Реферат по предмету "Архитектура и строительство"


ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАФЕ

Содержание Введение… ……2 Исторические корни предприятий питания….……….3 Происхождение и история развития в России и Москве….4 Принципы и организация … ………6 Требования к размещению кафе… 8 Принципы планировки предприятий общественного питания………….…… 9 Объемно-планировочные решения… ……10 Строительство кафе и кофеин… …13

Стиль и концепция…14 Основные стили в дизайне интерьеров… …14 Интерьеры помещений для посетителей….…17 Список используемой литературы… 25 Введение Кафе — место, которое привлекает самых разных людей вне зависимости от возраста, пола или профессии. Это люди, которые хотят перекусить, передохнуть, отвлечься, расслабиться. Они ищут такое место, которое будет расположено близко к дому или месту работы, в котором быстро и

качественно обслужат, и где будет комфортно и уютно. Для того, чтобы кафе стало именно таким место, куда будет приятно прийти и провести немного времени, необходимо четко и верно создать концептуальный проект кафе. И тогда, пускай это будет место для встреч и свиданий, место для того, чтобы подкрепиться, для того, чтобы передохнуть и расслабиться, или встретиться с друзьями и веселиться, но люди будут туда возвращаться

туда снова и снова. Любая кофейня или кафе должны иметь помещение для кухни, зал для посетителей (может быть два зала — отдельно для курящих и для некурящих), зона для персонала, а также туалетные комнаты. Все это необходимо учесть при разработке планировки кафе. В зале для посетителей должна быть барная стойка, витрина-холодильник, столы, стулья для посетителей. Чтобы отделить залы для курящих и некурящих друг от друга можно использовать разного типа мебель, перегородки,

колонны, стены и другие элементы интерьера Особенно уютную атмосферу создает приглушенный свет, вместе с ароматом кофе он создает приятную обстановку для общения. На сегодняшний день кафе и кофейни очень популярны. Все чаще и чаще такие места становятся основным местом не только для будничного отдых, отдыха во время рабочего дня на обеде, но и для отдыха на выходных, чтобы встретиться и поболтать в уютной и спокойной

обстановке. Исторические корни предприятий питания Существуют доказательства, что племена в Дании приготавливали пищу в больших кухнях и ели вместе большими группами 12.000 лет назад. Древние Египтяне оставили рисунки людей, готовящих пищу.Первые кабаре (магазины по продаже вин и ликеров) были созданы примерно в 4.000 году до Рождества Христова. Кабаре функционировали во времена

Римской и Византийской Империй. Большинство из них располагались в городах вблизи от храмов и домов правительства. В средние века города пришли в упадок и важными центрами экономической активности стали феодальные поместья, где короли, лорды и князья должны были кормить двор и прислугу численностью до 30.000 человек. По сути, это были своего рода первые предприятия массового питания социальной сферы.Примерно в 1.200 году в Лондоне появились публичные кулинарные магазины, которые предлагали посетителям

готовую пищу на вынос. Спустя 200 лет появились скатерти, стекло и хрусталь, в также приборы (ножи и вилки). Вместо наваливания пищи кучей на общее блюдо, повара начали подавить еду в меньших количествах и красиво оформляли блюда.В 1765 году A. Boulander открыл в Париже магазин по продаже супов, вывеска на котором приглашала голодных людей зайти и восстановить силы. Он называл свой суп “le restaurant divin” — «божественное укрепляющее средство».

Французское слово “restaurer”, означающее «восстанавливать» и стало началом для слова «ресторан». Рестораны Буландера были очень популярны и подобные им стали открываться по всей Европе.В Америке основу для создания предприятий питания положил туризм. В 1634 году Samuel Cole открыл первую в Америке таверну. В 1656 году в штате Massachusets был издан закон, требовавший, чтобы каждый город в

Колонии имел таверну или аналогичное предприятие. Первая кофейня появилась в Бостоне в 1670 году.Население Америки росло и требовало все больше постоялых дворов, а затем гостиниц и ресторанов. По мере увеличения числа гостиниц повара заимствовали кулинарные идеи и рецепты от европейских поваров, медленно изменяли их и создали то, что сейчас известно как американская кухня.Американские предприятия питания, таким образом, получили начало и развивались с таверн и гостиниц.

Расположенные вблизи центров экономической активности, таверны представляли собой места встреч для обмена информацией, для разговоров о политике под аккомпанемент хорошей пищи и эля. Наибольшим успехом пользовались таверны и гостиницы, владельцы которых были в курсе всех местных событий.Служба питания в госпиталях существовала в той или иной примитивной форме в течение нескольких веков. Но в 1854 году Florence Nightingale, реформатор профессии медицинского ухода и первый больничный диетолог,

ввела штатную единицу сестры-диетолога в английском военном госпитале в Scuturi (Турция) во время Крымской войны. Это она подчеркнула роль правильной диеты в период выздоровления пациентов и положила начало научному подходу к лечению, уходу и питанию в больницах и госпиталях. Происхождение и история развития в России и Москве На Руси приготовление пищи долгое время было делом сугубо семейным.

Ведала им как правило наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных. Приготовление пищи на Руси выделилось в отдельную специальность в 11 веке. В рассказе Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров.

У князя Глеба был старейшина поваром по фамилии Торчин, первый из известных нам русских поваров. Характер приготовления блюд русской кухни в значительной мере обусловлен особенностям русской печи, которая в качестве очага столетиями (с 14 века) верно служила и богатому, и простому народу. Блюда готовили в горшках и чугунках, жарили рыбу и птицу крупными кусками, было много запечных, тушеных и запеченных блюд.В России первые попытки создать кулинарный словарь относятся к концу

XYIII — началу XIX века, что объясняется общим влиянием французской культуры, проникавшей в разном виде во все страны Европы после Французской революции 1789 г.Стремление дать российским помещикам какое-то руководство для ориентации в иностранных кушаньях, привнесенных в Россию в течение всего XYIII в а также облегчить контроль за качеством изделий, расходом продуктов и вкусом новых блюд, изготовляемых как иностранцами, так и доморощенными поварами, вызвало появление

«Словаря поваренного, приспешничьего, кондитерского и дистилляторского, содержащего по азбучному порядку подробное и верное наставление к приготовлению всякого рода кушаний из французской, немецкой и голландской, испанской и английской поварни». (Москва, 1795-1797 гг.) Составителем этого словаря был тульский помещик В.А. Левшин (1746-1826). Словарь состоял из 6 томов в среднем по 460 страниц в каждом и был, по сути, соединением

переводов нескольких иностранных поваренных книг с присоединением описания «русской поварни», то есть блюд русской, белорусской и украинской кухонь, которые бытовали в то время на Руси.{Приспешник — русское наименование помощника главного повара на больших кухнях или вообще повара второго разряда, который не имел права самостоятельно приготавливать некоторые блюда (в основном праздничные, парадные и десертные). Он практически руководил персоналом кухни, следил за выполнением ими своих обязанностей,

за получением провизии, а также за состоянием посуды и другого кухонного оборудования. В его обязанности также входило приготовление всех бульонов, очистка и разделка мяса, рыбы и овощей к приходу главного повара, который уже их этих полуфабрикатов окончательно готовил блюда, заправлял супы и руководил лично декоративной отделкой блюд. В русской кухне XIX века в крупных ресторанах, в придворной кухне приспешниками были исключительно русские

повара, а главными поварами, или, как их тогда называли — метрдотелями, были французы, австрийцы, итальянцы. Другими должностями кухонных работников были: ключник (почти всегда русский), ключница (только русская, местная) — в их обязанности входило приготовление и хранение солений, квашений и мочений; погребщик, или кравчий — ведал напитками, особенно алкогольными.}В 1800 г. в Москве был издан еще один кулинарный словарь Панкрата

Сумарокова под названием “Источник здравия, или Словарь всех употребительных снедей, приправ и напитков, из трех царств природой извлекаемых”. Эта книжка открыла в русской кулинарной литературе «новое» направление, в основе которого были «полезность» или «вредность» блюд, и все питание рассматривалось не в кулинарном плане, а «касательно сохранения здоровия и врачевания болезней», как заявлял сам автор. Следует только отметить, что в большинстве случаев

Сумароков исходил не из подлинных свойств продуктов, а использовал веками бытовавшие религиозные воззрения, суеверия, привычки или заблуждения, что в последствии стало удобным руководством для шарлатанов и способствовало укоренению многих неверных и нелепых представлений о том или ином продукте питания или напитке. Тем не менее, его можно назвать первым выразителем идеи о здоровом, рациональном питании.На формирование русской кухни оказывали влияние культурные обмены с соседними народами.

Огромное влияние на богатые дома оказала французская кулинарная школа. Настоящей революцией на нашей кухне стало появление нового очага — плиты, пришедшей к нам из Голландии при Петре I. Вместе с плитой появилась и наплитная посуда с кухонным инвентарем.Огромную роль в развитии отечественной кулинарии сыграли трактиры и рестораны, в которых в 19-20 веках сформировалась русская кулинарная школа. Кабак — в старину питейное заведение.

Постоялый двор — трактир с местами для ночлега и двором для лошадей. Трактир [от лат. Tracto — угощаю] — первоначально гостиница с рестораном, позднее — ресторан низшего разряда. Харчевня — трактир низшего разряда, закусочное заведение с дешевыми и простыми кушаньями. Конец XIX и начало XX в. — расцвет ресторанного дела в России. Становится модным выписывать из Франции поваров, причем сразу нескольких, т.е. для приготовления

каждого вида блюд. В ресторанах и трактирах выступали венгерские, цыганские, русские хоры. Популярны также были развлечения: бильярд, петушиные бои и др. При этом знаменитые трактиры мало чем отличаются от ресторанов. Главное отличие — кухня (в ресторанах — французская, в трактирах — русская и обязательно чай). Обслуживающий персонал в ресторанном деле в России был разным: в ресторанах официанты — во фраках и

белых перчатках (как правило, татары, как непьющие мусульмане), в трактирах — половые (из крестьян) в белых фартуках. Рестораны и трактиры в России постепенно преобразовались в своего рода клубы: определенный ресторан или трактир посещали люди одной профессии. Таким образом, рестораны и трактиры превратились не столько в места питания, сколько стали частью образа жизни людей. Этапы развития общественного питания (Советский период) 8 ноября (27 октября) 1917 года

В.И. Ленин подписал декрет об организации общественных столовых, контроле за их деятельностью и распределению продовольственных фондов. Первые столовые возникли на Путиловском заводе в Петрограде, а за тем в Москве и других городах. В условиях острой нехватки продуктов и хозяйственной разрухи в период гражданской войны и иностранной интервенции общественные столовые сыграли большую роль в обеспечении питанием населения.

В период нэпа общественные столовые были переданы в ведение потребительской кооперации и переведены на хозяйственный расчет. К началу 1921 года в них питалось свыше 8 миллионов человек.До тридцатых годов отрасль не получала должного развития, так как внимание страны было направленно на индустриализацию и организацию колхозного хозяйства.Создав материальную базу для развития общественного питания в стране,

ЦКВКП(б) 19 августа 1931 года принял постановление «О мерах улучшения общественного питания», в котором отметил важное значение общественного питания и предусмотрел ряд мероприятий, направленных на повышение качества и расширение ассортимента блюд, улучшение санитарных условий и укрепление материально—технической базы предприятий, на увеличение заинтересованности работников в результатах их труда. Вступили в строй первые кулинарные школы, техникумы, институт.

Заводы торгового машиностроения выпустили первое отечественное оборудование. Для улучшения снабжения сырьем предприятия общественного питания получили право заготавливать сельскохозяйственные продукты и организовывать подсобные хозяйства. Был введен бракераж готовой продукции и кулинарных изделий. Принципы и организация Развитие и улучшение общественного питания возможно в том случае, если проектирование столовых, кафе и др. будет вестись с применением новых форм обслуживания, передовой технологии производства

и рациональных приемов размещения этих предприятий. Столовая - наиболее распространенный вид предприятия общественного питания. По характеру обслуживания различных групп населения столовые делятся на общедоступные, обслуживающие непостоянный контингент посетителей, и закрытые, обслуживающие постоянный контингент (при больницах, учебных заведениях, промышленных предприятиях и др.).

При комбинатах общественного питания необходимо иметь большое складское хозяйство, включающее охлаждаемые и неохлаждаемые складские помещения. Кроме того, при комбинате предусматриваются группы административно – бытовых и подсобно – технических помещений. Предприятия общественного питания могут быть встроенными и размещаемыми в отдельно стоящих зданиях. Они включают в себя следующие группы помещений: - торговые помещения (обеденный зал с раздаточной, буфет, вестибюль, гардеробная и умывальник для посетителей);

- производственные помещения (горячий цех, хлеборезка, мясо – рыбная, овощная и холодная заготовочная, моечная, комната шеф – повара); - складские помещения (камеры охлаждения для мяса, рыбы, молока, кладовые для сухих продуктов, инвентаря, белья, загрузочная); - административно – бытовые помещения (контора, кабинет директора, комната персонала, гардеробная, душевые и уборные для персонала); - технические помещения (вентиляционная камера, щитовая, бойлерная, тепловой узел).

Технологическая схема предприятий общественного питания зависит от взаимного расположения производственно – бытовых помещений и торгового зала. При системе самообслуживания на пропускную способность предприятий общественного питания сильно влияет характер планировки обеденного зала и схема размещения раздаточной. Размещение раздаточной должно предусматривать непосредственную связь с доготовочными цехами и четкий график движения посетителей. Пропорции обеденного зала в плане должны выбираться с учетом обеспечения

лучших условий для организации самообслуживания. Наиболее приемлемым считается отношение ширины к длине зала от 1:1 до 1:3. В целях снижения уровня шума в обеденном зале при отделке его стен и потолка применяются звукопоглощающие плиты. Оборудование в обеденном зале размещают таким образом, чтобы посетитель имел свободный доступ к раздаточной линии и всем обеденным столам. Для свободного передвижения посетителей в обеденном зале устраиваются главные и второстепенные проходы

между столами и стульями. Ширина главных проходов (между стульями) должна быть не менее 1.2 м, второстепенных проходов при одностороннем движении (между стульями) -0.6 м. Производственные цеха должны размещаться с учетом удобной взаимосвязи между собой, обеденным залом и кладовыми. При планировке производственных помещений учитывается ориентация их по сторонам света. Горячий и кондитерский цеха ориентируются на север, северо-восток, северо-запад.

Этой же ориентации следует придерживаться для холодильных камер. Моечные столовой посуды предусматриваются во всех предприятиях общественного питания, независимо от их вместимости. Они располагаются смежно с раздаточной и обеденным залом. Моечная кухонной посуды располагается смежно с горячим цехом. Состав складских помещений и их площади определяются в зависимости от мощности предприятия общественного

питания. Как правило, складские помещения располагаются в подвальном этаже (не исключается их расположение и на производственном этаже). Административно бытовые помещения предприятия общественного питания на 150 посадочных мест и более должны иметь самостоятельный вход. Требования к размещению кафе Генеральный план участка разрабатывается вместе с проектом предприятия. Это план участка с обозначением всех зданий, подсобных сооружений, зеленых насаждений, автостоянок,

ограждений, дорог и пешеходных дорожек, мест ввода коммуникаций и др. Для предприятий, размещаемых в отдельно стоящих зданиях, рекомендуется планировать процент застройки участка в пределах 30-40%. Все проезды и проходы на территорию должны быть асфальтированы. На участке следует предусмотреть четкое зонирование территории с выделением следующих зон: зоны для потребителей, производственной зоны, хозяйственного двора.

В зоне для посетителей предприятия общественного питания при необходимости предусматривается площадка для сезонного размещения столиков на открытом воздухе. В хозяйственной зоне предусматривается комплекс хозяйственных построек (для тары, угля, инвентаря и т.п.), гаражи. Желательно предусматривать отдельный въезд в хозяйственную зону. Рекомендуется предусматривать озеленение свободной площади, выделение площадок для автотранспорта и

мусоросборников. Площадка мусоросборников должна располагаться не ближе 20 м от окон и дверей пищеблока и не ближе 25 м от жилых домов, площадок для игр, спорта и отдыха жителей, иметь твердое покрытие, размеры которого должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Предприятия общественного питания могут располагаться также в пристроенных, или встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям постройках, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, на

территории промышленных объектов. В нежилых помещениях жилых зданий допускается размещение предприятия общественного питания общей площадью не более 700 м2 с количеством мест не более 50. На генплане следует указывать ориентацию здания, так как производственные и складские помещения следует ориентировать на северную сторону горизонта. Принципы планировки предприятий общественного питания Правильная планировка помещений предприятия с учетом гигиенических принципов способствует хорошей организации

труда, выполнению санитарных норм и правил производства безопасной и качественной продукции. Гигиенические принципы планировки помещений и расстановки оборудования: 1) обеспечение строгой поточности движения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и пищи в соответствии с ходом технологического процесса. Планировка помещений должна предусматривать четкое разделение процессов обработки сырья и реализации готовой продукции, исключение встречных, совместных и перекрещивающихся

потоков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, пищевых продуктов и отходов, чистой и грязной посуды и т.п.; 2) разобщение потоков: технологического процесса приготовления пищи, потока персонала и потока потребителей. Это осуществляется объединением помещений в блоки по группам: для персонала, потребителей, производственных и складских помещений; 3) обеспечение санитарно-эпидемиологических условий, необходимых для получения безопасной и высококачественной продукции, и благоприятных условий для труда и отдыха

людей. Для этого учитывается взаимное расположение помещений, как в поэтажных планах, так и при вертикальном размещении на этажах, а также их ориентация по сторонам горизонта. Расположение помещений должно способствовать обеспечению естественного освещения, наилучших параметров микроклимата, уровней шума и вибрации и других условий труда персонала и отдыха потребителей. Набор и площади помещений зависят от степени централизации производства, специализации, мощности, вместимости,

объема услуг, оказываемых предприятием. В заготовочных предприятиях проектируют полный набор складских и производственных помещений, служебно-бытовые помещения и экспедицию. В предприятиях с полным производственным циклом планируется наиболее полный набор всех групп помещений: складских, производственных, для потребителей, служебно-бытовых, технических. Проекты предприятий питания разного типа, построенных на территории

России, приведены в приложении 4. Объемно-планировочные решения 3.1. Проекты новых и реконструируемых предприятий общественного питания должны соответствовать прогрессивным направлениям развития отрасли, функционально-технологическим требованиям организации производства на предприятии, градостроительным условиям размещения, определяющим требования к объемно-планировочным и архитектурным решениям здания, требованиям по внедрению прогрессивных конструктивных систем и отделочных

материалов, нормативно-экономическим требованиям проектных решений. Проектирование предприятий питания должно осуществляться в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса в отрасли строительства и общественного питания. 3.2. Величины предприятий общественного питания, состав и площади помещений, соответственно схемы функциональной взаимосвязи помещений и принципиальные планировочные решения зависят от двухосновных факторов; исходного

продукта, на основе которого работает предприятие- технологической основы, а также форм и методов обслуживания посетителей. 3.3. В зависимости от исходного продукта, который для отечественных предприятий питания дифференцируется на три вида: сырье, полуфабрикаты и продукция высокой степени готовности (ПВСГ), все типы предприятий общественного питания классифицируются на: заготовочные - с полным технологическим циклом обработки сырья и приготовления продукции; доготовочные- с неполным технологическим циклом.

К первым относятся предприятия питания, работающие на сырьевой основе, такие, как рестораны, столовые с заготовочными функциями, способные обслуживать ряд доготовочных предприятий и снабжать своей продукцией магазины кулинарии. Ко вторым относятся предприятия, работающие на полуфабрикатах и продукции высокой степени готовности, такие, как: кафе, столовые-доготовочные, закусочные, предприятия быстрого обслуживания и пр. 3.4. Все рассматриваемые типы предприятий общественного питания по формам и методам обслуживания

посетителей делятся на две основные группы: предприятия, обслуживающие посетителей через официантов, и предприятия, функционирующие по принципу самообслуживания. 3.5.Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий предприятий общественного питания должны обеспечивать возможность организации различных форм обслуживания посетителей (самообслуживание, обслуживание официантами и др.) и внедрения прогрессивной технологии централизованного и комплексного снабжения доготовочных

предприятий полуфабрикатами высокой степени готовности и готовой охлажденной продукции при максимальной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и других трудоемких процессов. 3.6. Техническое оснащение предприятий питания должно основываться на широком повсеместном внедрении в проекты современного высокопроизводительного технологического оборудования: модулированного зарубежного и отечественного оборудования, индустриального изготовления (соответствующего модулю стран

СЭВ); функциональных емкостей, передвижных стеллажей и контейнеров для доставки полуфабрикатов и продукции высокой степени готовности, что отвечает основной направленности отрасли общественного питания на широкое использование продукции фабрик-заготовочных и продукции пищевой индустрии, и способствует повышению экономической эффективности объектов 3.7.Выбор конструктивного решения определяется анализом и оценкой индустриальной базы и местных строительных материалов в конкретном районе строительства, назначением,

типом, величиной и этажностью проектируемого объекта и размещением предприятия в отдельно стоящих зданиях, в помещениях встроенных и пристроенных к жилым домам и к общественным зданиям. Конструктивные решения должны учитывать при этом задачи экономного расходования строительных материалов в соответствии с действующими нормативными требованиями. ТП 101 81 (изд.1985 г.)"Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов"

(с изменениями, утвержденными постановлениями от 21.12.85 г. №261, от 30.01.86 г. № 9 и от 14.10.87 г. № 236). 3.8. Проектирование зданий общественного питания может осуществляться на основе применения самых разнообразных конструктивных систем и материалов. На основе полносборных железобетонных систем, каркасно-панельных и крупнопанельных конструкций, монолитного железобетона, кирпича, местных строительных материалов, из металлических облегченных конструкций, в

том числе - большепролетных, из деревоклееных конструкций, на основе применения смешанных конструктивных систем и материалов и пр. 3.9. Для встроенно-пристроенных предприятий питания основой является комбинированная система конструкций, с учетом конструкций жилого (или общественного) здания и принятой высоты этажа. В сельских населенных пунктах рекомендуется применение бескаркасных решений из кирпича и местных строительных материалов, или применение каркасных конструкций по неполной схеме, т.е. со стенами из местных материалов.

Применение облегченных металлических конструкций допускается при решении задач ускоренного строительства, а так же для возведения зданий во вновь осваиваемых и труднодоступных районах страны. 3.10. При проектировании зданий на основе использования индустриальных конструкций рекомендуется применять самый распространенный для предприятий питания шаг опор 6?6 м.При этом в залах большой вместимости может быть принята ориентация на увеличение сеток опор (6?9, 9?9, 6?12

ипр.). Внедрение в строительство эффективных конструкций и строительных материалов, в том числе модульных и передвижных перегородок должно обеспечивать возможность создания гибких планировочных решений предприятий и зданий, допускающих максимальную трансформацию пространств при эксплуатации, а также перепланировку при последующей реконструкции. 3.11. Высота помещений предприятия питания до низа выступающих конструкций и подвесных потолков должна быть не менее 2,7м. При этом рекомендуется для производственных помещений

принимать: 2,7 м – в предприятиях до 150 мест; 3 м - в предприятиях от 150 до 300 мест; 3,6 м - в предприятиях от 300 мест и более. Высоту помещений горячих цехов и моечных не рекомендуется проектировать ниже высоты смежных с ним обеденных залов и выше 3,6 м (для объектов массового строительства). Высоту до низа выступающих вентблоков в производственных, складских и бытовых помещениях допускается принимать 2,5 м. 3.12. Все основные функциональные группы помещений в структуре предприятия (здания)

должны иметь четкое зонирование и удобную функционально-технологическую взаимосвязь по средствам производственных коридоров, исключая пересечение людо- и грузопотоков. Ширину коридоров при этом по группам помещений принимать согласно табл.2. Таблица 2Группы помещений Ширина коридора при количестве мест в залах, не менее, м до 100св. 100 до 200св. 200 1. Производственные, для приема и хранения продуктов1,31,51,8 2.

Служебные и бытовые1,21,21,2 3.13. Входы в здание общественного питания и лестницы для посетителей и персонала должны проектироваться автономными. Вход для персонала в предприятиях до 100 мест допускается проектировать через приемочные помещения. Отдельностоящие, пристроенные и в составе торгово-общественных центров предприятия общественного питания массового строительства (т.е. до 300 мест) рекомендуется проектировать не более чем в двух наземных уровнях. При этом рекомендуется предусматривать проектирование эксплуатируемых

кровель, веранд и открытых площадок для оборудования дополнительных мест сезонной посадки. 3.15. Предприятия, проектируемые в два и более уровня, в том числе с подземным пространством, должны быть оснащены грузовыми лифтами; Как правило, не менее чем одним грузовым, грузоподъемностью 500 кг для транспортировки продуктов, с устройством перед лифтом разгрузочной площадки 2,7?2,7 м, не считая ширины примыкающих коридоров; и грузоподъемностью 100 кг для транспортировки отходов сразгрузочной площадкой 2?1,5

м. 3.16. Предприятия общественного питания, работающие на сырье и полуфабрикатах, обслуживаемые официантами и по принципу самообслуживания, проектируемые в одном или двух уровнях имеют различный состав помещений , а также различные схемы функционально-технологических и планировочных взаимосвязей Строительство кафе и кофеин На сегодняшний день, кофейни и небольшие кафе, можно назвать наиболее востребованными заведениями на российском рынке ресторанного бизнеса.

В первую очередь это связано с тем, что кафе, как и кофейня, зачастую рассчитана на широкую целевую аудиторию, в таких заведениях приятно провести время с друзьями, коллегами по работе или же просто расслабиться за чашечкой кофе. Строительство кафе и кофеин отличается от строительства заведений других форматов. Перед началом строительства кафе, должное внимание следует уделить разработке интерьера заведения, его оформлению, как внутри, так и снаружи. Создавая тематическую кофейню, следует понимать, на какую

публику вы рассчитываете, ведь от этого зависит окупиться и заведение и станет ли оно популярным. Прежде чем приступить к строительству заведения необходимо разработать его концепцию и проект. Существуют основные этапы, по которым осуществляется проектирование кафе и кофеин, среди них можно выделить следующие. Во-первых, это выявление и анализ заведений аналогичного формата, во-вторых, следует определиться с аудиторией, на которую рассчитано заведение.

Исходя из этого, можно говорить о ценовой политике кофейни. Довольно важный момент, о котором не следует забывать при проектировании кофейни — это разделение зала на несколько зон — для курящих и не курящих посетителей, внутри самой кофейни. Кофейня, дизайн которой выдержан в едином стиле, способна привлечь куда больше посетителей, ведь тематические заведения пользуются все большей популярностью. Таким образом, каждая мелочь, будь то столовые приборы,

посуда, мебель, светильники должны подчеркивать уникальность кафе или кофейни. Все это следует учитывать перед тем, как приступить к строительству заведения, ведь отталкиваясь от готового, тщательно продуманного проекта и концепции гораздо проще и быстрее построить и ввести в эксплуатацию, как кафе, так и кофейню. Стиль и концепция Кафе, бары и рестораны, пабы, харчевни и ночные клубы – у каждого заведения, рассчитанного на массовую публику, должен быть свой индивидуальный стиль, позволяющий

выделиться среди массы конкурентов. Одновременно стильный и уютный интерьер, вызывающий желание стать завсегдатаем, рекомендовать друзьям и знакомым. В дизайне интерьера кафе или бара очень большое значение имеет выбор мебели, а также освещение, цветовое решение, общая композиция и концепция заведения. Как правило, для большинства людей тяжелая массивная мебель из темного дерева ассоциируется с ощущением добротности и надежности. Приглушенный свет и нарочито грубые стены усиливают ощущение защищенности.

Такие бары и кафе напоминают средневековые харчевни, где реками лилось вино и эль, где велись бесконечные беседы, где люди отдыхали после тяжелого дня, набирались сил, слушали бардов и менестрелей. Многих привлекает подобная стилистика. Однако грамотно воссоздать правильную атмосферу под силу лишь профессионалам. Ведь очень легко допустить оплошность, и детали, невидимые для Вас, будут дисгармонировать с окружающей обстановкой, вызывая неприятие на подсознательном уровне.

Грамотно подобранное решение по оформлению стен, пола, потолка, обязательные аксессуары, вписывающиеся в создаваемый интерьер, мелкие детали – все это в руках умелых дизайнеров становится инструментом для создания настроения. Рестораны – заведения не столь демократичные – требуют такой же, если не большей, детальной проработки дизайна интерьера. Выбор цветов, расположение ме6ели, освещение, выбор покрытия для пола – все это задачи для профессионалов. Согласитесь,

Вы можете выбрать вариант кафельной плитки для пола, но совершенно забудете о том, что половое покрытие должно быть не только красивым, но и нескользким, безопасным, износостойким. Сочетание смелых однозначных цветов текстиля может придать дизайну ресторана уникальность и неповторимость. Однако, в погоне за эпатажем, Вы легко можете выбрать сочетание не оригинальное, а безвкусное. Ключевой деталью в дизайне интерьера отдельно взятого заведения может быть что угодно – решить это

самому очень сложно. Основные стили в дизайне интерьеров • Античность гармоничная и целостная архитектура, впоследствии воспринимающаяся более поздними стилями как первоисточник, как некий эталон для подражания. • Готический стиль отличается изысканностью: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, подчеркнутая вертикальность конструктивных элементов. • Классический стиль соответствует основательным людям.

Эталон изящества и благородства. Предельная функциональность сочетается с холодным великолепием убранства. o Классицизм требует больших финансовых средств – это стиль для людей с высоким социальным статусом. Художественный паркет, колонны, лепнина, мрамор. o Барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. o Рококо подчеркивает прихотливость, грациозность, интимность. o

Ампир парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль. • Модерн замечательно подчеркивает яркую индивидуальность хозяина. Плавные и мягкие линии декоративных элементов имеют предпочтение перед конструктивными. • Конструктивизм стиль максимальной функциональности и минимального декора. Основа художественного образа - не композиция, а конструкция. •

Ар-деко стиль, формирующий жизнеукрашающий образ: он обладает качествами очень прямой выразительности, играющий на простительном и своеобразном тщеславии человека. • Консерватизм идеально подходит флегматикам. Спокойствие, стабильность и надежность. Соблюдение традиций. Интерьер солидный и респектабельный. • Романтизм стиль вне времени, он не спешит расставаться со старыми красивыми вещами.

Свойственны фольклорные формы декора. Ностальгия, сдержанность, уют и спокойствие. • Поп-арт для энергичных людей. Яркий, экспрессивный, контрастный стиль. В ранг произведения искусства возведены обычные предметы и изображения из окружающего мира. • Минимализм подходит для радикалов. Включает в себя только самое необходимое. Поиск идеальных пропорций, новых цветовых гамм. Люди находятся в поисках чего-то нового. •

Неоклассика (неоклассицизм) минимализм плюс классика в тех пропорциях, которые вы для себя выбираете. Современная классическая форма упрощена и схематизирована, более рациональна. • Постмодернизм стиль, претендующий на замену модернизма. • Брутализм стиль нарочитой грубости и показного несовершенства, ему свойственны резкие формы, грубые фактуры. • Кантри это стиль для тех, кто ценит душевность и теплоту деревенского дома, сочетающуюся

с удобством и практичностью. • Китч стиль неординарных, опровергающих авторитеты личностей. Природа китча - в переосмыслении уже сложившихся классических образов. • Хай-тек стиль современных и молодых. Используются самые совершенные технологии и материалы. То, что обычно стараются прятать, здесь, наоборот, открыто. • Новая волна более художественный и интеллектуальный стиль, часто национальный, менее коммерческий и

принципиально отличный от преобладавших ранее направлений. • Эклектика стиль для уверенных в себе, смелых и неординарных личностей. Эклектика – это мирное сосуществование и взаимодополнение разнообразных стилей и направлений. o Марокканский стиль смешение европейских и традиционных деталей интерьера. • Этнический стиль сочетание определенного декора, мебели, материалов, цветов, характерных для интерьера

жилища той или иной страны или региона. o Японский стиль сдержанный дизайн, строгие лаконичные формы, мебель невысокая и прямолинейная, цветовая гамма светлая, мебель из ценных пород древесины. o Китайский стиль ассоциируется с китайкой решеткой, плетенкой, фарфоровой посудой. Тысячелетние традиции и глубокий философский подход в обустройстве дома. o Африканский стиль самый экзотический среди этностилей.

Обилие самобытных элементов искусства – скульптуры, масок, фонариков. Мебель плетеная или с резьбой. o Средиземноморский стиль поражает своей яркостью, обилием солнца, растительности и морской темы. Присутствует некоторая грубоватость, своеобразие ручной отделки. o Скандинавский стиль очень прост и естественен. Самобытность, декорирования почти нет, использование растительных тканей. o Французский стиль (или прованс) отличается своей изысканностью, сочетает в себе

шарм и комфорт. Нарядное, контрастное сочетание цветов. o Немецкий стиль для прагматичных людей. Все выглядит практично и надежно, без декоративных особенностей. o Нью-йоркский стиль это «верхние апартаменты» со стенами-окнами, через которые видна панорама города. Стиль чаще встречается в кафе, клубах, магазинах. • Манга подойдет для комнаты подростка, особенно, если он любитель аниме.

Комбинирование анимационных элементов с чертами английского или скандинавского интерьеров. Техно стиль, сочетающий в себе все возможности современных технологий и особую атмосферу светопредставления, иногда даже в ущерб функциональности Интерьеры помещений для посетителей 3.36. Внутренняя среда предприятий общественного питания (пространственная организация, предметное насыщение, микроклимат и др.) имеет свою специфику. Она должна наиболее полно соответствовать комплексу функционально-

утилитарных и эмоционально-эстетических требований. Рациональная организация внутренней среды предприятий общественного питания в целом и интерьеров, в частности, в значительной степени определяет качество обслуживания, предоставляя человеку необходимый комплекс блюд и услуг в комфортных условиях, а также способствует общению людей, воспитанию вкуса и т.п. Комплекс требований направлен на создание в предприятиях оптимальных удобств для посетителей и

персонала в соответствии с уровнем обслуживания предприятия - "стандартное", обслуживающее главным образом утилитарные функции или "избирательное", "индивидуальное", призванное удовлетворять разнообразные интересы и индивидуальные вкусы населения. 3.37. В предприятиях стандартного обслуживания (столовых, закусочных, кафетериях), работающих по принципу самообслуживания на первый план выдвигаются функциональные требования.

Необходимо создание четкой планировочной структуры помещений для посетителей, обеспечивающей рациональные проходы, графики движения; четкое функциональное зонирование, включающее организацию функциональных зон и их взаимосвязь, группировку мебели; а также комплексность в художественном решении всех элементов внутреннего убранства помещений. 3.38. В предприятиях избирательного обслуживания функциональные требования не теряют своей значимости, но возрастает роль эстетических характеристик, обеспечивающих художественно-

образное решение каждого элемента предметной среды и всей среды в целом. 3.39. К элементам, формирующим внутреннюю среду, относятся ограждающие конструкции (пол, стены, потолок), а также другие конструктивные элементы (колонны, полуколонны и т.п.); оборудование, включая мебель; малые архитектурные формы; осветительные установки и светильники; устройства для визуальных связей и реклама; инженерное оборудование (отопительные приборы, кондиционеры и т.п.), а также элементы декоративно-

прикладного искусства (декоративные ткани, декоративные растения и пр.). Кроме вышеперечисленных элементов гармоничность и комфортность внутренней среды в значительной степени определяют отделочные материалы, цветоколористические и акустические характеристики предметов и среды в целом, соответствующий микроклимат в помещениях. 3.40. Предметно-пространственная организация помещений для посетителей (вестибюль, включающий гардероб и туалеты,

обеденные залы и др.) в предприятиях общественного питания с самообслуживанием и предприятиях, совмещающих функции питания и отдыха включают различные, отличающиеся назначением, составом и группировкой мебели, функциональные зоны. Это зоны входа, ожидания, получения пищи и сервировки, приема пищи, зрелищ и развлечений, отдыха. Расширенный состав зон обычно свойственен предприятиям с повышенным уровнем обслуживания. Различные зоны оснащаются специальной мебелью, отвечающей уровню комфорта предприятия.

3.41. Зона входа включает подзоны гардеробную и ожидания. Она может располагаться как на одном, так и на разных этажах, в одном или разных помещениях. Эта зона должна иметь четкую функционально-планировочную схему, обеспечивающую быстрое и ритмичное обслуживание встречных потоков посетителей. Гардеробная подзона может иметь фронтальное, глубинное или угловое решение. Наиболее рационально применение фронтальных схем, когда гардеробный барьер размещается

по длинной стороне помещения, а вешалки - перпендикулярно к нему. В столовых, кафе и особенно ресторанах следует организовать места для отдыха с банкетками, креслами для отдыха и журнальными столами. Подзоны ожидания следует организовывать перед обеденным залом. Декоративные стационарные или раздвижные решетки отделяют их от обеденного зала. Наиболее эффективно оснащать эти подзоны блокируемыми банкетками, креслами, журнальными столами.

В предприятиях, совмещающих функции питания и отдыха для ожидания, распределения потоков посетителей и отдыха, создают аванзалы и холлы. 3.42. Основное значение в обеденных залах принадлежит зонам приема пищи. В столовых и закусочных эти зоны представляют собой однообразные повторяемые группировки мебели, создающие ритмичные ряды простых по форме столов и стульев; в кафе - более сложные по форме изделия и разнообразные приемы расстановки. Наиболее распространенной расстановкой мебели в этих предприятиях

является параллельная или диагональная, обеспечивающая рациональное использование площади обеденного зала. В обеденных зонах крупных столовых следует выделять десертную зону с буфетом и кафетерийной стойкой, а обеденные залы расчленять экранами, декоративными решетками, озеленением и пр. (рис. 10). 3.43. Разнообразней решаются зоны приема пищи в кафе, ресторанах. При группировке мебели следует учитывать возможность обслуживания одним официантом 8-12 посетителей.

В этих предприятиях, наряду с параллельной и диагональной расстановкой возможно применение свободной расстановки мебели, при которой пространство как бы перетекает из одной зоны в другую. Подобный эффект достигается при применении более сложных форм мебели, в том числе криволинейных в плане диванов, овальных и круглых столов. 3.44. Разнообразны организация и состав мебели для зон приема пищи в специализированных кафе и ресторанах, в которых следует использовать сочетание различных группировок

столов, стульев, кресел, включая боксовую расстановку. Для боксовой расстановки мебели характерно несколько наиболее распространенных приемов, а именно: криволинейная (или С-образная), угловая или пилообразная, П-образная (рис. 11). Рис. 10 Технологическое оборудование для отпуска комплексных обедов а - линия конвейерная ЛККО-2 для комплектования и отпуска комплексных обедов; б - линия конвейерная

ЛКНО-2 для комплектования, накопления и отпуска скомплектованных обедов; 1 - транспортер комплектации обедов; 2 - мармит для первых блюд; 3 - мармит для мяса к первым и вторым блюдам; 4 - мармит для вторых соусных блюд и сложного гарнира; 5 - мармит для гарнира; 6 - тележка с выжимным устройством для мисок; 7 - тележка с выжимным устройством для баранчиков;

8 - тележка с выжимным устройством для закусок и хлеба; 9 - тележка с выжимным устройством для стаканов; 10 - тележка с выжимным устройством для подносов; 11 - тележка для столовых приборов; 12 - стойка-накопитель раздаточная Боксовая расстановка характеризуется созданием изолированных групп мебели из обеденных столов, окруженных диванами, чаще с высокой спинкой или отгороженных друг от друга декоративными перегородками, что обеспечивает

группе посетителей уединение. Применение боксовых расстановок позволяет значительно разнообразить архитектурно-пространственное решение обеденных залов. Удачным является размещение боксов на платформе, приподнятой над уровнем пола. Группировка мебели в банкетных залах отличается своеобразием, так как в них необходимо объединить группу посетителей от 10 до 100 человек и более за одним столом Т П-образной формы. В этих случаях можно блокировать ресторанные столы прямоугольной формы, а кресла

ресторанные заменить стульями ресторанными IV категории мягкости. 3.45. Особенности обслуживания в барах и кафетериях определяют характер архитектурно-планировочных решений и их предметное насыщение. Наиболее распространено пристенное решение баров, при этом они могут иметь Т- и П-образные планы. При островном размещении барного оборудования их планы могут иметь квадратную или прямоугольную форму, круглую или овальную, многогранную или криволинейную.

Барные стойки с табуретками или креслами часто используют в качестве композиционного акцента в интерьере обеденных залов ресторанов. Этому способствуют разнообразные формы изделий, ритмический строй и цветовая организация фасадных панелей стоек, освещение и др. Размещение барной стойки в обеденных залах ресторанов при входе способствует организации аванзала. При размещении баров в отдельных помещениях там размещают группы столов, стульев или кресел.

Рис. 11. Функциональные зоны в обеденных и банкетных залах а - самообслуживания; б - обслуживания официантами; в - в банкетных залах 3.46. В предприятиях питания, связанных с отдыхом, организуют зоны зрелищ и развлечений. Это эстрады и танцевальные площадки. Такие зоны могут являться композиционным центром помещения, чему способствует их местоположение, а также комплекс декоративных, пластических, цветовых и световых приемов их решений. Эти зоны различны по размещению (пристенные, угловые и островные), размерам и форме.

При определении площади танцевальной площадки исходят из нормы площади на пару - 0,15-0,2 м2 из расчета 50-70 % общего количества мест в зале, формы танцевальных площадок и эстрад могут быть различными в зависимости от формы и композиции зала. В функциональном и образном решении, предметно-пространственной среды и создании соответствующего комфорта для посетителей большую роль играет не только рациональный подбор мебели и оборудования, но и внешний

вид изделий, их формы и отделка. 3.47. Мебель для различных помещений предприятий питания следует подбирать наборами с уровнем удобств, соответствующим уровню обслуживания в предприятии. Для столовых, кафетериев, кафе общего типа мебель должна быть удобной и прочной, выдерживающей большие эксплуатационные нагрузки. Для ресторанов и кафе специализированных мебель должна наряду с функционально-технологическим совершенством иметь образные характеристики.

Состав серий мебели и их решения должны учитывать комплексность организации всего интерьера. 3.48. В архитектурно-художественной организации интерьеров предприятий общественного питания общего типа особенно важны характер и качество отделки ограждающих конструкций, светоцветовое решение, уровень организации зрительной информации и др. Для предприятий, совмещающих функции питания и отдыха, основная задача - создать максимально комфортную внутреннюю среду и запоминающийся художественный образ интерьера

средствами архитектуры и декоративно-прикладного искусства. 3.49. При выборе покрытия полов в предприятиях общего типа с самообслуживанием наряду с эстетическими требованиями следует учитывать эксплуатационные качества, такие, как износостойкость материалов, а для помещений с прямым выходом на улицу и водостойкость. В местах наибольшей интенсивности потоков посетителей ресурс износа покрытий должен в 4 раза превосходить

остальной пол. Нескользкость покрытий важна в проходах у раздач и главных проходах. Коэффициент противоскольжения о кожу в этих местах должен быть не менее 0,2. Здесь противопоказаны полированные каменные, гладкие керамические и другие материалы с аналогичными свойствами. В обеденном зале рисунок пола должен восприниматься целиком при любой расстановке мебели, поэтому при орнаментальном рисунке он должен быть многократно повторен без ярко выраженных акцентов.

Создавая рисунок пола, следует помнить о его значении в определении масштабности помещений (мелкий рисунок - зрительно увеличивает помещение, крупный - уменьшает). В кафе и ресторанах, совмещающих функции питания и отдыха, к покрытию полов предъявляются иные требования - бесшумность, звукопоглощающая способность, теплоустойчивость. В помещениях, используемых днем для самообслуживания, материалы должны быть износостойки.

В обеденных залах ресторанов можно использовать ворсовые износостойкие ковровые покрытия с невысоким ворсом. Рационально применять тафтинговые петлевые ковры с содержанием не менее 50 % синтетических волокон. У входов в залы и раздаточные требуются более износостойкие покрытия по аналогии со столовыми. Для покрытия пола танцевальных площадок рекомендуется паркет или твердый мрамор. В залах большой вместимости практикуется применение паркета, на который в проходах кладут ковровые

дорожки. 3.50. Выбор того или иного материала для отделки стен, колонн зависит от композиционного решения каждого объекта. Однако существует ряд традиционных приемов решения взаимосвязи материалов и цвета в отделке стен, колонн с полом и потолком в помещениях разной площади и объема. В небольших помещениях следует стремиться к созданию целостного восприятия интерьера за счет сочетаний материалов и цветовых решений. В обеденных залах большой вместимости можно комбинировать материалы разной

фактуры и цвета для зрительного членения пространства. В предприятиях питания общего типа основными эксплуатационными требованиями к отделке стен на высоту не более 2 м от пола является водоустойчивость. Вблизи проходов с интенсивными потоками посетителей и посадочных мест размещенных у стен красочные или пленочные материалы нужно экранировать бортиками или панелями из прочных материалов с гигиеническим покрытием.

Влагостойкостью должна обладать отделка потолков над раздаточными и буфетами. Важным требованием, предъявляемым к отделке стен и потолка, является повышенная звукопоглощающая способность в диапазоне 250-300 Гц. Значительную эстетическую и эмоциональную нагрузку выполняют элементы прикладного искусства (роспись, фриз, декоративный рельеф). В столовых и кафе эти элементы следует применять ограниченно с чувством меры. 3.51. Особое место в интерьере предприятий питания занимает архитектурно-пространственное

решение потолка. Здесь можно использовать множество архитектурных приемов. В обеденных залах перспективно применять материалы полной заводской готовности. Для применения подвесных и подшивных потолков в помещениях с перекрытиями из железобетонных конструкций необходимо иметь соответствующие обоснования. Плиты, применяемые для отделки потолка, должны иметь рисунок или рельеф, композиционно увязанный с общим решением интерьера.

Конструкции подвесных потолков дают возможность создать на его плоскости объемные пластические композиции, которые в совокупности со светоисточниками могут создавать оригинальный светотеневой рисунок, придавая всему интерьеру определенный характер. Сборные подвесные потолки обычно выполняются из стандартных плиток "Акмигран". Рекомендуется также применение нестандартных решетчатых потолков, стандартных элементов из светопропускающих синтетических материалов, а также встроенные световые плафоны и точечные

светильники. 3.52. Распространен прием освещения обеденных залов, кафе и ресторанов подвесными светильниками, которые позволяют разнообразно решать как технические, так и композиционные задачи. Ими можно выделить отдельные залы, зрительно расчленить помещение и т.п. Проектируя такое освещение, следует помнить, что перепад освещенности на столах и в проходах не должен превышать восьми-десятикратной величины. Осветительная установка в виде светящегося потолка может быть

рекомендована для залов больших размеров. Дополнением к системе общего освещения могут быть настенные или настольные светильники. 3.53. Цветовое решение предметной среды интерьера столовых и кафе общего типа должно способствовать созданию спокойной, уравновешенной атмосферы без резких цветовых контрастов. Цветовое решение специализированных кафе, ресторанов, баров может быть различным. Цветовые сочетания могут быть построены на принципах цветовой гармонии или на контрастах.

При подборе общего цветоколористического решения предпочтительно использовать гармонические сочетания, а контрасты следует применять для создания акцентов. 3.54. В архитектурно-художественном решении интерьеры предприятий питания, совмещающих функции питания и отдыха, существенную роль играет использование средств прикладного искусства, увеличивающее эмоциональную выразительность интерьера, чтобы обеспечить в интерьере синтез архитектуры и декоративно-прикладного

искусства все его компоненты должны быть подчинены общему творческому замыслу. 3.55. Для создания внутренней среды досуговых предприятий общественного питания необходимым является особая контрастная с повседневной жизнью театрализованная среда, средствами обеспечения которой служат общая объемно-планировочная композиция, художественно-декоративное, световое и цветовое решения, применяемые отделочные материалы. 3.56. На архитектурно-планировочные решения предприятий общественного питания

с расширенными функциями досуга существенное влияние оказывает реализация той культурной программы, которая совмещается в этих предприятиях с профилирующим процессом питания. Специфика типа досуговой программы должна учитываться в составе и площадях группы помещений для посетителей. Введение дополнительных функций влечет за собой расширение этой группы помещений. Площадь группы помещений для посетителей допускается увеличивать до 25 %.

При соответствующих экономических обоснованиях планировочно это расширение может происходить за счет увеличения площадей зала, либо за счет включения отдельных досуговых помещений. Список используемой литературы 1.Кристофер Энертон-Томас “Ресторанный бизнес” - М, “Росконсульт” 1999г 2. Проектирование предприятий общественного питания. Справочное пособие к

СниП М.: Стройиздат, 1992. 3. Оборудование предприятий общественного питания. В 3 томах. Учебник для студентов вузов / В.Д. Елхина, А.А. Журин, Л.П. Проничкина, М.К. Богачев 2-е изд перераб М.: Экономика, 1987 4. Никуленкова Т.Т Лавриенко Ю.И Ястина Г.Н. Проектирование предприятий общественного питания

М.: «Колос», 2000. 5. СНиП 2.08.02-85



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.