ПАР И БРОНЯ
(ВМФ России во второй половине XIX начале XX века)
[pic]
Московский Государственный Технический Университет имени Баумана факультет Фундаментальные науки.
Реферат по истории отечества студента группы
Создание железного флота
После Крымской войны , ясно показавшей экономическую и научно-техническую отсталость Российской Империи русский флот оказался в неутешительном
положении. Николаю II удалось наладить снабжение флота и постройку
боеспособных кораблей и к началу войны русский флот выглядел совсем неплохо
но ... оказалось что эра деревянных парусников прошла , и флот ,
разгромивший турецкую эскадру в Синопе оказывается затопленным русскими же
моряками , чтобы преградить путь паровой армаде англичан и французов к
Севастополю ибо в бою с ними парусные линкоры не имели ни малейшего шанса.
Итак , кроме бесполезных парусников в состав русского флота входили : 1
винтовой линкор , 1 винтовой фрегат ,10 колесных пароходов ,18 небольших
пароходов и 40 винтовых канонерок на Балтике , 12 колесных пароходов на
Черном море , 2 и 8 небольших колесных пароходов на Белом и Каспийском море
соответственно , винтовая шхуна и три парохода на Дальнем Востоке.
Строительство винтовых кораблей стало первоочередной задачей
переоснащения флота. Промышленность страны и адмиралтейские заводы не были готовы к такой
работе но задача была разрешена при содействии появившихся в то время
предприятий по производству частей механизмов . Морское ведомство заказало
этим предприятиям изготовление механизмов но полностью сборку машин
приходилось делать на верфи. Таким образом в 1858г. в составе флота было
уже 6 паровых линкоров , 5 фрегатов и 17 корветов (правда они представляли
из себя переделанные парусники и сохранили парусное вооружение). Однако в
1859г. во Франции был спущен на воду линкор La Gloir , борта которого
были защищены металлическими плитами толщиной 100-120мм . Хотя по сути это
был переделанный деревянный линкор это судно считается первым броненосцем.
В 1860г. вступил в строй настоящий броненосец - полностью металлический
английский Warrior , защищенный 112 мм броней. Французы тоже перешли к
постройке металлических кораблей. Крымская война стала последней , в
которой принимали участие деревянные красавцы -линкоры с небоскребами
парусов , на море начиналась эпоха пара и брони. В России в 1863г. для опыта были обшиты 100мм броней строящиеся
деревянные фрегаты “Севастополь” и ”Петропавловск” и в том же году была
заказана в Англии (русская промышленность не могла тогда справится с таким
заказом) железная броненосная батарея “Первенец” (водоизмещение - 3330 т ,
броня - 112 мм (пояс) вооружение - 26-68 фунтовые орудия). Было решено
строить впредь только железные суда , для чего принят ряд мер по
переустройству казенных верфей и содействию развитию существующих и
основанию новых механических и судостроительных заводов. Было перестроено
Новое Адмиралтейство , в нем расположили новые эллинги и мастерские , из-за
границы доставили механизмы и станки. Руководство постройкой кораблей
поручили англичанину Митчелю т.к. русские инженеры еще не имели в этом
деле достаточно опыта , из Англии был привлечен ряд специалистов . В
январе 1863г была заложена , а в июне 1864г. спущена на воду плавучая
батарея “Не тронь меня” - первое броненосное судно русской постройки
(конструкция корабля была аналогична “Первенцу” , вооружение состояло из 14
- 203 мм орудий ) .
Тем временем русские корабли отправились в первый поход . В 1863-1864г.
возникли осложнения в отношениях с Англией и Францией и для оказания
давления на эти страны в Атлантику и в Тихий океан были отправлены две
эскадры рейдеров , для создания потенциальной угрозы английским морским
коммуникациям . Первой эскадрой командовал контр-адмирал С.С. Лисовский и
в нее вошли пароходофрегаты “Александр Невский” , “Пересвет” , “Ослябя”,
корветы “Варяг” и “Витязь” , клипер “Алмаз”. Эскадрой в Тихом океане
командовал адмирал А.А.Попов и в нее вошли корветы “Богатырь”,
“Калевала”,”Рында”,”Новик” и клиперы “Абрек ” и Гайдамак”.Таким образом
рождался новый тип боевого корабля - крейсер , предназначенный для
действий на коммуникациях противника. Появление русских кораблей в Нью-
Йорке и Сан-Франциско заставило англичан вести себя более сдержанно .
Кроме того специальная комиссия , состоящая из моряков и инженеров
ознакомилась в США с броненосцами мониторного типа . Было решено построить 11 мониторов для обороны Финского залива (что было
тогда первоочередной задачей), и еще одну плавучую батарей “Кремль”. Так
как строить все корабли силами адмиралтейства было невозможно то был
объявлен конкурс на их постройку среди частных заводов. Два монитора
строились в адмиралтействе , один Митчелем , два - заводом Кара и
Макферсона в Петербурге (впоследствии Балтийский судостроительный и
механический завод ),
два - бельгийским обществом “Коккериль”, построившем верфь в Петербурге ,
два - предпринимателю Кудрявцеву , и наконец еще два монитора и батарея -
заводу Семянникова и Полетики (Невский завод). Механизмы для этих кораблей
делались на заводе Карра и Макферсона , Невском заводе и заводе Берда
(франко-русский завод). Башни делал Ижорский завод , орудия - Обуховский .
Броня заказывалась в Англии , но туда были командированы русские инженеры
для постановки этого производства в России. Снаряды изготавливались на
частных заводах , в том числе на Путиловском , а затем на государственных
заводах на Урале . Таким образом строительство броненосного парового
флота способствовало развитию тяжелой промышленности в России .
В 1864г. началась постройка двухбашенных канонерок (мониторов)
“Чародейка” и “Русалка” (водоизмещение - 1940т ; броня - 112мм , в
оконечностях - 85 мм , вооружение - 4 орудия калибром 229мм) . Они
представляли собой усовершенствованный тип монитора , более мореходный ,
как считалось , однако их мореходность оставляла желать лучшего . Из -за
малой остойчивости и низкого борта в 1894г “Русалка” погибла со всем
экипажем при переходе через Финский залив при не очень сильном шторме.
Помимо этого началась постройка двухбашенных фрегатов “Адмирал Спиридов”
, “Адмирал Чичагов” и трехбашенных “Адмирал Грейг” , “Адмирал Лазарев” (
водоизмещение - 3500т. ; броня - 150 - 88 мм , вооружение - по два 229мм
орудия в башне ). Все эти шесть кораблей представляли собой по сути
броненосцы береговой обороны (не очень мореходные) для защиты Кронштадта.
Они были спущены на воду в 1867-1868гг. Тогда же началась и постройка рангоутных фрегатов (по сути броненосцев)
“Князь Пожарский” и “Минин”. Это уже были корабли , способные совершать
дальние плавания . Первый был построен по типу английского казематного ( с
расположением главной артиллерии в каземате в центре корабля) броненосца
Bellerophon . (водоизмещение - 4500т. ; скорость хода - 12 узлов ; броня -
100 - 112 мм.; вооружение - 8 - 229 мм орудий ) , и в 1868г. спущен на воду
. “Минин ” в течение своего строительства испытал ряд переделок , так
как взгляды на лучший тип броненосного корабля еще не установились .
Сначала предполагалось разместить артиллерию в башнях и сделать корабль
по типу английского же низкобортного броненосца Capitan . В таком виде он
был спущен на воду в 1869г. однако после гибели Capitanа во время шторма в
!870г. постройку приостановили и решили превратить “Минин “ в
броненосный крейсер . Башни были сняты и заменены 4 - 203 мм орудиями в
бортовых спонсонах и 12 - 152мм по бортам на верхней палубе , мощность
механизмов увеличили . Водоизмещение корабля возросло до 5740т. , а
скорость до 14 узлов. Таким образом в России возник класс броненосных
крейсеров , океанских кораблей для дальнего плавания но более сильных чем
английские небронированные крейсера специальной постройки . По похожему
проекту были построены крейсера “Генерал- Адмирал” и “Герцог
Эдинбургский ” (водоизмещение 4600т.;вооружение - 4 - 203мм и 2- 152мм
орудия; скорость - 13,6 и 15,3 узла соответственно ). Интересно , что все
эти четыре корабля несли полное парусное вооружение. Кроме того для
океанского крейсерства были построены 8 неброненосных клиперов
водоизмещением 1330т. и со скоростью хода 11-13 узлов , вооруженные тремя
152мм орудиями.
Начало возрождение черноморского флота
В 1871г. после франко-прусской войны наконец были отменены статьи
Парижского договора и Россия получила возможность иметь флот на Черном
море ( до этого там допускалось иметь только 6 корветов водоизмещением до
800т.) . Для защиты черноморского побережья решено было создать небольшие
броненосные суда с сильной артиллерией . Для уменьшения осадки и размеров
корабля при сохранении защиты и артиллерийской мощи был принят
экстравагантный проект адмирала Попова - круглого броненосца. Намечена была
постройка десяти таких судов , названных “поповками” но было построено
всего два “Новгород “ и “Вице-адмирал Попов”. Они имели водоизмещение
2500 - 3000 т. (при диаметре 30-36 м и осадке 4 м) , защищены броней
толщиной 275-450мм и 60-75 мм палубой , вооружение состояло из двух
280мм ( 305мм) орудий. в барбетных башнях . “Поповки“ не прижились из-за
трудностей в управлении (вращение после выстрела , неустойчивость на курсе) , хотя обеспечивали хорошую устойчивость артиллерийской платформы и
неплохую для плавучего форта скорость 6-7 узлов.
Следует также отметить построенную по проекту того же Попова яхту
“Ливадия” для царской семьи . Хотя это был не боевой корабль , но
оригинальная конструкция яхты (при длине 71м она имела ширину 47м , что
делало ее очень устойчивой) делала ее возможным прототипом для новых
броненосцев. Яхта была построена в Англии , при испытаниях она показала
скорость 15,7 узлов на мерной миле (при 14 расчетных) , что было
удивительно для судна с таким отношением длины к ширине. На пути в Черное
море яхта действительно показала хорошую устойчивость но при ходе против
волны получала сильные удары в носовой части. Необходимые переделки на
яхте не были сделаны , по назначению ее не использовали и переименовали в
транспорт “Опыт” , таким образом русские конструкторы , как и во всем мире
, работали над усовершенствованием броненосных кораблей , поскольку единых
взглядов на то , как он должен выглядеть еще не было , что вызвало к жизни
различные , порой довольно оригинальные проекты.
Когда началась война с Турцией 1877-1878гг черноморский флот только
начал возрождаться и борьба на море практически не имела места , ввиду
преобладания на море турецкого флота (12 броненосных кораблей и 6 мониторов
на Дунае ). По инициативе лейтенанта С. О. Макарова у Русского общества
пароходства и торговли (РОПИТ) были зафрахтованы пароходы “Веста” ,
“Владимир” , “Эльбрус” ,”Аргонавт ” и яхта “Ливадия” , которые были
вооружены артиллерией и превратились в легкие крейсера. Эти корабли
действовали довольно успешно против пароходов противника , а “Веста” под
командованием Н.М. Баранова даже приняла бой у турецкого броненосца
“Фетхи-Буленд” и выиграла его.
В условиях , когда крупным бронированным кораблям противника
Черноморский флот не мог противопоставить равных по классу , логичным было
обращение к минному оружию. Били построены (или переоборудованы) паровые
катера , вооруженные шестовыми минами (выдвигавшимися вперед на шесте) ,
или (реже) самодвижущимися минами Уайтхейда (торпедами) . Для доставки
немореходных крейсеров к портам противника использовался парохода
“Константин” . Шестовые мины начали впервые применятся во время
гражданской войны в Америке. Несмотря на то , что нападающий катер сам
подвергается большому риску при взрыве , и подойти практически вплотную к
вражескому кораблю довольно сложно , действия этих катеров оказались
довольно эффективными : ими был подорван в Сухуми броненосец “Ассари-
Шевкет” и один монитор на Дунае. У берегов Батуми торпедами , выпущенными с двух паровых катеров был потоплен сторожевой корабль “Интибах” .
Стало ясно , что даже небольшое (и дешевое) , но скоростное и вооруженное
торпедами судно может стать серьезной угрозой для крупных боевых кораблей
противника.
Строительство флота в конце XIX века
В царствование “Миротворца” Александра III Россия не вела войн ни на
суше , ни на море , и Русские корабелы и моряки использовали это время для
оснащения флота современными кораблями , развитию новых образцов техники.
Это вполне удалось - к началу XX века Россия имела довольно мощный флот ,
занимая в некоторых областях (применение мин , радиосвязи , броненосных
крейсеров ) занимала лидирующие позиции в мире.
Строительство броненосцев
Еще в 1869г. , когда была решена проблема защиты Кронштадта путем
постройки небольших броненосцев береговой обороны началось строительство
настоящего мореходного броненосца “Петр Великий” , который стал последней
работой известного русского кораблестроителя М.М.Окунева . Корабль
проектировался по типу английского броненосца “Devastation” , конструкции
известного английского кораблестроителя Э.Рида . Корабль имел водоизмещение
около 10 000 т. , броневой пояс толщиной 350-200мм , палуба - 75мм .
Вооружение состояло из 4 - 305мм орудий в двух башнях . Механизмы
мощностью 8200 лс должны были сообщать ему скорость в 14 узлов , и были
изготовлены на заводе Берда . На испытаниях корабль развил всего 12.5
узлов . Эти затруднения с механизмами задержали его готовность до 1877г. ,
а в 1881г. он был отправлен в Англию для установки новых машин и котлов
усовершенствованного типа. В дальнейшем броненосцы на Балтике у нас долгое
время не закладывались , так как выбор был сделан в пользу броненосных
крейсеров , и мониторов .
В 1883г. на Черном море были заложены , а в 1886г. спущены на воду
однотипные “Екатерина II” , “Чесма” и “Синоп “ и позднее (заложен в 1889г.
, спущен на воду в 1892г.) несколько измененный ”Георгий Победоносец”
(водоизмещение - около 10 000т ; скорость - 15-16 узлов ; бронирование 254
- 458 мм , палуба - 56мм; вооружение - 6 - 305мм и 7- 152мм орудий , 8-
47мм пушек ). Корабли были довольно удачными и имели оригинальную схему
размещения артиллерии - попарно по углам треугольного барбета . Все эти
броненосцы имели также торпедное вооружение и оснащались тараном , который
ставился на все броненосцы до Русско-Японской войны ( таранный удар
действительно несет мгновенную гибель кораблю противника , но развитие
артиллерии и торпед уже тогда сделало такое сближение кораблей
невозможным).
На Балтике были построены 1887-1889гг. броненосцы “Александр II ” и
“Николай I” (водоизмещение - 9700т ; скорость - 14узлов ; пояс- 152-356мм ,
палуба - 75мм ). Эти корабли были сделаны по типу броненосца-тарана
(подобный был построен в Англии) , они были вооружены 2-305мм орудиями в
носовой башне , 4- 229мм и 8 - 152мм в бортовых установках . Эти корабли
получились неудачными из-за стремления сохранить небольшое водоизмещение ,
признанное достаточным для Балтики . По тому же типу но меньших размеров
(водоизмещение - 6600т.) был построен броненосец “Гангут” (он утонул в
1897г. наскочив на камни во время учебной стрельбы ) .
В 1891г. колебания в выборе прототипа для строительства кораблей
прекратились , и за образец были приняты английские броненосцы “Nile” и
“ Trafalgar” - бронированная цитадель в центре корпуса (при слабой защите
оконечностей) , размещение главного калибра в концевых башнях , среднего -
в бронированном каземате между ними . Все последующие броненосцы до Русско-
Японской войны строились именно по такому типу. В 1891г. был спущен на
воду “Наварин” (водоизмещение - 10 000т . ; пояс - 407мм , каземат - 305
- 127 мм , палуба -75 мм , башни - 305мм; скорость - 16 узлов; вооружение
; 4 - 305 и 8 - 152мм орудия , 6 торпедных аппаратов). В целом по всем
тактическим показателям он уступал прототипу - английскому Nile. Далее в
1894г. был построен почти однотипный “Сисой Великий” , на котором
броневая палуба была снижена и положена поверх пояса (как на английском
броненосце “Royal Sovreign”). В 1898г. вводится в строй серия из трех
кораблей “Полтава” , “Севастополь” , “Петропавловск” у которых
водоизмещение возросло до 11 000т. , и 152мм орудия были размещены в
башне.
В 1900г. была построена серия “Ослябя” , “Пересвет ” и “Победа” ,
водоизмещением 12700т. и со скоростью хода 18 узлов. Эти корабли
впервые имели гарвеевскую броню (на предыдущих кораблях применялась броня
компаунд) , и бронепалубу со скосами к бортам . Эти корабли
представляли собой нечто среднее между броненосцем и броненосным крейсером
и предназначались для Тихого океана . Корабли получились неудачными - их вооружение (254-мм орудия ) и защита были явно недостаточны для боя с
броненосцами противника , а скорость - значительно меньше чем у
броненосных крейсеров. Следует отметить также броненосец “Ретвизан” ,
построенный в 1902г. в США по заказу России . Это был нетиповой корабль
Русского флота , его прототипом послужил американский Maine. Он имел
водоизмещение 12700 т. , скорость -18 узлов , бронирование : пояс - 227мм
(крупповская броня) , каземат - 152мм и палуба- 75мм. Вооружение состояло
из 4-305мм и 12-305мм орудий . Этот корабль , который можно назвать
классическим образцом додредноутовского броненосца стал одним из лучших
кораблей русского флота. В 1901г. Франции был заказан броненосец “Цесаревич” ставший прототипом
для серии кораблей : “Бородино” , “Орел” ,”Александр III” ,”Суворов” и
“Слава” , составивших основную ударную силу флота накануне Русско-Японской
войны . “Цесаревич” строился под руководством известного французского
кораблестроителя Эмиля Бертена. Он имел водоизмещение около 13 000т ,
скорость - 18 узлов . Защита его включала 250мм нижний и 152мм верхний
пояс , 50 - мм палубу поверх него и 38мм противоторпедную переборку вдоль
борта и по тем временам считалась одной из самых совершенных в мире.
Помимо этого в 1893-1896гг. были построены три низкобортных броненосца
береговой обороны для Балтики, водоизмещением 4000т. , вооруженных
254мм и 152мм орудиями. На Черном море в 1892г. был построен малый броненосец “Двенадцать
апостолов “ (водоизмещение - 8500т. ; бронирование - пояс- 350 мм , палуба
- 60мм ; вооружение - 4-305мм и 4-152мм орудия). Этот броненосец был
удачным но тактически необоснованым . В 1898г. были заложены “Три
Святителя” и “Князь Потемкин Таврический” по типу “Наварина” но более
крупные (12 500т.) и лучше защищенные . На “Потемкине” сталежелезная
броня заменена крупповской , что дало возможность увеличить число 152мм
орудий и усилить палубы . Эти корабли были наиболее сильными русскими
броненосцами того времени , не уступавшими зарубежным аналогам.
Крейсера
Как уже отмечалось , с постройкой “Минина” в России возник новый тип
кораблей - броненосный крейсер . В 1880-ых годах колебания в выборе типа
броненосца , финансовые и производственные затруднения привели к перерыву
в строительстве броненосцев. Было принято решение продолжить строительство
броненосных крейсеров , оказавшихся довольно удачными - большая дальность
хода позволяла им успешно действовать на океанских коммуникациях , сильное
вооружение и броневая защита делало их сильнее крейсеров противника , а
высокая скорость позволяла избегать встреч с более мощными броненосцами , между тем как стоили они намного дешевле последних ( что для русского
флота было немаловажно) . Предполагалось создать 4 крейсерских отряда по 3
корабля в каждом , для действий в Тихом океане против возрастающего там
влияния Англии и Японии . В 1881- 1883гг были заложены крейсеры “Владимир Мономах” и “Дмитрий
Донской” , представлявшие улучшенный тип “Минина “ (водоизмещение -
6000т.;скорость - 15-16узлов; бронирование : пояс -150мм , палуба - 50 мм
; вооружение - 4 -203 и 12 - 152мм орудий) . Эти корабли продолжали нести
полное парусное вооружение. В 1884г. был заложен более совершенный
“Адмирал Нахимов” (водоизмещение - 8000т ; скорость - 17.5 узлов ;
бронирование: пояс - 225мм , палуба - 50 мм ; вооружение - 8-203мм и 10 -
152мм орудий) , а в 1888г. был построен подобный , но уменьшенный “Память
Азова” (водоизмещение - 6700т ; скорость - 17 узлов ; бронирование: пояс -
200мм , палуба - 50 мм ; вооружение - 2-203мм и 13 - 152мм
орудий).Примечательно , что корабли подобного типа впервые появились именно
в России (и затем во Франции), и вызвало ответную постройку Владычицей
морей двух подобных кораблей.
Отсутствие легких быстроходных крейсеров заставило Морское ведомство
построить в 1885г. два двухвинтовых бронепалубных крейсера “Рында” и
“Витязь” , водоизмещением 3500т. , однако их скорость -15 узлов была ниже
всякой критики . Поэтому в 1887г. во Франции был заказан бронепалубный
крейсер “Адмирал Корнилов” (водоизмещение - 5800т. ; скорость - 18 узлов ;
палуба - 38мм и 60 мм на скосах ; вооружение - 14 - 152мм орудий и 6 -
45мм пушек ). Затем постройка легких крейсеров прерывается и возвращаются к строительству крупных броненосных крейсеров. В 1892г. был заложен крейсер “Рюрик” , представлявший собой увеличенный
“Память Азова” (водоизмещение - 10 950т ; скорость - 19 узлов ;
бронирование: пояс - 250мм (броня компаунд) , палуба - 50 мм ; вооружение -
4-203мм и 16 - 152мм орудий и 6 - 120мм) . В 1894г. был заложен улучшенный крейсер “Россия” (водоизмещение - 13000т ; скорость - 19.7 узлов ;
бронирование: пояс - 200мм (гарвеированная сталь), палуба - 50 мм ;
вооружение - 4-203мм и 16 - 152мм орудий и 12 - 75мм ) . Эти корабли при
большой насыщенностью артиллерией имели довольно слабую ее защиту ( орудия
были установлены открыто на палубе и прикрыты щитами ) , что являлось
крупным недостатком . Поэтому на вступившем в строй в 1900г. однотипном
“Громобое” (водоизмещение - 14000т. ; скорость - 20 узлов) 203мм и 152мм
орудия были размещены в 110мм каземтах , однако нежелание увеличивать
водоизмещение крейсера привело к уменьшению толщины пояса до 152мм . Все
эти крейсера вооружались также торпедными аппаратами . В дальнейшем от
постройки таких кораблей отказались , поскольку имея такое же водоизмещение
, как и эскадренные броненосцы ,они были при этом вооружены и защищены
несравненно слабее , а технические возможности того времени позволяли
осуществить корабли такой же мощности при значительно меньшем водоизмещении (как например японский крейсер “Асама” ) . Во флоте необходимы были
сравнительно небольшие броненосные и бронепалубные крейсера .
В 1896г. во Франции был заказан бронепалубный крейсер “Светлана”
(3900т.,20 узлов) , вооруженный 6-152мм орудиями и 4 торпедными
аппаратами . Затем в период 1899-1901гг. за границей заказывается ряд
кораблей . “Варяг” (6500т.)- США, “Богатырь” (6700т.) и “Аскольд”
(5900т.) - Германии . Эти корабли имели скорость 23 узла , защищались 38мм
палубой с 75мм скосами к бортам , были вооружены 12 - 152мм и 12 - 75 мм орудиями и различались расположением артиллерии . В Дании был заказан
“Боярин” (3200т.) и в Германии быстроходный крейсер “Новик” (3100т.) .
“Новик” показал на испытаниях скорость 26 узлов , был защищен
50-мм палубой с 75-мм скосами к бортам и вооружался 6-120мм орудиями .
Кроме того во Франции был заказан крупный броненосный крейсер “Баян”
(7800т.) . Он имел скорость 22 узла и защищался 200мм поясом (100мм в
носу) и 50мм палубой (в корме карапасной) , вооружение состояло из 2-203мм
башенных орудий и 8 - 152мм в каземате. Одновременно в Петербурге закладываются бронепалубные крейсера “Паллада”
, “Аврора” (та самая) и “Диана” . Однотипные , водоизмещением 6730т. ,
скорость - 20 узлов , бронирование - 50мм палуба с 75мм скосами ,
вооружение - 12 - 152мм и 24 - 75мм орудия , три торпедных аппарата .
Кроме этого в 1901- 1903гг в Петербурге закладываются крейсера “Олег”
(по типу “Богатыря” ) , “Жемчуг” и “Изумруд” (по типу “Новик”) . На
Черном море закладываются “Кагул” и “Очаков” (по типу “Богатыря”) . В
целом российский крейсерский флот был укомплектован довольно сильными и
быстроходными кораблями , неплохо защищенными (ярким примером живучести
бронепалубных крейсеров , считавшихся сравнительно слабо защищенными ,
является бой крейсера “Варяг”). Именно крейсеры действовали в Русско-
Японскую войну наиболее успешно (особенно на фоне общей безрадостной
картины ) .
Миноносцы
Как уже отмечалось , применение минного оружия в Русско-Турецкую войну
оказалось эффективным , что дало толчок для его дальнейшего развития . Еще
в 1876г. была предпринята попытка самостоятельной разработки торпедного
оружия , но она не увенчалась успехом и был приобретен патент на торпеду
Уайтхеда , с заказом ему торпед и командировкой на завод торпедистов для
обучения . В 1877г. были заложены в Петербурге 90 миноносок , еще 10
заказаны в Германии и 6 строилось на Черном море. Они представляли из
себя маленькие паровые суденышки водоизмещением 23т., могли развивать
скорость 16 узлов и били вооружены одним торпедным аппаратом в носу.
Увлечение маленькими миноносками было тогда характерным для многих флотов
мира , но вскоре выяснилось , что эти маленькие суденышки очень
немореходны - достаточно было небольшому усилению ветра , и флотилии
миноносок не могли выйти в море. Управляющий русским Морским министерством
адмирал И.А. Шестаков вынужден был с горечью констатировать , что немалые
деньги , истраченные на сотню миноносок , потрачены зря. В связи с этим во многих странах были предприняты попытки создать суда ,
сочетавшие скорость и дешевизну миноносок и приличную мореходность .
Корабелы Англии , Франции , Австрии , Германии создать такой корабль
оказались неудачными - суда получались либо очень большими и дорогими ,
либо вообще небоеспособными . Работали над этой проблемой и русские
кораблестроители , и , неожиданно , им удалось справится с ней . Первый
русский миноносец “Взрыв” , построенный в 1878г. на заводе Берда , имел
водоизмещение 134т. , но на испытаниях развил всего 13.3 узла , вместо
расчетных 17. Тогда Морское министерство заказало в Англии фирме “Ярроу”
миноносец “Батум” , представлявший собой по сути увеличенную миноноску.
Корабль был готов в 1880г. , на испытаниях он развил скорость 22 узла (без
загрузки) , и был вооружен двумя торпедными аппаратами и пятисвольной
37мм пушкой Гочкиса. Неплохую мореходность корабль подтвердил ,
благополучно придя своим ходом в Николаев . “Батум” считается первым в
мире мореходным миноносцем , родоначальником целого класса караблей .
До 1886г. на русских и заграничных заводах строятся миноносцы
подобного типа , водоизмещением 70-100т. , со скоростью 18-20 узлов. В
1884г. во Франции был заказан миноносец “Поти” для Черного моря (73т.
,18.5 узлов) , по этому типу было построено 7 миноносцев на Балтике , и 1
в Николаеве . В дальнейшем было заказано еще два миноносца во Франции
(100т. , 19 узлов) и девять в Германии (86т., 20 узлов) . В дальнейшем до
1898г. строилось на Русских заводах и заказывалось за границей большое
число миноносцев , водоизмещением 90-150т. , со скоростью хода 20-25
узлов , вооруженных 2-3 торпедными аппаратами и 37мм или 47мм пушками.
Эти миноносцы называли номерными , поскольку ввиду их большого числа
каждому был присвоен номер , а не название .
Миноносцы водоизмещением в 100т. обладали все же не очень хорошей
мореходностью - они могли лишь непродолжительное время держатся в море при
свежем ветре , поэтому уже после постройки “Батума” возникла идея минных
крейсеров . Она получила осуществление , когда в 1886г. был построен
миноносец “Лейтенант Ильин” на Балтике , а в 1889г. - “Капитан Сакен” на
Черном море. Они имели водоизмещение 600т. , развивали скорость 20 и 18.5
узлов соответственно , вооружены пятью и тремя торпедными аппаратами
соответственно , 37мм и 47мм пушками и имели 20 мм броневую палубу .
Затем от бронирования миноносцев отказались , так как основным элементом их
живучести была скорость . В Германии заказывают “Капитан-Лейтенант
Казарский” (415т. , 21 узел , 2 торпедных аппарата) для Черного моря ,
затем по этому проекту строят еще 5 кораблей .
В 1896г. был построен миноносец “Абрек” (538т. , 21 узел ) , который
помимо двух торпедных аппаратов имел сравнительно сильное артиллерийское
вооружение (2-75мм , 4-47мм и 2-37мм пушек). Этот корабль стал первой
попыткой создания истребителя миноносцев (destroyer ) - с сильной
артиллерией но был для этого класса великоват . В связи с этим в 1895г.
фирме “Ярроу” был заказан истребитель “Сокол” (240 т., 29 узлов) ,
вооруженный 75мм пушкой и 2 торпедными аппаратами . Этот корабль вызвал
большой интерес за границей и представлял собой довольно совершенный
образец техники того времени , его корпус был впервые изготовлен из
никилевой стали , что дало дополнительный выигрыш в весе. Затем в 1899 -
1901г. во Франции были заказаны пять аналогичных миноносцев (312т. , 26
узлов) . По этим образцам в Петербурге и Николаеве был построен ряд
миноносцев и истребителей . Всего в составе флота на 1902г. было 55
истребителей и 86 малых миноносцев.
Канонерские лодки
В 1885г. были заказаны для Дальнего Востока лодки “Бобр” и “Сивуч”
(1000т. , 11 узлов ) , вооруженные 1-229мм и 1-152мм орудиями . Затем в
1886г. были заказаны за границей лодки “Манджур” и “Кореец” ( 1300т. , 13
узлов ) , вооруженных 2-203мм и 1-152мм орудиями . Для Черного моря были
построены 6 однотипных лодок , и еще 4 были построены на Балтике . Еще в
1899г. была построена в Петербурге лодка “Гиляк” для Дальнего Востока
(1000т. , 12 узлов , 1-120мм и 5-75мм орудий) и “Хивинец” (1340т. , 13.5
узлов , 2-120мм и 8 - 75мм орудий ) для Балтики . Все эти корабли были
небронированными и предназначались для обороны побережий.
Подводные лодки
Регулярное строительство подводных лодок началось в 1902-1903гг , до
этого производились лишь единичные попытки строительства лодок различными
изобретателями (в частности - лодка Джевецкого с мускульным приводом) .
Строительство русской субмарины было поручено Балтийскому заводу под
руководством инженера И.Г. Бубнова и капитана М.Н. Беклемешева . По их
проекту в 1903г. была построена лодка “Дельфин” , водоизмещением
113т./123т. , оснащенная карбюраторным двигателем Даймлера и
электромотором для подводного хода . Скорость хода составляла 9.0/5.5
узлов , вооружение состояло из двух торпедных аппаратов конструкции
Джевецкого . Затем в 1904г. было заложено 6 лодок типа “Касатка” ,
водоизмещением 140т. /177т. , с бензиновым и электрическим двигателем ,
позволявшими ей развивать 8.5/5.0 узлов , и вооруженных 4 торпедными
аппаратами Джевецкого . Помимо этого в США покупаются лодки “Фултон” (переименован в “Сом”
конструкции Голланда) и “Протектор” (“Осетр”) , конструкции Лэка . На
Невском заводе начинается сборка нескольких лодок Голланда ,а в Либаве
несколько лодок типа “Протектор” . Видимо , Морское ведомство возлагало на
лодки большие надежды в войне , поэтому “Дельфин” , четыре “Касатки” и
все лодки типа “Фултон” и типа “Протектор” были отправлены по железной
дороге на Дальний Восток . Туда была даже отправлена совершенно
небоеспособная “Форель” - 14-ти тонная чисто электрическая
экспериментальная лодка , купленная в Германии . Лодки эти принимать
участие в боевых операциях не могли , ввиду малой автономности , и ряду
конструктивных недостатков , допущенных при спешной (9 мес.) постройке и
играли роль скорее психологического оружия. Об их “надежности ” говорит
тот факт ,что во время стоянки у Балтийского завода “Дельфин” затонул,
будучи залит через открытый люк от волны проходившего вблизи парохода ( :-)
); затем лодка была поднята и восстановлена .
Следует также отметить развитие в России минного оружия , по которому
наша страна занимала лидирующие позиции . Русскими моряками и инженерами
была создана первая морская мина (еще в 1807г.) , в 1882г. лейтенант Н.Н.
Азаров изобретает устройство , позволявшее автоматически устанавливать
мину на заданной глубине , что позволило значительно увеличить скорость
постановки . В 1898г. на вооружение была принята сферическая
гальваноударная мина ( шарик с “рогами”) , послужившая прототипом для всех
последующих корабельных мин вплоть до Второй Мировой войны. Уже во время
Русско-Турецкой войны на Балтике существовал отряд минных судов. В 1886г. в
Норвегии был построен минный транспорт “Алеут” принимавший на борт 130 мин,
а в 1891г. в Швеции более крупные “Буг ” и “Дунай” (230 мин) . В 1899г.
были построены по проекту В.А. Степанова два больших минзага “Амур” и
“Енисей” для Дальнего Востока (2800т. , 18 узлов , 300 мин) ,
предназначенные для скрытой постановки мин на вражеских коммуникациях .
Говоря о техническом развитии русского флота необходимо упомянуть
изобретение С.О. Макаровым 1891г. снарядов с мягким наконечником , который
позволил значительно увеличить их бронепробиваемость , вследствие
образования скользкой прослойки при пробивании броневой плиты . На
испытаниях 152мм пушка , стрелявшая макаровскими снарядами легко пробила
плиты , не поддавшиеся перед этим 229мм орудию с обычными боеприпасами .
Таким образом мы видим , что к началу XX века российский флот был
неплохо оснащен боевыми кораблями . Особенно это касается миноносцев и
минзагов. С крупными кораблями было сложнее , и если крейсерский флот
представлял серьезную угрозу для любого вероятного противника ,то
большинство броненосцев было устаревших образцов , а отвечавших современным
требованиям кораблей было немного (“Потемкин”,”Три Святителя”,”Ретвизвн” ,
пять броненосцев типа “Бородино”) . Несмотря на то , что в строительстве
кораблей главенствующим было подражание иностранным образцам , русские
инженеры , моряки и изобретатели создали ряд интересных , и зачастую
превосходивших зарубежные аналоги образцов боевой техники (“поповки” ,
миноносцы , минное оружие).
Русско-Японская война
Обстановка на Дальнем Востоке в начале XX века была сложной . В этом
регионе столкнулись интересы многих стран , прежде всего России , Японии и
Англии . Японцы при активной поддержке англичан открыто вели военные
приготовления и создали к тоиу времени сильную армию и современный флот .
Россия не препятствовала этому , так как в правительстве многие , во
главе с министром внутренних дел В.К. Плеве , считали , что Япония
противник слабый , и Россия войну непременно выиграет , и это будет полезно
для преодоления социальных противоречий , обострившихся внутри страны . В ночь на 26 января 1904г. Японская эскадра без официального объявления
войны атаковала русские корабли в Порт-Артуре (база тихоокеанской эскадры)
. Началась Русско-Японская война , ставшая одной из самых неудачных в
истории России . Помимо просчетов командования , недостатка войск и их
плохого оснащения и других объективных проблем , русские войска , и
особенно флот , преследовала просто фатальная цепь неудач. 31 марта из Порт
- Артура выходит навстречу неприятелю Тихоокеанская эскадра , на
флагманском броненосце “Петропавловск” держит флаг командующий эскадрой
адмирал С.О. Макаров . На выходе из порта “Петропавловск” подрывается на
японской мине . Мины у японцев в то время довольно слабые , и потопить ей
броненосец вряд ли возможно , но по несчастливому стечению обстоятельств
сдетонировал боезапас , над кораблем поднялся столб дыма и через две
минуты он исчез под водой , унеся с собой 600 человек команды , в том числе
и С.О. Макарова .
В 8 феврале 1904г. японские суда направляются для высадки десанта в
корейский порт Чемульпо , на входе в порт они встречают русский крейсер
“Варяг” под командованием В.Ф. Руднева и канонерку “Кореец” , на приказ
сдаться русские корабли ответили отказом и начался один из самых
удивительных морских боев в истории . Бронепалубный крейсер и старенькая
канонерка отражали атаку эскадры из 15 боевых кораблей . После часового
обстрела они так и не были потоплены и вернулись в порт , здесь было
решено , что дальнейшее сопротивление не имеет смысла , и корабли были
затоплены. Этот бой вошел в историю как проявление удивительного героизма
русских моряков .
Японцы высаживают десант на Ляодунский полуостров и начинают осаждать
Порт-Артур с суши и с моря. Под давлением Петербурга новый командующий
эскадрой В.К.Витгефт принимает решение прорываться во Владивосток .
Тихоокеанская эскадра выходит в море и 10 августа путь ей закрывает
значительно превосходящая по силе японская эскадра Хейхатиро Того . Того
открывает огонь и пытается осуществить охват “головы “ русской эскадры но
неверно рассчитав маневр отдаляется от нее . Через два часа бой
возобновляется , японцы обстреливали в основном флагманы “Цесаревич” и
“Пересвет” но и “ наши стреляли , в общем , не хуже японцев ”(как
отмечает очевидец) . Того уже готов прекратить бой из-за серьезных
повреждений своего флагмана , но в это время в боевую рубку “Цесаревича”
попадает снаряд , при взрыве которого погибает Витгефт и ряд старших
офицеров . Эскадра лишилась управления , смешалась и повернула в Порт-Артур
. Несколько кораблей ,в том числе “Цесаревич” , который получил еще и
повреждение рулевого механизма , пришли в нейтральные порты и были
интернированы . Это было серьезное поражение , но все было еще не так
плохо - в этом сражении японцы ни потопили ни одного русского корабля , а
потери в личном составе на “Миказе” (флагман Того) были вдвое больше чем
на “Цесаревиче” .
В Корейском проливе успешно действовали русские броненосные крейсера
“Россия” , “Громобой” и “Рюрик” и два номерных миноносца . В июне 1904г.
это соединение под командованием адмирала Безобразова вышло в пролив с
заданием нарушить Японские торговые перевозки , особенно предназначенные
для снабжения армии . Сработал эффект внезапности и крейсерам удалось
потопить два крупных парохода с войсками и орудиями для осады Порт-Артура
, несколько английских судов с грузами для Японии было арестовано и
отправлено с призовой командой во Владивосток . Японцам пришлось задержать
выход в море своих транспортов , на время снабжение японской армии на
континенте было парализовано . На охоту за русскими крейсерами отправляется
эскадра адмирала Камимуры , в составе 4 броненосных и 4 легких крейсеров ,
посыльного судна и 8 миноносцев. 1 июля в Цусимском проливе Камимура
наткнулся на русские крейсера , но тем удалось уйти от преследования , а
посланные ночью вдогонку миноносцы были отбыты (два было потоплено ) .
За время рейдерства русским отрядом было потоплено или арестовано 13
японских и английских судов , иногда неуловимый отряд действовал
буквально на входе в Иокогаму и Токио , это соединение в Европе прозвали
“эскадрой - невидимкой “.
В сентябре этот отряд крейсеров был выслан навстречу Тихоокеанской
эскадре во время попытки ее прорыва во Владивосток . При встрече с
крейсерами Камимуры ему было предписано отвлекать их на себя , отступая на
север . 14 августа встреча состоялась , 4 крейсера Камимуры зашли с севера и атаковали русские корабли . Русским крейсерам удалось сильно повредит
флагманский “Идзуме” , а на замыкающем “Ивате” снаряд вывел из строя 3
-152мм орудия , но и русские крейсера получали повреждения . Особенно
сильно пострадал “Рюрик” - на нем был убит командир , начался пожар . К
японцам подошли еще два крейсера . У “Рюрика” было повреждено рулевое
управление , разрушена кормовая надстройка и командующий соединением
принял решение идти на север , надеясь что “Рюрик” , оставленный японцами
, сможет исправить повреждения . 10 часов японцы преследовали параллельным
курсом “Громобой” и “Россию” , они получили сильные повреждения но все
же пришли во Владивосток. “Рюрик” вел бой с двумя японскими крейсерами ,
положение было безнадежным и он был затоплен командой .
Довольно успешно применял русский флот и новые для того времени виды
оружия - мины и подводные лодки . Применительно к последним слова эти
имеют скорее иронический смысл , поскольку они практически не покидали
своих баз , но Японцы их панически боялись , и они играли роль
психологического оружия - при малейшем подозрении о присутствии
субмарин
японские корабли поспешно покидали данный район (этим многие объясняют то
что японские корабли не атаковали Владивосток) . Применение мин было более
осязаемо . На Дальнем Востоке действовали минные транспорты (минзаги )
“Амур” и “Енисей” . 14 мая 1904г. “Амур” выставил мины на входе в Порт-
Артур , вернувшись на базу командир корабля Ф.Н. Иванов получил выговор
от командующего Витгефта за то что выставил мины не там , где ему было
предписано , а на следующее утро на его минах подорвались сразу два
японских броненосца , причем один сразу затонул , а второй затонул во
время возвращения на базу . Судьба “Енисея” сложилась трагически : в
феврале 1904г. одна из выставленных мин всплыла на поверхность , при
попытке уничтожить ее (она демаскировала заграждение ) заградитель снесло
на мину течением , он подорвался на собственной мине и быстро затонул . В
числе погибших был и его командир , капитан 2-го ранга В.А.Степанов -
создатель первой в мире системы автоматической постановки мин , создатель
“Амура” и самого “Енисея”. Несмотря на явное преимущество японского флота потери русских были не так
уж велики и соизмеримы с японскими , но приближался роковой день 14 мая
1905г. . На выручку Порт-Артуру была отправлена из Либавы 2-Тихоокеанская
эскадра под командованием вице-адмирал З.П. Рождественского . На переходе
в нее влилась 3--Тихоокеанская эскадра Н.И. Небогатова (состоящая из
четырех старых броненосцев и крейсера) . Эскадра совершила путешествие
вокруг Африки длиною 18 000 миль но в ноябре было получено известие о сдаче
Порт-Артура , что делало поход эскадры бессмысленным . Ей было приказано
прорываться во Владивосток . 14 мая 1905г. армада из 38 вымпелов (в том
числе 12 броненосцев и броненосных крейсеров ) вошла в Цусимский пролив
, навстречу ей двигалась эскадра того , в которой насчитывалось 12 крупных
кораблей . На громкую победу в бою рассчитывали , пожалуй , лишь в тишине
петербургских кабинетов , моряки оценивали ситуацию более трезво .
Считалось , что лучшее что можно ожидать - прорыв во Владивосток с большими
повреждениями , сам Рождественский считал возможным “дойти до Владивостока
с потерею нескольких судов”- мысли не очень оптимистические ,но той
катастрофы , что произошла на самом деле не ожидал никто . Часто можно
услышать мнение , что Того имел значительное превосходство в скорости и
артиллерии. Японские корабли были действительно быстрее русских , но это
объясняется в основном тем , что в эскадре Того было ... всего четыре
настоящих броненосца , остальные крупные корабли были броненосными
крейсерами адмирала Камимуры . Правда , большинство броненосцев в русской эскадре были устаревшими , но зато в правой колонне эскадры шло 4
новейших броненосца типа “Бородино” , во главе с флагманом эскадры
“Князем Суворовым” . По числу и калибру стволов русский флот имел
преимущество , но выучка комендоров оставляла желать лучшего , поскольку
за все время похода было проведено всего две учебные стрельбы , да и
точность дальномеров была неудовлетворительной .
Русские корабли были сильно перегружены (водоизмещение флагман превышало
15 000т. , при расчетных 13 000т. ) , так как в их трюмах было полно
грузов для осажденной крепости , что привело к тому ,что главный бронепояс
практически исчез под водой . Наложение всех этих причин и привело в целом
к тому , что случилось . Немало помогли этому и ошибки командования , и
пресловутое невезение .
Итак , в пролив двумя колоннами входит русская эскадра (в правой ,как
уже говорилось , были броненосцы типа “Бородино” , в левой - старые
броненосцы во главе с “Ослябей”) . В 13.10 с “Суворова” заметил
противника в 70 кабельтовых , и Рождественский начал перестроение - сильная
правая колонна выдвигалась вперед - решение верное. Того не заметил
этого перестроения и попытался атаковать левую колонну , увидев перед
собой новые броненосцы , с которыми вступать в единоборство ему было опасно
, он решает начать бой , пока русские не завершат перестроения , и в 13.36
сделал новый разворот , чтобы занять более удобную позицию для обстрела . В
13.49 , не завершив перестроения , Рождественский дает пристрелочный залп
по “Миказе” , через две минуты отвечает и японский флагман , затем
вступают в бой броненосцы и броненосные крейсера . Рождественский
допускает ряд ошибок - он приказывает левой колонне пропустить правую
вперед , для чего этим кораблям пришлось сбавить ход или вовсе застопорить
машины , что привело к нарушению боевого строя . Последний его приказ
оказался губителен - он приказал “Бить по головному” , идея правильная -
так действовали и японцы (они сосредоточили свой огонь на “Суворове” и
“Ослябе” , ) , для скорейшего вывода из строя флагмана противника , но в
отличие от них Рождественский не организовал огонь , и русские корабли
просто сбивали друг другу пристрелку бессистемной стрельбой по “Миказе” ,
так и не потопив его (правда , он получил серьезные повреждения ). Дальше
вмешалось пресловутое невезение - находившийся в боевой рубке
Рождественский был тяжело ранен залетевшим туда осколком , и эскадра
практически потеряла управление. Японцам удалось добиться максимума своего
огня при минимуме огня противника , что и требовалось . Через полчаса
после начала боя “Ослябя“ медленно накренился на борт и опрокинулся ,
спустя еще 6 минут вышел из строя “Суворов” . Опрокидываются “Александр
III” и “Бородино” , выходит из строя “Орел” (причем эти броненосцы
выдержали около двухсот попаданий крупнокалиберных снарядов) . Броненосные
крейсера Камимуры , практически не обстреливаемые русскими кораблями
буквально осыпали их снарядами . К вечеру практически все уже было кончено
: сдался штаб Рождественского (перешедший на миноносец “Бедовый” ) ,
сдался адмирал Небогатов , основные силы эскадры уничтожены . Героическое
сопротивление экипажей отдельных кораблей не могло уже ничего сделать -
японцы добивали разрозненные остатки эскадры .
В Цусимском бою японцы уничтожили 21 русский корабль , причем
впервые артиллерией были уничтожены эскадренные броненосцы - самые мощные
корабли того времени , погибло 5 тыс. русских моряков . 5 кораблей сдалось
,6 ушли в нейтральные воды , и только самый слабый крейсер “Алмаз” с двумя
миноносцами пришел во Владивосток , японцы же потеряли всего три миноносца
. Более тяжелого поражения в истории нашего флота не было , за один день
были потеряны практически все основные силы русского флот , создававшиеся
годами , Петербург остался без защиты с моря.
Русско-Японская война оказала влияние на развитие военного судостроения
во всем мире , особенно Цусимское сражение . К нему было приковано
внимание морских специалистов во всех ведущих странах - ведь она стал
проверкой реальной боеспособности броненосных флотов , проверкой различных
теоретических построений морских теоретиков и конструкторов . После нее
был создан ряд новых типов боевых кораблей (в частности дредноуты) . Эта
война стальных армад броненосцев и крейсеров стала предтечей будущих
технологических войн XX века.
Литература:
М.А.Михайлов М.А.Баскаков “Фрегаты , Крейсера , Линейные корабли , Москва
“Досааф СССР” 1986г.
А.П.Шершов “История военного кораблестроения” , Санкт-Петербург “Полигон”
1994г.
В.А.Дыгало “А начиналось все с ладьи ...” , Москва “Просвещение” 1996г.
Журнальные статьи:
М.Комков “Цусима: загадки сражения ” //”Техника молодежи” 1990г. -6
А.Киличенков “Упущенный шанс адмирала” //”Техника молодежи” 1990г. -6
Г.Смирнов , В. Смирнов “Мина - оружие и наступательное” //”Моделист
конструктор” 1989г.- 4
В.Тюрин , В.Дородных “Мины и противоминное оружие” //”Моделист конструктор”
1990г.- 9
Мультимедиа:
Microsoft Encarta 97 encyclopedia
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия