Черкесы
Черкесы,
адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Российской Федерации. Численность -
50,8 тыс. чел., в т. ч. в Карачаево-Черкесии - 40,2 тыс. чел.
В
прошлом предков современных Черкесов соседние народы называли "кабардинцы",
"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Ближнего
Востока, куда переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под названием
"Черкесы" часто объединяются выходцы из адыгов и др. народов Сев. и
Зап. Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России.
Язык
кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыг. группы
северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.
Основное
занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия
мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало разведение лошадей
кабардинской породы. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой
скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п.
Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов.
На
юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было
кузнечное ремесло, оружейное дело. Черкесы были объединены в независимые
сельские общины, имевшие свои органы самоуправления. Их члены были связаны
круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом
голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейные родственные группы, обычаи
кровной мести, гостеприимства, куначества.
Большая
патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100
чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали возрождаться в кон.
19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех
родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном
родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки
заключались через уплату калыма.
Возникновение
большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й пол. 19 в. В 19 - нач.
20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. Современные Черкесы
возводят квадратные многокомнатные дома.
Традиционный
мужской костюм - черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульeй,
бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у богатых - красные сафьянные
сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект нац.
костюма и появляются в нeм по праздникам.
Женская
одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. Платье имело разрез от пояса
до полу. Нарядное платье шилось из шeлка или бархата, украшалось галуном и
вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам.
Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из
тeмно-красной или чeрной материи, украшали золотым и серебряным галуном,
серебряными застeжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной
убор черкешенки зависел от еe возраста и семейного положения: девочки ходили в
платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до
рождения первого ребeнка) носили "золотую шапочку" с высоким твeрдым
околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх
накидывался тонкий шелковый платок; после рождения ребeнка женщина совершенно
закрывала волосы тeмным платком (концы его пропускались сзади под косами и
завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят
национальные платья только по праздникам.
Летом
питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают
мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоeный хлеб из пресного теста, к-рый
употребляют с калмыцким чаем (зелeным с солью и сливками). Широко употребляются
кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаeтся курица или индюшка с
соусом, заправленным толчeным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих
птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варeными, обычно с
приправой из кислого молока с толчeным чесноком и солью. После варeного мяса
обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и
кукурузной муки с мeдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По
праздникам делают халву (из поджаренной пшeнной или пшеничной муки в сиропе),
пекут пирожки.
В
фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский
эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены
песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты -
скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых
играли руками и палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника,
на ней играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины.
В
14-15 вв. Черкесы считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии
и Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно
исламизированы Черкесы к 18 в., но следы христианства сохранялись в Черкесии
вплоть до 20 в. Черкесы поклонялись мн. древним божествам - богу плодородия
Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, кр. рог. скота -
Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды, богу молнии и грома Шиблэ, металла и
кузнецов - Тлепшу.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru