Внедрение новых компьютерных и информационных
технологий в учебно-воспитательный процесс
В
настоящее время на всех уровнях системы образования ведется работа по переходу
на профильное обучение. В Воронежской области разработана концепция профильного
обучения на 2003-2006 годы, начата работа по ее внедрению в школьную практику.
В Елань-Коленовской средней школе №2 Новохоперского района Воронежской области
одним из направлений реализации концепции профильного обучения стала проектная
деятельность, связанная с внедрением компьютерных и информационных технологий в
учебно-воспитательный процесс. В 2003/04 учебном году начата разработка модели
информационного пространства школы, что необходимо для полноценной работы с
учащимися школьного округа в условиях профилизации, особенно сельских базовых
школ.
Основные цели и задачи
Целью
данного проекта является разработка и апробация модели информационного пространства
школы и школьного округа, позволяющего формировать познавательную и
практическую деятельность учащихся в условиях доступности информационного
пространства.
Для
достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
1.
Организация проектной деятельности учащихся с использованием
информационно-коммуникационных технологий и ресурсов информационной среды. Для
этого необходимо реализовать следующее:
подготовка
учителей в Воронежском региональном центре Интернет-образования;
адаптация
расписания для проведения уроков с использованием ИКТ и для работы учащихся над
проектами;
создание
школьной медиатеки;
оснащение
школьной медиатеки необходимым оборудованием и подключение к Интернет;
накопление
информационных ресурсов в школьной медиатеке.
2.
Организация различных форм получения дополнительного образования на базе
информационно-коммуникационных ресурсов школы:
отбор
образовательных ресурсов для организации проектной деятельности учащихся и
получения дополнительного образования;
развитие
информационного пространства школ района с созданием доменного ресурсного
центра;
создание
конференц-зала для проведения уроков-лекций с использованием компьютерных и
информационных технологий;
организация
самообразования и дистанционного образования.
3.
Информатизация управленческой деятельности:
полный
перевод документооборота школы в электронный формат;
создание
автоматизированных рабочих мест директора, завуча, секретаря, библиотекаря;
подключение
всех автоматизированных рабочих мест в доменную систему информационного
пространства школы.
Условия реализации проекта
Для
реализации поставленных задач необходимо создать условия формирования
информационной среды. Здесь необходимо реализовать аппаратно-техническую и
информационную составляющие. Аппаратно-техническое обеспечение реализуется за
счет объединения серверной, кабинета информационных технологий, кабинета
информатики, медиатеки, конференц-зала и автоматизированных рабочих мест в
локальную сеть. В указанных помещениях осуществляется вся необходимая работа по
обучению учителей и учащихся, формированию информационного пространства школы.
Основные параметры системы таковы:
1.
Сервер
Сервер
работает на базе компьютера Pentium-IV с операционной системой Windows-2000
Server.
На
сервере создана доменная система «School».
В
домене созданы группы по номерам кабинетов: 302 - кабинет информационных
технологий, 304 - кабинет информатики, «School» - кабинет директора, завуча,
секретаря, медиатека.
К
серверу подсоединен Hub.
2.
Кабинет информационных технологий
12
компьютеров Pentium-II, операционная система Windows-98.
Мультимедийный
видеопроектор.
К
учительскому компьютеру (Pentium-III) подключена Web-камера, TV-тюнер Life View
Fly Video для захвата видео, сканер планшетный, сетевой принтер Epson LQ-100,
видеомагнитофон, установлена программа Net Support School.
Компьютеры
соединены «витой парой» и подключены к серверу через 16-портовый Hub.
Все
компьютеры имеют звуковые платы с выходом на наушники.
Нагрузка
на класс составляет 12 часов ежедневно.
В
кабинете осуществляется:
преподавание
спецкурса «Оператор ЭВМ и компьютерное делопроизводство»;
обучение
учителей информационным технологиям;
проведение
уроков по различным предметам с использованием компьютерных технологий;
групповая
работа по проектной деятельности;
кружковая
работа, работа школьной редакции;
компьютерное
тестирование.
3.
Кабинет информатики
10
компьютеров IBM-486-DX, операционная система Windows-95.
К
учительскому компьютеру (Pentium-III) подключены: TV-тюнер Cirrus Logic для
захвата видео, сканер ручной Genius, локальный принтер Star NX-1500, телевизор,
установлена программа Net Support School.
Компьютеры
соединены «витой парой» и подключены к серверу через 16-портовый Hub.
Все
компьютеры имеют звуковые платы с выходом на наушники.
Нагрузка
на класс составляет 7 часов ежедневно.
В
кабинете осуществляется:
преподавание
136 часового базового курса «Информатика и информационные технологии» в 7-9
классах;
преподавание
136 часового профильного курса «Информатика и объектно-ориентированное
программирование» в профильных 10-11 классах;
преподавание
68 часового пропедевтического курса «Информационные технологии» в 5-6 классах;
групповая
работа по проектной деятельности и кружковая работа;
компьютерное
тестирование.
4.
Медиатека
2
мультимедийных компьютера Pentium-III, операционная система Windows-2000.
Предполагается установка до шести компьютеров
Компьютер
заведующего библиотекой Pentium-I, операционная система - Windows-98, с базой
данных по книжному фонду.
Компьютеры
соединяются «витой парой» и подключаются к серверу через 10-портовый Hub.
Модемное
подключение к Интернет.
Периферийное
оборудование: принтер, телевизор, планшетный сканер, видеокарта TV-in, TV-out,
ксерокс.
Медиатека
создается на базе библиотеки и имеет следующие рабочие зоны:
компьютерная
зона - располагается в читальном зале, где каждый имеет доступ к информационным
ресурсам;
видеотека
- зона читального зала для групповой и индивидуальной работы с
видеоинформацией;
фонотека
- зона читального зала для групповой и индивидуальной работы с магнитозаписями
и другой звуковой информацией;
библиотека
- сочетает зону читального зала, книгохранилища для хранения книжного фонда,
зону для тиражирования печатной продукции, рабочее место заведующего
библиотекой.
Задачи
медиатеки:
сбор,
накопление, систематизация, обработка информации и доведение ее до
пользователей;
выявление
информационных потребностей и удовлетворение запросов учителей и учащихся в
области новых информационных и педагогических технологий;
компьютерная
каталогизация и обработка информационных средств;
оказание
помощи в проектной деятельности учащимся и учителям;
осуществление
посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей;
организация
обучения пользователей методики поиску информации из различных источников.
5.
Конференц-зал
Основная
задача конференц-зала - это проведение уроков-лекций по различным предметам,
организация и проведение групповых учебных и внеклассных мероприятий
презентационного характера, групповая досуговая деятельность.
Оборудование:
компьютер
Pentium-III-IV, мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон;
сетевое
подключение в локальную сеть школы для доступа к информационным ресурсам школы
и медиатеки.
6.
АРМ секретаря
Ведение
компьютерного делопроизводства.
Получение
и обработка электронной почты.
Компьютерный
учет сотрудников школы по пенсионному фонду в программе «ПФ-ОТЧЕТ».
Оборудование:
компьютер
Pentium, принтер, сканер;
сетевое
подключение в локальную сеть школы;
подключение
к провайдеру «Информсвязь» через модемный пул Новохоперского узла связи для
работы с электронной почтой.
7.
АРМ директора
Ведение
компьютерного делопроизводства.
Доступ
к различной информации.
Доступ
к Интернет-ресурсам.
Работа
с электронными ресурсами.
Оборудование:
компьютер
Pentium-III-IV, принтер, сканер;
выделенный
доступ в Интернет;
сетевое
подключение в локальную сеть школы.
8.
АРМ завуча
Ведение
компьютерного делопроизводства.
Работа
с программным обеспечением по составлению расписания учебных занятий.
Подготовка
методической документации, отчетов школы.
Мониторинг.
Оборудование:
компьютер
Pentium;
сетевое
подключение в локальную сеть школы для доступа к информационным ресурсам школы
и медиатеки.
Пути
развития проекта
Создание
единой информационной среды школы и в дальнейшем школьного округа в условиях
сельской местности.
Создание
перечня базового комплекта оборудования для организации информационной среды.
Использование
существующего и разработка нового программного обеспечения, Интернет-ресурсов,
видео и аудио материалов, учебной, методической, справочной литературы для
создания и функционирования информационной среды.
Создание
методических рекомендаций для реализации метода проектной деятельности учащихся
в условиях информационной среды школы.
Первые итоги
Разработана
образовательная программа школы на 2003-2006 годы.
Разработана,
скорректирована и внедряется модель информационного пространства школы.
В
Воронежском региональном центре ФИО прошли обучение 23 учителя. В Московском
центре ФИО прошел обучение директор школы по программе руководителей
региональных Интернет-центров в 2000 году и по программе «Intel для будущего» в
2003 году.
Улучшена
материально-техническая база - получен второй компьютерный класс в количестве
13 компьютеров Pentium по программе администрации района в 2002 году, 5
компьютеров Pentium-III и видеопроектор по президентской программе. На
собственные средства произведена модернизация кабинета информатики, проведена
локальная школьная сеть, приобретена Web-камера и планшетный сканер.
В
2000 году произведено подключение к Интернет.
В
2003 году создан школьный
сайт.
Реализован
региональный стандарт по информатике. Базовый курс преподается в 7-9 классах.
Введено
профильное обучение на старшей ступени по информационно-математическому
профилю.
В
2000 году состоялся первый выпуск учащихся, обучавшихся по программе «Оператор
ЭВМ и компьютерное делопроизводство» и получивших профессию «Офис-секретарь».
Организованы
групповые занятия по курсам «Основы компьютерной графики», «Основы
Web-дизайна», «Основы компьютерной музыки».
Организована
проектная деятельность по ряду направлений: математика, история, иностранный
язык, компьютерное делопроизводство.
Начато
обучение работников школы основам компьютерных и информационных технологий на
базе школы.
Результатом
деятельности школы в данном направлении стало повышение интереса учащихся к
обучению, улучшение качества знаний.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/