Об одной программе развития многоуровневого
высшего образования в рамках интенсивных технологий обучения
Н.П. Заграй, Е.А. Иванов, А.Н. Каркищенко, Таганрогский государственный
радиотехнический университет
Одной
из важнейших программ развития высшего образования в России на нынешнем этапе,
возникшей на фоне активного обновления педагогических технологий и призванной
создать условия, обеспечивающие вариативность образования и развитие различных
форм его получения, является программа разработки системы вариативных
траекторий обучения в многоуровневой системе высшего образования (МСВО) в условиях
функционирования интенсивных технологий обучения, предлагаемая Таганрогским
государственным радиотехническим университетом.
При
отсутствии разработанных тиражируемых моделей, методик и материалов обеспечения
подобных систем, незавершенности педагогического эксперимента по внедрению в высшее
образование России технологии обучения развития интенсивного творческого
мышления (РИТМ) реализация указанной выше программы совершенно необходима при
переходе ряда технических университетов страны от традиционной системы
инженерного образования к многоуровневой системе высшего образования в условиях
активного внедрения в педагогическую практику интенсивных технологий обучения
или их элементов.
Целями
этой программы являются следующие:
1.
Создание системы вариативных образовательных траекторий в рамках непрерывного
многоуровневого образования (включая довузовское и послевузовское).
2.
Формирование подходов к интеграции высшего технического образования России в
мировое образовательное пространство на основе установления идентичности и различий,
взаимопроникновения форм и содержания образовательного процесса.
3.
Превращение МСВО в самоорганизующуюся структуру в результате разработки системы
контроля, основанной, в частности, на мониторинге интегрального рейтинга
обучающихся, фиксации и коррекции остаточного уровня знаний по базовым дисциплинам
учебных планов на всех этапах, а также развития творческих начал всех участников
образовательного процесса (начиная с довузовского и завершая послевузовским образованием).
4.
Разработка конкретных материалов управляющего, научно-методического, организационно-методического
и информационного сопровождения системы вариативных образовательных траекторий
на всех этапах.
5.
Адаптация системы вариативных образовательных траекторий непрерывного
многоуровневого образования к требованиям конкретных ВУЗов (рекомендации по
внедрению системы, подходов и материалов информационного сопровождения при
функционировании интенсивных технологий обучения).
В
результате проведенных исследований в рамках данной программы необходимо
разработать научно-методические основы указанной модели, включающие в себя:
– построение и анализ
организационной модели учебного процесса для различных образовательных
траекторий, включая модульные комплексные учебные планы, адаптированные к общемировым
стандартам;
– разработка принципов создания
типового учебно-методического, информационного и программного сопровождения
предметов учебного плана и самостоятельной работы студентов в рамках
циклично-модульной системы обучения;
– разработка теории полифункционального
рейтинга и его прикладных аспектов;
– разработка адаптивного
организационно-управляющего сопровождения системы, в том числе оптимальный
алгоритм внедрения и эксплуатации интенсивных технологий обучения (типа РИТМ);
– разработка форм и методов
контроля в системе непрерывного образования, включая оптимальную систему
приемных испытаний, итоговых контролей и переходных экзаменов на всех ступенях
МСВО (неполное высшее, бакалавриат, магистратура), а также довузовское и
послевузовское обучение, направленных на создание самоорганизующейся структуры
учебного процесса.
Конкретными
шагами при реализации программы являются следующие.
1.
Анализ результатов первого этапа внедрения интенсивной технологии обучения РИТМ
в университетах России, в частности, ТРТУ, вычленение общих позиций, ее
адаптация к МСВО, ее место в структуре непрерывного образования.
2.
Разработка для различных образовательных траекторий унифицированных учебных
планов, соответствующих Государственным образовательным стандартам и адаптированных
к учебным планам ведущих мировых технических университетов.
3.
Анализ и дальнейшая разработка конкретного научно-методического,
организационно-методического и программного сопровождения системы вариативного
многоуровневого непрерывного образования для конкретных направлений подготовки
бакалавров, специалистов, магистров.
Критериями
успешного завершения программы могут служить следующие:
–
достаточная вариативность разработанных образовательных траекторий обучающихся
в рамках личностно-ориентированного подхода для удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов общества (начиная с довузовского
образования)
– соответствие полученной
модели основным принципам непрерывного образования.
–
полнота учебно-методического и информационного сопровождения для всех
образовательных траекторий и ступеней МСВО.
–
корректность модульной структуры комплексных унифицированных учебных планов и
обеспечивающего контроль учебного процесса полифункционального рейтинга.
–
наличие ключевых элементов
самоорганизации системы на основе разработки оптимальной модели контроля и
взаимоотношений всех участников учебного процесса.
–
адаптируемость разработанной модели к российским и мировым образовательным
стандартам по уровню требований и содержания.
По
ряду изложенных пунктов в ТРТУ имеются определенные заделы, включая более чем
десятилетний опыт внедрения системы РИТМ, переход к коррекции учебных планов
МСВО после первоначального этапа ее внедрения, в частности, их унификации на
младших курсах, подготовка к международной эквивалентизации ряда учебных
программ университета в рамках программы АВЕТ. В университете имеются
модифицированные к системе РИТМ в МСВО учебно-методические комплексы по всем
дисциплинам учебного плана, апробирована и много лет успешно функционируют рейтинговая
технология приемных экзаменов, общеобразовательный лицей при вузе, имеющий
известность не только регионального характера. Успешно строится в Таганроге
многоуровневая взаимосвязанная образовательная структура учебных заведений.
Следует отметить также огромный объем
научно-методических публикаций, в том числе монографий, по указанным темам,
организацию и успешное проведение ряда Международных и Всероссийских
конференций, включая конференцию по довузовскому образованию, исполнение в
течение ряда лет госбюджетной научно-исследовательской работы по разработке,
внедрению и исследованию интенсивных личностно-ориентированных технологий
обучения, защиты докторских и кандидатских диссертаций. Пакеты документации по
внедрению интенсивных технологий обучения по конкретным дисциплинам приобретены
и используются для организации учебного процесса вузами, реализующими
интенсивные технологии обучения или их элементы. В частности, многим вузам
городов Минска, Харькова, Новгорода, Волгограда, Новочеркасска, Ростова-на-Дону,
Могилева и др. была оказана научно-методическая помощь по внедрению системы
РИТМ или ее элементов.
Следует
отметить, наконец, изменение организационной структуры вуза за указанный
период. Это, прежде всего, появление факультета неполного высшего образования
(факультета естественно-научного и гуманитарного образования), на котором
проходят обучение все студенты первых двух лет обучения, поступившие в вуз по
всем направлениям; появление большого количества филиалов, новых факультетов,
воссоздание Научно-методического совета, Учебно-методического управления.
Данные действия были продиктованы повышенными требованиями к управлению вузом в
период внедрения и развития МСВО, использования интенсивных технологий обучения
и имеют своей целью прежде всего четкую обоснованную координацию процесса
обучения и воспитания студентов в стенах ТРТУ, удовлетворение их
образовательных потребностей и запросов общества. В результате в университете
осуществлено расширение всего спектра образовательной деятельности на качественно
новом и современном уровне, что должно привести в дальнейшем к повышению
конкурентноспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Очевидно,
этой же цели послужит и выполнение предложенной выше программы дальнейшего
развития МСВО в ТРТУ в рамках функционирования рейтинговой интенсивной
технологии обучения РИТМ.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://pitis.tsure.ru/