Язык – основа любого этнического образования, в том числе народности, но
язык является не единственным признаком даюсчим возможность говорить о
данном этническом образовании как о народности. Народность характеризуется
не только общностью языка отнюдь не устраняющей местные диалекты но и
единой территорией, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры,
материальными и духовными общественными традициями, бытовым укладом
особенностями психического склада так называемым ” Национальным характером
”.
Народность складвается на определенном этапе общественного развития в
эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением
из етого правила. Как мы уже знаем истоки ее восходят к очень отдаленным
временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства дотируется
VII – IX вв тоесть относится к тому времени, когда образовывается язык
восточных славян, а началом формирования древнеруссакой народности следует
считать IX – X вв – время возникновения на Руси феодальных отношений и
образования древне Русского государства.
VIII – IX вв в исстории славянства были временем разложения
первобытно общинных отношений. При етом переход от одного общественного
строя (первобытно общинного ) к другому, более прогрессивному, а именно
феодальному обществу в конечном счете был результатом развития
производительных сил, эволюции производства которая в свою очередь в
основном явилась следствием изменеия и развития орудий труда, орудий
производства.
Наряду с развитием производительных сил в области сельско
хозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники
огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло
общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от
сельского хозяйства.
Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в
одиночкку пориизводством одного какого нибудь продукта и продавать его на
рынке, тогда выражением етой материальной обособленности товаро
производителей явился институт частной собственности.
Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена,
превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен
первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец
княжый острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли
города на Руси : Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк,
Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.
Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для
феодального строя. Город торговал с городом, область с областью,горд с
селом. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве,
Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь из “
варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу игерманские города.
Рост торговли вызвал развитие денежного обрасчения. На Руси
пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но
встречались и Византийские, и западно – европейские монеты. Когдато на Руси
в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки
меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили
железные деньги которые сохранили старые названия ( мордки, векши и пр.). С
конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем
чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.
Торговляразлогала общину способствуя еще большему укреплению
экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в
древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей,
дружинников, бояр, старой чади и т.д. Выростает она из старой племенной
знати и из местной богатой верхушки.
Накапливая ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию
совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников
превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь
ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных
объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе
ранее свободных общинников.
Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная
собственность на землю. Нам извесны города принадлежащие князьям:
Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома.
Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовпые
угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли
наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали
свободные земли либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая
последних на основе вне економического принуждения в рабочую силу свою и
вотчины.
Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы –
холопы, робы – рабыни. Одни из них халопы утратили свою свободу в
результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного
положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением
времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих
от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло
весьма существенную роль.
Огромную массу сельского населения составили свобдные общинники,
обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди,
но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по
мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое
название – смерды, превращались в феодально зависимых и их повинности в
пользу господина стали носить феодальный характер. Дань переростала в
оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закааленного люда
потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот
кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и
закупов.многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) т.е. люди
выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой.
Так складывались зщависимые группировки непосредственных производителей в
Киевской Руси.
На Руси начало формироваться классовое ранне феодальное общество. Там
где произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть
государство и оно возникло.
Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его
появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных
отношений у восточных славян не могло не обусловить образование ранне
феодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское
государствосо стольным градом Киевом.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с
хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочувыми племенами на
юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных териториальных
объединений, пришедших на смену племенным союзам.
Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере
включала в себя восточно славянские земли, но очевидно что кроме средне
днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с
другом земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не
сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с
Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси.
Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского
государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В
результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по
пути из варяг в греки оба важнейшие центра Руси были объеденены. Киевский
князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с
них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян
еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось
сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по
Днепру, Ловати, Волохову.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому
что он был древнейшим центром восточно славянской культуры, с глубокими
историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и
степи с мягким ровным климатом, черноземной очвой, дремучими лесами,
прекрасными пастбищами и залежамижелезной руды, многоводными реками
основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром
восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к византии, к востоку и
западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных
связей Руси.
Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных
славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит
во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В 981 г. Была
присоеденена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские
земли до Сана. В 992 г. Вошли в состав Древнерусского государства земли
хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г.
Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край
вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси.
В 981 г. К Древнерусскому государству прсоеденилась земля Вятичей,
хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости.
Спустя 3 года в 984 г. После битвы на реке Пищане власть Киева
распостронилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего
восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объеденены
под властью Киева ” Мати градом Русским “ .
Теперь когда мы рассмотрели путь образования Киевской Руси настало
самое время переити к культуре, религии и быту древних славян.
В родовых общинах Древнерусского государства главой родовой общины
являлся отец. Но каким же образом поддержится единство рода если умрет его
глава ? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, один из
старших родичей занимал отеческое место. Одна из старых песен говорит:
“Когда умрет глава рода, то все дети сообща владеют имением, выбравши себе
из роду своего владыку ”. Часто деревня состоит из одного рода который
управляется сам собой и сообщается с высшими властями государства
посредством своего главы, старшины. Этот старшина не всегда бывает
физически старшимв роде он изберается в свою должность собранием всех
рородичей, которые торжественно сажают его на первое место под иконы откуда
и в древней нашей истории сохранился обряд и выражение посадить князя.
Избранный старшина управляет всеми работами, хранить общественную казну,
вносит подати, раздает своим детям и братьям пищу и одежду, наказывает их
за проступки; в большие празники он напоминает о древнем значении владыки
рода, как жреца, потому что окруженный всеми родичами он кадит иконы.
Последующая история Рюрикова княжеского рода показывает, что и в быте наших
восточных славян имели место те же самые явления: старший брат обыкновенно
занимал место отца для младших. К старшинству последнего родичи привыкали
еще при жизни отца: обыкнавенно в семье старший сын имеет первое место по
отце, пользуется большей доверенностью последнего, является главным
исполнителем его воли; в глубокой старости отца заступает совершенно его
место в управлении семейными деами; отец при смерти обыкновенно
благословляет его на старшинство после себя, ему поручает семью. Таким
образом, по смерти отца старший брат, естественно, наследует старшинство,
становится в отца место для младших. Младшие братья ничего не теряли с этою
переменою: старший имел обязанность блюсти выгоды рода, думать и годать об
етом, иметь всех родичей как душу; права его состояли в уважении, которые
оказывали ему как старшему; к нему относились вовсех делах касающихся рода;
без его ведома и согласия ничего не делалось, он был распорядителем
занятий, раздавателем пищи и одежды, он судил и наказывал, но все ети
распоряжения получали силу только при общем согласии, когда все видели, что
старший поступает с ними как отец, соблюдает строгую справедливость.
Властьи сила старшегоосновывалась на согласии младших, это согласие было
для старшего было единственным средством к деятелбности, в следствии чего
младшии были ограждены от насилия старшего, могущего действовать только
через них. Но легко понять какие последствия могла иметь такая
неопределенность прав и отношений: невозможно чтобы младшие постоянно
согласно смотрели надействия старшего. Каждый младший, будучи недоволен
решением старшего, имел возможность восстаь против этого решения. Он уважал
старшего брата как отца, но когдастарший брат, по его мнению поступал с ним
не как брат, не как отец, не по родственному, но как чужой даже как враг,
то этим самым родственные отношения между ними рушились, рушились вместе
все права и обязанностиничем другим не определенные. Если большенство
братьев принимало сторонустаршего, то последний должен был или покориться
общей воле, или или выйти из рода, но могло получиться и так что сторону
младшего принимали другие братья – отсюда усобицы и распадения рода. Если
же все братья принимали сторону младшего против старшего то последний
должен был или исполнить их волю, или выйти из родакоторый избирал другого
старейшину.
Обширность и девственность населенной восточными славянами страны
давали возможность родичам выселятсяпри первом новом неудовольствии, что
разумеется должно было ослабить усобицы; места было много и за него по
крайней мере не надо было ссориться. Но могло случиться и так, что особые
удобства местностипривязывали к ней родичей и не позволяли им так легко
выселяться, особенно часто это происходило в городах, местах выбранных
родом по особенному удобству и огражденных, укрепленных общими усилиями
родичей и целых поколений следовательно в городах усобицы были сильнее.
Теперь перейдем к рассмотрению отношений между людьми. Брака как
такового у славян не существовало, невесту либо выбирали из своего рода
либо воровали из другого с согласием последней, но это влекло за собой
межродовые конфликты. Родовая община из которой выкрали невесту могла
потребовать за нее выкуп и если его не получала могла пойти войной на
последнюю. Нередко выкравшая невесту община сама предлогала за нее выкуп,
не дожидаясь нападения. За исключением Полян которые были кротки и
уважительны друг к другу, так поступали все восточные славяне. Среди славян
нередки были случаи многоженства.
Поле брачного обычая, в котором резче всего выражаются равственные
понятия народа, для летописца христианского монаха был важнее всего, обычай
погребения, в котором выражаются понятия народа о загробной жизни, и
потому в летописи читаем описание этого обряда. Радимичи, вятичи, северяне
и кривичи совершали тризну над покойником, потом сжигали труп, кости
собирали в небольшой сосуд, который ставили на столбе при дороге. Под
именем тризны разумелись, как видно, вообще поминки и потом приимущественно
борьба в честь умершего, с поминками соединялся веселый, пьяный пир, также
резание и царапание лица в знак печали. Одновременно с сжигания и ставления
урн с пеплом на придорожных столбах существовал и обычай погребения в
могилах, которые сыпали холмами.
Иностранные писатели говорят что славяне жили в деревянных избах,
находящихся на далеком расстоянии друг от друга и часто переменяли место
жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ была следствием
беспрерывной опасности которая грозила славянам и от своих родовых усобици
от нашествий чужих народов. Вот почему они вели тот образ жизни, о котором
говорил Мавврикий: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и
озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный
случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея ничего лишнего наружи,
но живя как разбойники» Одинаковая причина долгое время, производила
одинаковые следствия, жизнь в ожидании вражьих нападений продолжалась для
восточных славян и тогда, когда они уже находилисьпод державой Рюрикова
дома. Печенеги и половци сменили авар, козар и других варваров, усобици
княжеские сменили усобици родов, восставших друг на друга.
Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною
религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам,
явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям.
Основываясь на определенных высказываниях современников, мы находим у
наших славян при поклонении многим различным явлениям природы под разными
именамибожеств поклонение одному верховному божеству, которому все
остальные находились в подчинении. Это верховное божество по свидетельству
одного из древнейших писателей о славянах, Прокопия, было божеством молнии
которое летописец называет Преруном. Явление грозы, молнии есть самое
поразительное из всех явлений природы, немудрено что человек дал ему первое
место между всеми другими явлениями. Он не мог не заметить благотворное
влияние грозы на жизнь природы, не мог не заметитьчто свет молнии во всякое
время обнаруживает свое могущество тогда как например действия солнца
ограничены,подвержены извесному закону, могут обнаруживаться только в
извесное время, уступая владычество другому,противоположному и
следовательно враждебному началу – мраку.
Если славяне покланялись явлениям природы, то легко догадаться, при
каких случаях, в какое время года они будут торжествовать свои религиозные
празники. Так например они празновали в конце декабря, когда солнце
начинает брать силу, дни начинают прибывать. Этот праздник совпадает теперь
с рождеством Христовым носит приимущественно название Коляды. Существенный
обряд праздника состоит в хождении славить божество и собирать подаяние.
Внекоторых местах Коляда известна под названием Аусення или Таусеня, что
можно принимать под измененным Ясень – также, по всем вероятностям имя
солнца.
Второй праздник торжествлялся в начале весны, но так как ето время
приходит в великий пост, то по принятии христианства праздник был
перенесен на конец рождественского мясоеда и отчасти на Светлое
воскресенье. Итак масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны
и провод зимы празднуется у всех славянских народов почти с одинаковыми
обрядами: употребляется заклинание весны с разными приветами. Весну
встречают обыкновенно на Крассной горке. Тут начинаются хороводы,
религиозное значение которых и отношение к солнцу не подлежит сомнению.
Третий праздник имеет место 23 июня и известен под названием Ивана
Купалы. Хотя по обрядам праздника можно догадываться что он относитсяк трем
стихийным божествам – обоим Сварожичам, солнцу, огню и воде, однако можно
относить его и к одному солнцу. Ночь на Иванов день сопровождается
собиранием трав, купанием, зажиганием костров и прыганием через них.
Рассмотрев поклонения стихийным божествам, теперьобратимся к другой
половине славянской мифологии, а именно:
Славянская мифология после введения христианства
Введение христианства в славянских землях (с 9 века) положило конец
официальному существованию славянской мифологии, сильно разрушив ее высшие
уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если
только не отождествлялись с христианскими святыми, как Перун — со святым
Ильей, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием (Георгием).
Низшие же уровни славянской мифологии, как и система общих
противопоставлений, оказались более устойчивыми и создавали сложные
сочетания с господствующей христианской религией.
Сохранилась, прежде всего, демонология: вера в лешего, водяного. У южных
славян бытовал сложный мифологический образ вилы (сербский), самовила,
самобида (болгарский), — горных, водяных и воздушных духов. Общеславянский
полевой дух — полудница, у восточных славян — полевик. Многочисленные
мифологические образы связывались (особенно у восточных славян) с домашним
хозяйством: например всем известный домовой, у него существовало огромное
количество имен (русский домовой): дедко, дедушко, доброхот, доброжил,
суседко, хозяин он, сам), (украинский) хатний дiдко, (белорусский): хатник,
господар, (польский): skratz, (чешский): skritek, skrat, krat. Существовали
также духи отдельных дворовых построек — банник, овинника. Двойственным
было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители
семьи — деды — родители, умершие естественной смертью, с другой — считалось
опасными мертвяки, умершие преждевременной или насильственной смертью,
самоубийцы, утопленники. К числу предков — покровителей относился Чур, к
враждебным мертвецам — упыри, мавки. Сохранилась вера в многочисленных злых
духов — злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков — у белорусов шешки,
цмоки. Болезни олицетворялись с подчеркиванием отдельных их симптомов:
Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша, известны представления о двенадцати
лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других
индоевропейских традициях.
Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких
памятников, в которых при использовании некоторых терминов и ключевых
понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий
славянской мифологии. Одним из наиболее характерных жанров у восточных
славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению
продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен. Так в
древнерусской "Голубиной книге" содержатся представления о соотношение
человека и вселенной, микро- и макрокосмоса, соответствующие ведийскому
гимну о Пуруше и восходящие к обществу с ним индоевропейскому мифу о
творении мира из тела человека. К индоевропейским истокам восходит и сюжет
спора Правды и Кривды. У западных славян к числу текстов, продолжающих
архаичные карнавальные традиции, относились мистериальные фарсы с
мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы.
Христианство у славян в значительной степени усвоило старый мифологический
словарь и обрядовые формулы, восходящие еще к индоевропейским источникам:
"бог", "спас", "святой", "пророк", "молитва", "жертва", " крест"...
Славянские боги
Сварог
Название: Единый Бог Вселенной
Также известен как: Яркий
Символ: Облака, раскалываемые молнией
Цвет: Небесно-голубой
Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака
стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает
демонов тени.
В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее,
поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу — молнии. Он
думал, что когда-то они должны будут занять его место, и надеялся, что его
разделенная между ними мощь должна дать достаточно силы сыновьям, чтобы
удержать трон в своих руках. К несчастью, Сварог не принимал во внимание
амбиции других мощных божеств, подобно Перуну и Свантовиту.
Теперь Сварог — только жалкое подобие первоначального Сварога и лишь
небольшой культ следует за ним. Его имя все еще запрещается произносить.
Сварог больше не беспокоится о простых смертных и, хотя он все еще жалко
злится над тем, что трон уже не принадлежит ему, он бессилен, чтобы
изменить что-либо.
Свантовит
Название: Бог процветания и войны
Также известен как: Сильный
Символ: Рог изобилия
Цвет: Белый
Когда Сварог отдал свою власть в руки Сварожича и Даждьбога, Свантовит и
Перун внутренне порадовались. У них были свои собственные планы, очень
сильно отличавшиеся от идей старого Сварога. И хотя Даждьбог повелевает
солнцем, он не настолько влиятелен, как Свантовит.
Неизбежно, Свантовит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и
Перун. Поэтому теперь в пантеоне нет ясного лидера. Напротив, трон делят
две постоянно спорящие силы, каждая из которых желает, чтобы другая
освободила свое место.
Четыре головы Свантовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Он
может предсказать процветание урожая, определяя его количеством вина в роге
своего святого быка. Скача на белой лошади на битву, он берет с собой лук
или огромную саблю.
Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами.
Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на сражение.
Перун
Название: Бог войны
Также известен как: Громовержец
Символ: Скрещенные топор и молот
Священные животные и растения: Коза, дуб
Как Даждьбог уступил свое место Свантовиту, Перун овладел местом Сварожича.
Несмотря на то, что Сварожич считался очень сильным, те, кто любил воевать,
более признавали Перуна. И хотя Перун формально не был священным, военные
руководители и вожди горячо верили в него.
У Перуна — серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей
колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками
молнии подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и
молот — его любимые виды оружия.
В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его поклонники.
Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с чучелом Перуна и
смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему времени,
руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуна.
Свита Перуна
Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. И хотя Волос (Велес) —
его главный советник, Перун также советуется Ойнена Марией, незначительным
огненным божеством. Когда Зоря Утренняя завершает свои повседневные работы
во дворце Даждьбога, она свободна, чтобы принять свое другое воплощение —
покровительницы воинов. Красивый девственный воин защищает ее поклонников
своей длинной вуалью. Она владеет саблей и мчится в битву на черной лошади.
Даже Варпулиса, внука злого Стрибога, вызывает шум грома Перуна.
Даждьбог
Название: Бог лета и счастья
Также известен как: Щедрый бог
Символ: Солнечный диск
Цвет: Золотой
Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на
троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он —
веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается
и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака
и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами.
При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя
с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается,
он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает
по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых
лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.
Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в
начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят,
что землетрясения — знак плохого настроения пары.
Девы Даждьбога
Даждьбога обслуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя
открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером.
Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей
Даждьбога.
Мати-Сыра-Земля
Название: Родина
Символ: Сумка, заполненная землей
Священные животные и растения: Овца
Цвет: Оттенки Земли
Мати-Сыра-Земля чувственна и справедлива. Если Вы могли бы понять ее
непостижимый язык, она бы предсказала Вам ваше будущее. К ней взывают,
когда начинаются эпидемии, также она защищает женщин во время родов. Ей
приписываются знания о травах и растениях.
Мати-Сыра-Земля время от времени по ночам посещает дома своих поклонников,
замаскировавшись под человека, одетого в украшенном лентами и орнаментами
платье. Иногда она имеет сходство с овцой, и выступает в качестве их
защитницы. Когда она бродит по земле, она даже иногда сама их стрижет.
Представленная в виде соломенного идола, она присоединяется к священным
родникам и святым огням.
Ярило — ее муж.
Сварожич
Название: Бог силы и чести
Также известен как: Палящий
Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор
Священные животные и растения: Бизон, лебедь
Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с
Даждьбогом, — намерение отца Сварожича. Дар Сварога — молния — вверен
именно ему. Он — бог очага и дома и известен своим верным советом и
пророческой силой. Он — бог простого воина, дорожащего миром.
Некоторые верят, что, когда Сварог освободил свое место, Перун поспешил
занять позицию величайшего бога войны. Последователи Сварожича считали его
слишком неярким для того, чтобы быть одаренным такой честью, в то время как
Перун, полный энтузиазма, принял участие во всех военных подвигах. Другие
уверены в том, что голос недовольства был создан агентами-провокаторами,
который надеялись, что Триглав станет избранным богом войны.
Текущая схема вещей не устраивает Сварожича, и он затаил некоторое
негодование по отношению к Перуну. Он все еще горит желанием взять то, что
по праву принадлежит ему.
Сварожич появляется в виде воина, носящего каску в форме лебедя с
распростертыми крылами на его изогнутой голове. Черная голова буйвола на
его доспехах украшает грудь, а в левой руке он сжимает двухсторонний топор.
Триглав
Название: Бог чума и войны
Также известен как: Тройной Бог
Символ: Змея, изогнутая в форме треугольника
Цвет: Зеленый
Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую вуаль над
каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более низкие
области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.
Триглав — хитрый и злобный бог; его зависть к Свантовиту легендарна. И хотя
он вечно скрежещет зубами над своей неудачной попыткой взять трон, когда у
него был шанс, он ядовито посмеивается над распрями среди добрых богов,
которым он очень старательно способствовал. Некоторые верят, что наиболее
бесчестное дело Триглава состояло в том, что он посеял семя недовольства
над местом Сварожича в пантеоне. При этом Триглав было настолько искусен,
что в организации потери Сварожичем его места обвиняется Перун.
Фавориты Триглава
Триглав может быть гением и может рассмотреть Вселенную, как не может никто
другой, за исключением его фаворитов, которые делает всю грязную работу
Триглава за него. Когда Сварожич боролся за свое право быть принятым на
место Сварога после его ухода с трона, фавориты Триглава постарались
выполнить очень сложную схему. Триглав надеялся, что наиболее воинствующие
последователи Сварога будут поклоняться его фаворитам и что тем самым
Триглав станет наиболее популярным военным богом.
Планы Триглава потерпели неудачу, когда Перун и Свантовит поглотили
большинство поклонников Сварога и оставили Триглава на то, чтобы жалко
дуться как более слабый бог. Но Триглав все еще выражал огромное терпение,
сохраняя свой гнев и расстройство скрытыми от других богов. В конце концов,
Сварожич посчитал виновным в своей потере трона Перуна, хотя было намного
больше оснований обвинить Триглава.
К фаворитам Триглава относятся: Яровит, владеющий большим золотым щитом;
Поревит, четырехголовое божество со вторым лицом на груди; Руевит,
семиголовый военный бог, вооруженный восемью саблями.
Волос (Велес)
Название: Бог торговли и зверей
Также известен как: Хранитель стад
Символ: Сноп зерна или зерно, связанное в узел
Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза
Цвет: Коричнево-золотой
Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что
обещания держатся. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем.
Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от
Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы посоветовать. В связи с
этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.
Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей.
Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель
доспехов.
Ярило (Ярила)
Название: Бог весны и веселья
Символ: Гирлянда или корона из диких цветов
Священные животные и растения: Пшеница, зерно
Цвет: Белый
Веселый Ярило — покровитель весенних растений. Когда весной он появляется
первый раз, Ярило похож на белокурого молодого человека, едущего на белой
лошади босиком. Тем не менее, по мере прохождения сезона, он стареет и,
наконец, поздним летом умирает.
Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы
и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом.
Мати-Сыра-Земля — его жена.
Стрибог
Название: Бог зимы и ветров
Также известен как: Рассеиватель богатства
Цвет: Серый
Стрибог — олицетворение зимы и мороза, он известен своими внуками —
ветрами. Стрибог — плохой бог, который находит радость в несчастье другого.
Он изображается в виде старухи, задирающей своих внуков, как добро, так и
зло, на подчинение его сумасшедшим идеям.
Внуки Стрибога
Все ветры — внуки Стрибога, но лишь следующие незначительные боги
заслуживают внимания: Варпулис, вызывающий шум шторма; Догода — мягкий и
ласковый Западный Ветер; Вихорь, вызывающий смерчи и Эрисворш, покровитель
бурь. Также существуют Ветру и Северный и Восточный ветры.
Белбог
Название: Бог Добра
Также известен как: Белый Бог
Символ: Белая статуэтка
Цвет: Белый
Белбог представляет все хорошее. Богатство и хорошее состояние
приписываются ему, он же связывается со светом и днем. Он диаметрально
противопоставляется Чернобогу.
Белбог возникает в виде почтенного старого человека с белой бородой,
одетого в белом. То, что он помогает заблудившимся путешественникам найти
дорогу из леса, его помощь крестьянам в поле — только некоторые его добрые
дела.
Чернобог
Название: Бог Зла
Также известен как: Черный Бог
Символ: Черная статуэтка
Цвет: Черный
Она приносит неудачи и несчастье; она — причина всех бедствий. Темнота,
ночь и смерть связываются с нею.
Чернобог — во всех отношениях противоположность Белбогу. Рассматривая
буквально, она должна появляться в виде молодой привлекательной брюнетки,
одетой в черное.
Симорг
Название: Страж растительности
Символ: Мировое Дерево
Священные животные и растения: Ячмень
Цвет: Зеленый
Материальная форма Симорга представляет собой гигантского сфинкса с телом
хищной птицы и лицом человека. Симорг — страж одного дерева, которое
рождает семена всей растительности.