Ответственность
экспортеров перед таможенными органами при непоступлении либо задержке поступления
валютной выручки от экспорта товаров.
В соответствии
с требованиями ст.5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" "иностранная валюта, получаемая предприятиями
(организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в
уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным Банком Российской
Федерации".
Пунктом 9. ст.1
указанного Закона к текущим валютным операциям отнесены переводы в Российскую
Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления
расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов,
связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90
дней.
Во исполнение
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" и Таможенного Кодекса РФ (далее - ТК РФ), Банком России и ГТК
России была утверждена Инструкция от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541
"О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию выручки от экспорта товаров" (Перед этим действовала другая
Инструкция, №19)
Пунктом 2.1.
Инструкции определено: "Экспортер обязан зачислить Выручку от экспорта
товаров на свой рублевый и/или валютные в Банке, подписавшем ПС (паспорт сделки
– А.Б.) по соответствующему Контракту, если иное не разрешено Банком
России".
Указ Президента
РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок" явно указал таможенным органам кого и за
что нужно привлекать к ответственности. Так, в п.7. Указа содержится следующее
положение: "... зачисление на счета в уполномоченных банках валютной
выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено
настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является
требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со статьей 98
Таможенного кодекса Российской Федерации".
Названые
нормативные акты и устанавливают на сегодняшний день правовой механизм контроля
и привлечения таможенными органами экспортеров к ответственности за
непоступление валютной выручки.
Резюмируя
вышесказанное, можно указать следующие основания для привлечения экспортеров к
ответственности за непоступление валютной выручки от экспорта товаров:
Валютная
выручка в целом или в части не поступила на транзитный валютный счет экспортера
в уполномоченном банке.
Валютная
выручка поступила на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном
банке, но с нарушением срока совершения текущих валютных операций – т.е. по
истечении 90 дней с момента таможенного оформления экспортируемых товаров.
В случае
выявления таможенными органами указанных оснований, ими заводятся дела о
нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст.273 ТК
РФ – "неправомерные операции с товарами и транспортными средствами,
помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния,
пользование и распоряжение ими". Указанная статья предусматривает следующие
санкции: наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости
товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами
правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости
таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии
или квалификационного аттестата или без их отзыва.
Под
непосредственными объектами правонарушения при этом понимаются товары (часть
товаров) за которые не поступила валютная выручка. (Это подтверждает и сам ГТК
в п.2 своего приказа от 24.7.95 N 467 "О порядке применения нормы права,
установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации").
Очевидно, что
санкции, содержащиеся в указанной статье, весьма жестоки и будучи применены в
полном объеме, способны "посадить на мель" даже крупное предприятие.
Сведения о
непоступлении либо задержки поступления валютной выручки от экспорта товаров
попадают в таможенный орган следующими путями:
Уполномоченный
банк, в котором экспортер открыл паспорт сделки, в соответствии с Инструкцией
ЦБ и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке
осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки
от экспорта товаров" передает в таможенный орган информацию о том, что за
товар, отправленный на экспорт по грузовой таможенной декларации, валютная
выручка на транзитный валютный счет экспортера не поступила, либо поступила не
в полном объеме в срок, установленный для осуществления текущих валютных
операций Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таможенный
орган при проведении выездной проверки участников внешнеэкономической
деятельности самостоятельно выявляет информацию, свидетельствующую о
непоступлении либо о задержке поступления валютной выручки.
На основании
полученной информации, должностное лицо таможенного органа заводит дело о
нарушении таможенных правил. Протокол о допущенном нарушении направляется
экспортеру с предложением предоставить недостающие документы и явится в
таможенный орган для дачи объяснений.
Именно на этом этапе
следует предпринять определенные шаги с тем, чтобы снизить либо вообще
устранить ответственность экспортера за нарушение таможенных правил.
Для начала
необходимо определиться, имеются ли документально подтвержденные
обстоятельства, исключающие привлечение экспортера к ответственности за
непоступление валютной выручки, например такие как:
- возврат в
сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном
режиме экспорта товара в Российскую Федерацию;
- поступление
экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк (при условии
идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным
поставкам товаров, за которым осуществляется валютный контроль);
- уменьшение
стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям
контракта - при наличии письменного подтверждения МЭРиТ (бывшее МВЭС) России
или уполномоченных МЭРиТ России органов, либо ТПП России (далее -
уполномоченные органы). При этом если качество товара ухудшилось при
транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в том
случае, если риск повреждения товара нес экспортер в соответствии с базисными
условиями поставки товара, определенного контрактом;
-
несоответствие количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в
товаросопроводительных документах, подтверждаемое коммерческими актами
транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями
транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то незачисление валютной выручки
должно соответствовать объему убыли, определяемому действующими в Российской
Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего
товара;
-
несоответствие стоимости, указанной в ГТД, фактически уплаченной цене товара,
из-за изменения стоимости товара на международных биржах после его таможенного
оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта;
- оплата
банковских расходов и комиссий;
- невывоз, либо
задержка вывоза товара или его части с таможенной территории Российской
Федерации после завершения таможенного оформления - при подтверждении данного
факта таможенными органами;
- оплата
транспортных и иных расходов, связанных с изменением базисных условий поставок,
- при наличии дополнения к контракту и документов, подтверждающих факт оплаты.
При наличии
указанных выше обстоятельств, в случае, если они подтверждены документально и
могут быть проверены таможенным органом, производство по делу о нарушении
таможенных правил не может быть начато, а начатое производство подлежит
прекращению на основании ст.291 ТК РФ.
В случае если
экспортер не успел предоставить документы, подтверждающие указанные выше
обстоятельства, и по делу о нарушении таможенных правил было вынесено
постановление о привлечении экспортера к ответственности, указанное постановление
подлежит отмене вышестоящим таможенным органом по жалобе экспортера, с
приложением документов, подтверждающих обстоятельства, исключающие производство
по делу. Напомним, что обжалование постановлений о нарушении таможенных правил,
в соответствии со ст.370 ТК РФ, может быть осуществлено в течение 20 дней с
момента вынесения такого постановления.
Хорошо, если у
экспортера, привлекаемого к ответственности, валютная выручка непоступила по
одной из указанных выше причин и их удалось доказать. Но ведь бывают и другие
причины, гораздо более распространенные – недобросовестность контрагента,
элементарная его неплатежеспособность, например. Валютная выручка в таких
случаях либо вообще не поступает на транзитный валютный счет экспортера, либо
поступает с опозданием. В этом случае, законным путем, доказать отсутствие
состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ,
вряд ли удастся, и тогда остается только предпринять все меры к тому, чтобы
уменьшить размер этой самой ответственности.
В этой ситуации
необходимо использовать обстоятельства, которые, в соответствии со ст.236 ТК
РФ, смягчают ответственность за нарушение таможенных правил, и в нашем случае
можно использовать следующие:
1) активное
способствование разрешению дела (т.е. экспортер вовремя предоставлял требуемые
таможенным органом документы, давал объяснения и т.п.);
2) добровольное
устранение вредных последствий правонарушения (можно использовать в случае,
если валютная выручка за экспортированный товар пусть с опозданием, но
поступила).
Перечень
обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим -
должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело
о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и
обстоятельства, не указанные в статье 236 ТК РФ. В случае с непоступлением либо
задержкой поступления валютной выручки, можно просить таможенный орган признать
смягчающими следующие обстоятельства:
1) ведение
активной претензионной работы с контрагентом по факту неоплаты либо задержки в
оплате за поставленный товар;
2) обращение в
суд, в арбитраж (в зависимости от условий контракта) с иском о взыскании
задолженности – для таможенного органа иногда бывает достаточно показать
исковое заявление и доказательство его отправки;
3) тяжелое
материальное положение экспортера – привлечение его к ответственности может
повлечь банкротство предприятия, что негативно отразится на работниках
предприятия, на возможности уплатить налоги, и, как следствие, пострадают
экономические интересы РФ.
4) обращение в
Банк России за получением лицензии о продлении срока поступления экспортной
валютной выручки;
5) обращение в
уполномоченные органы (МЭРиТ) за получением заключения об обоснованности
незачисления экспортной валютной выручки (обращение происходит на основании
инструкции, утвержденной Приказом по МВЭС России от 24 октября 1997 г. N 547).
В зависимости
от каждой конкретной ситуации, можно использовать в качестве смягчающих и
другие обстоятельства.
Судебная
практика по делам о нарушении таможенных правил в последнее время подтверждает
правомерность действий таможенных органов по привлечению экспортеров,
допустивших непоступление либо задержку поступления валютной выручки от
экспорта товаров, за нарушение таможенных правил, ответственность за которое
предусмотрена ст.273 ТК РФ, поэтому шансов на признание постановления
таможенного органа арбитражным судом недействительным, крайне мало, за
исключением случаев, когда таможенный орган нарушил процессуальные сроки
привлечения к ответственности, либо неправильно исчислил сумму штрафа.
В заключение
хотелось бы отметить, что часть указанных принципов снижения либо устранения
ответственности при непоступлении валютной выручки от экспорта товаров, могут
быть использованы и при производстве по делам о нарушениях таможенных правил,
ответственность за которые предусмотрена другими статьями ТК РФ.
Аркадий Берещук
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/