Переход от
тоталитарной к социально-ориентированной рыночной экономике на примере
послевоенной Германии 1945-1960гг.
Реферат
выполнил: студент машиностроительного факультета II курса Латыпов С.Р.
Государственный
комитет российской федерации по высшему образованию
Государственная академия
управления имени С.Орджоникидзе
Кафедра
политэкономии
Москва 1994 г.
В этом реферате, на примере
послевоенного восстановления экономики Федеративной Республики Германии я хочу
рассмотреть пути выхода из экономического кризиса в нашей стране.
Я думаю, что проанализировав
ситуацию сложившуюся в Германии (ФРГ) в 1945-1960гг., в частности политические
и экономические реформы осуществленные за этот период, смогу предложить ряд
идей актуальных для России 90-х годов.
ВВЕДЕНИЕ.
Для сегодняшней Федеративной
Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние,
образцовая социальная сеть и свободные учреждения.
Социально рыночная экономика -
обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой
удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший
министр экономики Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического
чуда, и его статс-секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили
фундамент социальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и
денежную реформу. Мюллер-Армок - автор знаменитого высказывания: "Смысл
социальной рыночной экономики - увязать принцип свобода на рынке с принципом
социальной сбалансированности".
ПОСЛЕВОЕННОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ
Через 12 лет после того, как
Гитлер в своей речи в берлинском "Спорткомплексе", кощунственно
перефразировав "Отче наш", возвестил немцам "новое царствие
величия, и чести, и силы, и великолепия, и справедливости. Аминь!", его
генралы и адмиралы потерпели сокрушительное поражение и капитулировали. Он сам,
нарушая свое прежнее обешание "встать в строй" в случае неудачи, до
последней возможности жил в подземном бункере. Он послал на смерть
четырнадцатилетних, успел скоропалительно женится, а затем покончил с собой,
улизнув от возмездия. расплачиватся пришлось немцам, оставшимся в живых, - значительному
большинству, до конца верившему в "фюрера" и немногим противникам,
пережившим его.
Какова же была немецкая
повседневность в ту весну 1945г.?
Германия до последнего клочка
земли была занята врагами. Чужеземные солдаты, в руках которых находилась и
жизнь и смерть немцев. Коменданский час, когда запрещалось выходить на улицу.
Груды развалин там, где прежде стояли города. Зональные границы в собственной
стране, поезда не ходят. Нет и транспорта для пригородного сообщения. Нет ни
автомобилей, ни бензина. Месяцами не приходит почта. Банки и сберегательные
кассы большей частью закрыты. Жизнь в вакууме, на грани прожиточного минимума.
И во всех зонах транспоранты, с горькой иронией напоминавшие предвыборное
обещание Гитлера, прозвучавшее в 1933г.: "Дайте мне двенадцать лет, и вы
не узнаете Германии!". Перед Германией (западные зоны оккупации) в
45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулируемая плановая экономика, либо
свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути и уже ближайшие годы
показали правилиность ее выбора.
"За честную работу снова
честный зароботок!" - под таким заголовком газеты в субботу, 19 июня 1948
года, сообщили об историческом переломе послевоенного времени - денежной
реформе. На следующий день в воскресенье или день "Х", у пунктов
выдачи собрались длинные очереди. Захватанные бумажки чахлой рейхсмарки меняли
на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40 немецких марок.
Исходя из новой наличности, в
это воскресенье все были одинаково "богаты". Однако те, кто обладал
имуществом, с самого начала оказались в более выгодном положении: земельные
участки можно было заложить или продать. В понедельник 21 июня 1948г. в
карманах жителей трех западных окупационных зон хрустели 2 млрд. немецких
марок.
Людвиг Эрхард, тогда - директор
экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный
министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с
союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшей правом давать
указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало
свободной рыночной экономике.
В этой волшебной формуле и
заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы.
На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары. За годы командной
экономики национал-социалистов и принудительной экономики первых послевоенных
лет люди почти забыли, что такое спрос и предложение.
После искоренения материальной
нужды, наконец стали выпускать то, чего хотели потребители. Ось свободной
рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий
предлагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль.
Среднегодовые темпы прироста
Валового Национального Продукта до 1960г. составили 8%.
ГОСУДАРСТВО
Политическая
реформа.
Принцип демократического
государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания
основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не
господствовать над ним. Государственный строй Германии определяют 4 принципа
государства:
- демократического;
- федеративного;
- правового;
- социального.
Экономика.План
Маршалла.
5 июня 1947г. Джордж Маршалл,
тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год
спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные
кредиты. В него входили не только финансовфе средства, а и поставки
оборудования, подарки. До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд.
и $ 2127 млрд. иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации,
позднее в Федеративную Республику Германии.
Поощрение
промышленности, рационализация.
В 1949г. был создан Федеральный
союз Германской промышленности (в 1990г. в него входят 34 отраслевых союза на
уровне федерации и представляют 80 тыс. частных предприятий). Союз явился
важным объединением для представления интересов промышленников в Коммиссиях
Германского Бундестага.
БАНКИ
Расположенный во
Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банк согласно статье 12 Закона о
федеральном банке "независим от указаний" федерального правительства.
И все же он обязан поддерживать общую экономическую политику федерального
правительства, что не само собой разумеется. Посредством регулирования
количества находящихся в обороте денег Федеральный Банк проводит экономическую
и коньюктурную политику.
Важнейшей, записанной в закон,
задачей Федерального Банка является "обеспечение денежной
стабильности", то есть он должен принимать все меры, направленные на
сохранение покупательноц способности немецкой марки. Федеральный Банк
приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя таким
образом стабильность валюты.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Федеральное правительство, в
свою очередь может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход
коньюктуры. Закон о стабильности дает ему возможность которая получила название
"волшебного четырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня
цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост
должны быть целями государственной экономической политики.
Так как Федеральный Банк и
Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не
может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать
Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных
долгов. К сожалению такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным
ставкам в несколько сот процентов.
Государственная коньюктурная
политика всегда оказывает только опосредованное воздействие на количество
денег, а инструменты как правило представляют собой фискальные или налоговые
политические меры. И в этом случае важно их антицикличное применение. Во
времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные
инвестиции, так как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение
налогов, хотя и не популярная мера, ведет к "отсасыванию" денег из
экономического круговорота, в результате чего вестиционные желания
изготовителей сдерживаются.
ИНФЛЯЦИЯ
С июня 1948г. инфляция в ФРГ
была практически остановлена. Инфляцию в целом рассматривают как негативное
опасное явление. Однако не во всех случаях это так. Инфляционная тенденция до 4
% в год, например свидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом.
Экспондирующей экономике требуется все больше капитала для расширения
инвестиций. Галопирующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство.
Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никто больше не
делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальные ценности.
Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены, коммерсанты,
ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, что опять таки
уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены - порочный круг,
который можно разорвать разве что радикальной денежной реформой.
ДЕМОКРАТИЯ
(местное самоуправление)
Переплетение между федерацией,
землями и коммунами в Германии настолько тесно, что появилось понятие
"федерализма с прожилками". Коммуны могут принимать решения о
застройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению
управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план,
могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают
задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Порученческими являются
обязанности, возложенные на них федерацией и данной зелей. Это строительство и
содержание школ, канализация или организация дел в области охраны общественного
порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблеммы
культуры от краеведческого музея до оперы.
ВЫВОДЫ
Таким образом к полному
восстановлению экономики послевоенной Германии (ФРГ) и переходу ее в разряд
ведущих промышленно-развитых стран привели следующие общие причины:
1. Массированная американская экономическая помощь $ 3516 млрд.; в
виде капиталовложений в немецкую экономику, таможенных льгот на производимые в
Германии товары, помощь в организации производства;
2. Создание политической системы (В.Аденауэр, В.Брайдт, Г.Хайнеман)
способной максимально впитать и эффективно использовать финансовые,
интелектуальные, духовные, социальные нововведения;
3. Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС,
НАТО; поддержание западных духовных ценностей: демократия, свобода;
4. Предотвращение конфронтации Запад - Восток;
5. Создание социальных
институтов: Пенсионные фонды, социальное страхование, общества потребителей и
т.п., - способных максимально защитить рядового гражданина страны;
6. Рациональная государственная политика по поддержке
предпринимательства по принципу равноправных отношений: федеральное
правительство - федеральный союз Германской промышленности (как представитель
80-ти тыс. частных предприятий);
7. Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное
управление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидным является сходство
экономического положения Германии 1948г. и России 1990-х гг. Очень важным
является сходство периодов перехода от тоталитарной к свободной, социально
ориентированной рыночной экономики. Поэтому можно проанализировать и
адаптировать опыт политико-экономических реформ к нашей стране.
Наиболее очевидными являются
следующие аксиомы:
1. Основным двигателем экономических реформ должна быть частная
инициатива;
2. Умеренное вмешательство государства в экономику; экономическое
регулирование "мягкими средствами" без управления напрямую
предприятиями;
3. Приватизация;
4. Стабилизация валюты.
5. Снижение налогов до рационального уровня;
6. Сильная социальная политика государства в области
здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения;
7. Региональная экономическая самостоятельность;
8. Местное самоуправление.
Только приняв во внимание
вышеперечисленные факторы можно ожидать положительных сдвигов в Российской
экономике.
Список
литературы
1. Вилли Брандт:
"Воспоминания и размышления", Франкфурт на Майне.
2. Ральф Румпель: "Подъемы
и спады коньюктуры", Москва, прогресс 1991г.
3. Людвиг Эрхард:
"Благосостояние для всех", Москва, прогресс 1989г.