Реферат по предмету "История"


Трагедия в Баренцевом море. История гибели АПЛ Курск

Государственное общеобразовательное учреждение школа №195
Реферат на тему:
Катастрофа в Баренцевом море.
История трагедии российской АПЛ "Курск"
Выполнил:
Проверил:
Закревский Р.П.
Санкт-Петербург
2000
Оглавление: Предисловие 2 Технические данные 2 Противоречивые сведения 3 Состояние лодки после аварии 3 Ход спасательных работ. 4 Опасность радиоактивного заражения. 6 Основные версии катастрофы. 6 Список использованной литературы 8
Предисловие
12 августа 2000 года, примерно в 11 часов утра в Баренцевом море в 157 км к северо-востоку от Североморска (см. рис.1) во время проведения учений потерпел аварию лучший корабль Северного Флота - атомная подводная лодка "Курск" класса "Антей" (бортовой номер К-141). На очередной сеанс связи с базой корабль не вышел...
Технические данные
"Курск" - многоцелевая атомная подводная лодка, "убийца авианосцев". Проект № 49-А "Антей", по классификации НАТО - "Оскар-2". Разработана в 1980-е гг. в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин". Построена в Северодвинске, спущена на воду в 1994г. Приписана к военно- морской базе Ведяево. Водоизмещение 23860 тонн. Длина 154 м, ширина 18,2 м. Скорость в надводном положении - 30 узлов (около 60 км/ч), в подводном-28 узлов.Максимальная глубина погружения - 500 м. Два ядерных реактора ОК- 65ОБ. Две паровые турбины мощностью 90000 л.с. каждая. Два семилопастных "бесшумных" винта. Два перископа. Вооружение: 24 крылатые ракеты П-700 "Гранит", 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, 2 глубинные бомбы калибра 650 мм. Лодка может находиться до 120 дней в автономном плавании.
Противоречивые сведения
Лишь на следующий день после аварии общественности стало известно о трагедии. Средства массовой информации сообщали самые ротиворечивые сведения как о глубине, на которой находилась затонувшая лодка, так и о составе экипажа.
Информация о том, что лодку удалось подкпючить к системам энергетики и регенерации воздуха, а также о том, что в течение нескольких суток после аварии подводники давали о себе знать путём перестука азбукой Морзе через корпус субмарины, оказалась ложной.
Состояние лодки после аварии
Позднее было установлено, что затонувшая подводная лодка находится на глубине 108 м, её экипаж составляет 118 человек, а также то что 12-ого августа в Баренцевом море было зафиксировано 2 взрыва с интервалом примерно в 2 минуты. Первый взрыв - слабый, второй - намного мощнее, который стал причиной катострофических разрушений носовой части "Курска".
Сильнейший взрыв сложил все переборки до пятого отсека (см. рис. 2), отрезав оставшимся в живых подводникам путь к спасательной камере, расчитанной на всех членов экипажа. Самостоятельно подняться на поверхность с глубины 108 м человеку невозможно, так как он будет раздавлен огромной толщей воды. В кормовых отсеках субмарины ещё в течение некоторого времени оставались живые люди.
Ядерные реакторы были заглушены в автоматическом режиме, аккумуляторы, которые в экстренной ситуации могли бы снабжать лодку электричеством, пришли в негодность из-за взрыва, таким образом лодка была полностью обесточена, очистка воздуха прекращена, в отсеках царила темнота, ни внутренние ни внешние средства связи не работали, температура воды на дне Баренцева моря была около 4‘С.
Возможно, в уцелевших от взрыва отсеках оставались мешки воздуха, которым могли дышать люди, но вода, постоянно поступающая в лодку, сжимала воздух до 10-и и более атмосфер, создавая непригодныу для жизни человека условия.
Шансов на спасение не было, но спасательные работы продолжались.
Ход спасательных работ.
В ходе спасательных работ были задействованы четыре глубоководных аппарата "Колокол", которые спускали с надводного судна.
Спускаемый аппарат должен был "присосаться" к аварийному люку затонувшей субмарины, затем из образовавшейся камеры между "Колоколом" и "Курском" нужно было откачать воду и установить нормальное давление, после чего водолазы из аппарата могли бы, открыв аварийный люк, проникнуть внутрь лодки. Но из-за пятибального шторма никак не удавалось "посадить" спускаемые аппараты на корпус "Курска".
Безрезультатные попытки спасти экипаж предпринимались в течение нескольких суток, а тем временем шла помощь из Великобритании и Норвегии. Норвежское судно "Си Игл" везло на борту британскую подводную лодку LR-5 и норвежских глубоководных водолазов.
Но помощь шла очень медленно: "Си Игл" прибыл на место катастрофы только через неделю после того, как произошла трагедия. Было ясно, что спасать уже некого, но надежда, как известно, умирает последней.
Британская подлодка не пригодилась, оказалось, что она представляет собой почте то же, что наши "Колокола". Норвежские специалисты сняли на камеру состояние потерпевшей крушение лодки. Было установлено, что передняя часть корпуса субмарины понесла значительные разрушения, а причиной того, что российские спускаемые аппараты "Колокол" не смогли пристыковаться к "Курску", стало повреждение аварийного люка.
Норвежские глубоководные водолазы спустились на дно Баренцева моря и вручную открыли запасной люк последнего девятого отсека. Работа водолазов под водой была затруднена плохой видимостью (не более семидесяти сантиметров) и сильными подводными течениями. Девятый отсек был полностью заполнен водой. Живых людей на подводной лодке не осталось.
С Норвегией был заключён договор о подъёме тел погибших подводников, "Си Игл" вернулся на свою базу, а 23-его августа по всей России был объявлен траур.
Опасность радиоактивного заражения.
Когда стало ясно, что весь экипаж подводной лодки погиб, обозначилась другая проблема, связанная с состоянием двух ядерных реакторов затонувшей АПЛ.
В чрезвычайной обстановке, когда изменились заданные параметры в подводной лодке, на "Курске" автоматически сработала аварийная защита. Были задействованы все органы защиты реактора: это и компенсирующие решетки, и стержни автоматического регулирования.
Таким образом, реакция деления в реакторе была прекращена. Вслед за тем включилась автоматическая система безбатарейного расхолаживания. Эта система предназначена для того, чтобы снять остаточное тепловыделение с активной зоны реактора и предотвратить разрушение тепловыделяющих элементов. Таким образом, реактор полностью заглушен и не представляет опасности. Радиационный фон в норме.
Основные версии катастрофы.
Версия первая - затопление через ракетные шахты. Неправдоподобно, так как если даже предположить, что подобное могло произойти, то субмарина не смогла бы "зачерпнуть" столько забортной воды, чтобы не подняться на поверхность.
Версия вторая - взрыв в подлодке - официально опровергается.
Версия третья - столкновение с миной времён Второй мировой войны - моловероятно, что снаряд, пролежавший полвека в морской воде, смог бы нанести современной подлодке такие разрушения.
Версия четвёртая - ошибка капитана или неисправность систем АПЛ - опровергается, так как "Курск"- самая совершенная подлодка России, а её экипаж - самый опытный.
Версия пятая - столкновение с наводным или подводным объектом. Командование Северного флота утверждает, что в районе учений, не было никаких российских судов кроме "Курска", но не исключено, что причиной гибели нашей подлодки стало непреднамеренное столкновение с иностранной субмариной, наблюдавшей за ходом учений. На данном этапе это самая правдоподобная версия, но ещё нет её официального подтверждения.
Возможно, причиной катастрофы стало ни какое-то одно происшествие, а цепь случайностей.
Список использованной литературы
1. "Аргументы и факты" (№33,34, 43, 44 2000г) 2. "Известия" (№36 2000г) 3. INTERNET www.nns.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие междурнародного разделения труда
Реферат Сборник психологических тестов. Часть 3, Миронова Е.Е.
Реферат Методы оценки стоимости сырья, отпускаемого в производство
Реферат Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка
Реферат Использование цифровых коллекций в учебных коммуникациях
Реферат Граничные объекты в образовании
Реферат Тютчев Ф.И.
Реферат Комплексная механизация молочной фермы ООО АПФ Хотьково
Реферат Герои Капитанской дочки
Реферат Методические аспекты сочетания традиционной и информационной технологий в обучении
Реферат Кабинет министров СЮ Витте
Реферат «Социальные критерии отнесения детей к группе риска»
Реферат Политика в области чтения в странах Запада
Реферат 663973 пос. Саянский ул. Школьная, 11;  21-7-36; 21-7-40 e-mall: S. Shkola32@mail
Реферат Метод К.П. Бутейко