Реферат по предмету "История"


Возникновение казахских ханов

С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА Поиск.-1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира по своей террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3 тысячи квад- ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими ресур- сами. Численность населения составляет по данным 1994 года 16 млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил в широкие экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи со многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от этнической и языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства явилось закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических процессов на обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена, которые зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны известны с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э., уйсуны - с III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II -го века до н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с VII-XIII веков н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников, на территории Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое участие в процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских родов изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что казахи состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду составляют: 1) уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому приста- ли чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3) кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын, состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и том, что процесс образования народности опережал ее поли- тическое объединение. Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения восточных историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и независимый народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые даже относят их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И. Левшин, - весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей многочисленного турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни другим соплеменным с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по смерти сего завоевателя достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал к Золотой Орде, но имел собственных ханов, отчего иногда оставался в покорности сво- им главным повелителям, иногда же "присоединился то к Орде Чагатайс- кой, то к Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали Могул - улус" . Он считал, что казах как имя собственное народа не подлежит ни перевод, ни этническим спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани Исфахани писал, что слава о казаках, описываемых в истории ара- бов и персов, под именем татарского войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов полагал, что Алаш (Алач), легендарный родоначальник трех казахских жузов и первый хан казахский мог жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это предположение, он считал, не лишено осно- вания. У народов азиатских свобода и независимость могли обусловли- ваться только в лице отдельного хана и своего родоначальника, Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших племен от орд Кипчаковской и Туркестанской, конечно, делалось и образовалось постепенно, испод- воль, Анализировав предание казахов и ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих" Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы, казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения, утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало возвышенность духа здравость - со- ответствовало европейскому рыцарству. Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша- хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида Иш- султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, не Чингизид, забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. После смерти Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на Золотоордынском троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась еще со времен Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97), ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана (урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения, "подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на силы жемен ширин, барин, (барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков, элями Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ вв.) племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие, преимущественно в узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к созданию самостоятельной государственности. Государственное объединение Синяя Орда сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп и народов на территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже ХIV- ХУ вв. Название Синяя Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при жизни Чингис-хана, Чингис-хан, после смерти Джучи, прнял его сыновей и поставил им три юрты: белую юрту с золотым порогом поставил для Бату - Саин- хана, синюю орду с серебряным порогом поставил для Иджа- на, серую орду со стальным порогом.- для Шейбани. Значительно укре- пилась Синяя Орда при хане Урусе (1369-1379) - Акниязе, ставшем пра- вителем Золотой орды и Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и Ток- тамыша Синяя орда стала называться Белой Ордой, так как они стали ханами и Золотой орды, т.е. Белой орды. Происхождение основателя ди- настии казахских ханов Уруса считается спорным. Одни исследователи утверждают, что он потомок Орды - Иджена (Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, Утемишхаджи), что он ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. В частности, Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк", утверждает о том, что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана сын Джучи-хан, его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, его сын - 4 - Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- вали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур царствовали в Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская летопись сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 года, пошел назад через литовские волости и возв- ращался в степь с награбленною добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или Тюменской орды, Ивак , "и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним силы петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую вежу цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися. А итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и поиде прочь, а ордобазар с собою поведе и Тюмень" (11). Таким образом, последний грозный для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о Чингис-хано- вых. (12). В результате захватнических войн Тимура и внутренних уео- биц в конце ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла. На неко- торое время в 1423/24 - 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство Абулхайра, известное в литературе также под названием Госу- дарство кочевых узбеков, Узбекское ханство, со времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ в., название узбеки употреблялись как собира- тельное, политическое имя для обозначения тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт -и Кыпчака, а не как этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.) Государство кочевых узбеков - казаахов значительно расширилось. Границы государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных отрогов Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти ХУ в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу- дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и - 5 - Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государствен- ности местного населения и формировании этнических общностей-народ- ностей казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, ма- териальной и духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр- хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в рамках государственных объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея. Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы, борьба с другими чингизи- дами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного госу- дарства. В результате борьбы, в отличие от монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных множество разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась государственность, основанная на более определенной этнической основе, на базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между династическими группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся масс. Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра. Набеги, организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски настроенных ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В кочевом обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена. Значи- тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40- 50-х годах в южных районах Казахстана - в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на Сырдарье-Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное Джаныбеку и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах, так как степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые в свою очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные места зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в по- исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер (1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор до г. Чимкента, входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской народности, в работе "Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это время (около 860) (1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти- Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них, Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462) принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который составляет западную окраину Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151). Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед Хайдер (Хайдар) относит время образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал, что "эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских, надобно считать год 870; в прочем лучше знает"(16). Новое государство, возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало основой Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства был Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была еще не велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к востоку от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно граничило с государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими владениями Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет дружественные связи с правителями ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч. Валиханов заметил, что время управления Жаныбека, когда две родные орды ногаев и казахов жили. вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой век. К этому времени принадлежит боль- шая часть преданий, нравственные изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Жаныбека и философа Асана Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор (17). Основная идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это идея единства племен казахского ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Ра- шид- хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его "Аз- Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая обстановка благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с правителями ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ начале ХУ1 в. (1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков, конг- ратов и других, известные под названием кочевых узбеков, этническая история которых идентична с племенами казахов, под предводительством Мухаммада Шайбани, ушли в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз- бекской и каракалпакской народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Дашт - и Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт- и Кыпчака отошли под власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения сложения казахского народа. Понятие "казах" стало этнонимом для обозначения народности, рассе- ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие "узбек'" ста- ло этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под предводи- тельством Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После распа- да Моголистана и Ногайской Орды этноним "казах" также включил в себя население юго-восточной и западной части Казахстана, Значительная часть тюркоязычной общности могулов вошли в казахскую народность. Источник упоминает мангытов в составе войска Касым-хана . Этноним "казах" закрепился как наименование народности, понятие "Казахстан" - как название территории ее обитания. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических произведениях. Казахские ханы, вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть в южном и центральном - 8 - Казахетане обладали несомненной реальной силой. Это подтверждает да- же шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г. Гирей-хан (Ки- рей-хан) двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада Шайбани, авгор исторического сочинения "Мехмана-наме- и Бухара", участник одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914 гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет, что казахские хани тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны. "В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из узбеков. Говорят, если Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У них много вооружений и продовольст- вия, лошадей много; их они пасут на яйлаках и при кишлаках. Шайбани хан в Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей" . Далее, и разделе "О том, как кочуют казахи" он продолжает, что ка- захи очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец, лошадей и волов. Поскольку они богаты, постольку и храбры, в бою один сражается против десяти и или побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты внутри Дашт-и Кыпчака по течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух месяцев; зимние стойбища казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки располагаются вдоль реки и тянутся на протяже- ние около трехсот ташей, Свои нападения на государство Шайбани хана, объясняет Рузбахани, казахи оправдывают тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. При нападении неприятеля казахи свои семьи и скот собирают в одно место, а сами сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились биться, то одолеть их бывает трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное обстоятельство. Рузбахани сообщает, что Са- ганак в Дашт - и Кыпчаке обстроенный, земледельческий и населенный пункт. Этот город в древности был очень цветущим, был окружен боль- шими постройками и обработанными полями, богат разнообразными про- дуктами и является торговым пунктом для казахского народа. Говоря о южном пункте казахов, он отметил, что от города Саганака в сторону к Сыр-Дарье на северо-запад, находятся песчаные барханы. "Как переда- ют, у этих барханов кончается Туркестан и начинается Узбекистан". Казахские ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к созданию общей государственности и объединению в процессе длительного эконо- мического и хозяйственно- культурного развития. Казахское ханство за- нимало заметное место в регионе Центральной Азии, в системе госу- - 9 - дарств евразийских народов, В первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на юте выходили на побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов Туркестана, на юге- востоке они охватывали пред- горья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна р. Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан. Увеличилось числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма Мухаммед Хайдер определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское ханство втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533 гг.). При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность стали известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих - и Рашиди" утверждал, что "в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и Кыпчаки. Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской ордой и поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона человек осталось у Тагира четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и всех своих монголов из Моголистана в Кашгар" . Укрепление ханства и расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили сын Касым-хана Хакк-Назархан ( 1538-1580), названный го- сударем казахским и киргизским и Тевеккель- хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только казахским, но и калмыцким. В период прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е. калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были разбиты им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов на жузы , Орда имела военно-территориальное образование согласно десятичному делению войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой -- тумен (дословно - десять тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз, юз, ез) ты- сяч. Считалось, что улусы, если нужно, должны выставлять сто тысяч воинов. Позтому наряду с понятием "улус" существовало представление "жуз". После распада державы Чагатая часть ее с кочевым населением (Моголистан) фактически стала первой пост -монгольской независимой кипчакской территорией. Эти земли вместе с примыкавшей к Монголиста- - 10 - ну и имевшей с самого начала большую автономию Кок Ордой положила начало Большому жузу или Старшему жузу (Улы жуз). Вторым, по времени приобретения самостоятельности, стал Средний жуз. Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи, по старшинству племенных союзов составляют старшие орды - Большую, Среднюю и Малую . Младший жуз появился после гибели Ногайского ханства. В конце ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор кодекса обычного права казахов -Жеты жаргы обеспечивал своим талантом независимость и политическое единство страны. В годы Великого бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую степь, наравне с батырами хани Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абул- мансур, т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов занимает особое место хан Аблай (1731-1781 гг.), который используя свое военное и дипломатическое искусство боролся за целостность казахских земель и укрепление Казахской Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА 1. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского народа (учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы "Санат", 1-996, с.153 4. Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов. Собрание сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372. 6. Там же, с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139. 8. Там же, с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935, М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга Ш, тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22. 12. С.М.Соловьвв. Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. - 11 - 15. См. Прошлое Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см. указ. соч. с.165. 18. Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19. В.З. Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской ССР, т.2, с.270. 20. Таш-монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109. 22. Мухаммед Хайдер Тарих-и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23. Р.Ахметов. Конец Золотой орды. Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см. указ. соч. т.2, с. 152.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гіпотеза про виникнення магії як ілюзорної форми практики
Реферат What is energy \english\
Реферат Информационное воздействие ОВД на население
Реферат Маленькие секреты большой привязанности, или... Как создать программу лояльности
Реферат Minimum Wage Essay Research Paper The Minimum
Реферат Hindenburg Essay Research Paper HINDENBURGThe Hindenburg originally
Реферат «Безопасность корпоративных информационных систем»
Реферат Relativity Essay Research Paper RelativityAlbert Einstein
Реферат Перспективное развитие шиномонтажного участка СТО1 ОАО КурганоблАТО
Реферат Волки – воспитание потомства
Реферат Дилемма единая мировая культура или история локальных цивилизаций
Реферат Еміграція українців у кінці ХІХ–початку ХХ століття
Реферат Иерархия механики разрушения
Реферат Функции неопределенных местоимений в произведении В.Г.Короленко Без языка
Реферат Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова