, после
Юстиниана Великого влияние Византии слабело на Кавказе и далекий центр на
Босфоре не мог удержать за собой эти кафедры, ввиду чего и передал их
Грузинскому патриарху. Но позднее - в эпоху Палеологов Византия осознала величину
своей утраты: Грузинская патриархия не могла быть проводником национальной
политики Византии на Кавказе, так что параллельно существовали кафедры
Константинопольского патриарха - на территориях, которые носили международное
значение (торговые пути государственного значения). И в X веке византийские
императоры вновь вынуждены были обратить серьезное внимание на кавказские
земли, используемые ими и как естественный пограничный кордон, и как
"место встречи" различных культур на пересечении торговых путей. Бог
не оставляет без Своего Промышления "людей, седящих во тьме" (Мф.
4:16) язычества: когда они созрели для принятия проповеди о Христе - создалась
благоприятная историческая ситуация, благодаря которой императоры Византии
вспомнили о пограничных народах и распространили на них свое политическое
влияние, а вместе с тем несли и Свет Православия.
X - XIV века -
это время очередного демографического реванша, а значит, благоприятной почвы
для религиозных миссий. Политический кризис (всегда присутствующий при любом
реванше - демографическом, этно-культурном, социальном и т.п.) вызывает
озабоченность в тех кругах, которым важно контролировать ситуацию, чтобы не
потерять своей стабильности. Эта озабоченность проявляется в окультуривании и
религиозном просвещении иноземной, угрожающей государству массы. Так
Промыслитель Бог наполняет смыслом все земные, исторические
"случайные" события, через них приводя людей к Свету Истины... В
эпоху Палеологов на смену ослабевшим епархиям Юстинианова периода приходит
Великая Аланская архиепископия, вскоре получившая статус митрополии, в которую
входили и земли черкесов. И по сей день остались следы этой некогда
величественной крепости. В районе Нижнего Архыза сохранилось множество
архитектурных памятников. Сам Н. Архыз расположен в ущелье реки Большой
Зеленчук, "где сохранились остатки трех храмов Византийской постройки;
вероятно [это] и был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских
письменных источниках с начала X и до XIV века.... Весьма вероятно, что именно
крупное городище - Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и
было центром этой епархии". (Там же, с.47.)
Митрополит
Гедеон обращает внимание на то, что в окрестностях ущелья сохранилось множество
памятников: каменные статуи воинов - христиан (их плечи и чело украшены
крестом, а в руках - чаша, символизирующая выпитые до дна страдания). Это
подтверждает историческую догадку о том, что митрополия была и военной
крепостью, центром византийского влияния на Кавказе. "Совершенство
архитектурных форм храмов и росписей, наличие следов большого города говорит,
что здесь был центр Аланской державы. В пользу этого говорит и удобное
географическое положение - по дороге через Клухорский перевал в Абхазию, а по
Б. Зеленчуку и Лабе - к устью Кубани", - замечает историк аланов и их
потомков-осетин Б.Синтский. (цит по: м. Гедеон.... с.46.)
И вот последняя
находка, которой благословил Господь нашу землю - это оглавное изображение
Господа Иисуса Христа. Находится он на отвесной скале, метров двести над рекой
Б.Зеленчук. Сам образ помещен в естественную скальную нишу, прикрытую сверху
каменным козырьком. В ясную солнечную погоду, под прямыми лучами солнца образ
не видно. Но в пасмурную погоду, а также утром и вечером можно заметить тусклое
изображение, писанное на гладкой каменной поверхности умелым византийским
иконописцем. Хотя издали кажется, что изображение рельефно. Поразительно
сходство этого изображения с "оттиском" Лика Спасителя на Туринской
Плащанице.
События
религиозного характера должны быть осмыслены, т.к. в них является Божия воля;
даже если ничего особо "чудесного" нет, все равно в религиозной
плоскости - это чудо. Чудесно то, что в материальных вещах, в исторических
памятниках мы приобщаемся к благодеяниям Божиим; чудесно то, что в исторических
предметах мы можем видеть их духовный смысл. Чудесно не только то, что
превосходит законы природы, но и то, что при всем своем натурализме может нас
приобщить к метафизической реальности. И в этом смысле архызский образ -
величайшее чудо: под вдохновением Святаго Духа десница изографа изобразила
икону, которая своей духовной глубиной поражает всех, кто ее видел - даже не
особо воцерковленных людей. Вот как описывает свое восхождение к Иконе
кубанский фотограф: "Широко открытыми глазами Спаситель спокойно смотрел
на меня, грешника... Я стал на колени и сказал сам себе: "Бог есть"!
Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерой в руках
я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и Лик, и пропасть за моей
спиной". (Спас Нерукотворный у Н.Архыза. П.Ткаченко, "Патриот",
№ 1, 2001.) "Вездесущий взор огромных... глаз проникает в самые потаенные
глубины души человека", делится своими впечатлениями С.Малахов.
Чудесно также и
то, что этот образ, сохранившийся в веках от распада под воздействием стихий
природы, был сокрыт "до времени" от разметывающего вихря советского
атеизма.
Но почему этот
образ был явлен именно сейчас, именно в эти дни? Почему Господь не открыл этот
образ в начале 90-х, во время массового религиозного ажиотажа? Хочется не
исчерпать эту тайну, а благоговейно над ней поразмыслить. На мой взгляд, здесь
рука Провидения указывает нам на соотнесение времен: X век, как и конец XX -
начало XXI века - это времена колоссальных нестроений и демографического
реванша на Кавказе. Но духовный взор людей X века не упустил этой миссионерской
ситуации. Не упустим ли мы?
Список
литературы
Монах Феогност
(Пушков). Великая аланская митрополия и наскальный образ Христа