Шапсуги
Шапсуги,
шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. Живут в Туапсинском и
Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее.
Переписями не учитывались.
По
косвенным данным, насчитывали в 1926 - 4 тыс. чел.; сейчас численность - около
10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие -
мусульмане-сунниты.
Шапсуги
составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр.
адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг) и
высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. Антхир, Абин,
Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг).
Принимали
активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. В кон. 1860 был учреждeн
меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев.
В
1864 основная часть Шапсугов вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где
была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе
осталось около 2 тыс. Шапсугов.
В
1924 был создан Шапсугский национальный р-н с центром в Туапсе, затем в с.
Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский
район Краснодарского края. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята
декларация о восстановлении Шапсугского национального р-на. 12 июня 1992
Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального р-на.
Традиц.
культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем
количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овeс; с конца 18 в. широко распространилась
кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством.
Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также
пчеловодством.
В
материальной культуре традиционные элементы сохранились в пище (мамалыга из
кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).
Мужчины
носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовныс платки. В
общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая
солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень
многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными
состязаниями.
Доисламские
верования включали культ общеадыгских божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия
Со-зсреша, покровителей скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного
ремесла Тленша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд
вызывания дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем
топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы,
легенды.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru