Общий
порядок осуществления инвестиций в уставный капитал иностранного юридического
лица
В последнее
время в средствах массовой информации появляются многочисленные рекламные
объявления, призывающие российские организации приобретать здания, сооружения,
землю или иную, находящуюся на территории иностранных государств недвижимость
или права на указанную недвижимость, регистрировать компании в странах с
льготным налогообложением, в том числе так называемых “оффшорных зонах”,
покупать акции и делать взносы в уставные капиталы иностранных юридических лиц,
открывать счета в банках за пределами Российской Федерации.
Считаем
необходимым обратить внимание наших читателей, организаций-резидентов,
рассматривающих возможность совершения указанных действий, на требования
законодательства РФ.
Порядок
проведения валютных операций является частью валютного регулирования любой
страны. В Российской Федерации порядок осуществления валютных операций как во
внутрихозяйственном обороте, так и в международных расчетах регулируется
положениями, утвержденными Центральным банком РФ.
В соответствии
с Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9.10.1992г.
валютные операции охватывают операции, связанные с:
- переходом
права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции,
связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте;
- ввозом и
пересылкой в РФ, а также вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей;
-
осуществлением международных денежных переводов.
При этом
операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте
подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением
капитала.
К текущим
валютным операциям относятся:
- переводы в РФ
и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по
экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов,
связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180
дней;
-получение и
предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
-переводы в РФ
и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам;
-переводы
неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы,
пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
К валютным
операциям, связанным с движением капитала, относятся:
-прямые
инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения
дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
-портфельные
инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
-переводы в
оплату права собственности на здания, сооружения и другое имущество, включая землю
и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к
недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
-
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту
и импорту товаров (работ, услуг);
- предоставление
и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
- все иные
валютные операции, не являющиеся текущими.
В соответствии
сп.10 ст.1 и п.2 ст.6., операции связанные с движением капитала, прямые
инвестиции в уставный капитал иностранного юридического лица, должны
осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России.
В целях
ограничения вывоза капитала за рубеж указанный вид валютных операций требует
обязательного оформления лицензии Центробанка РФ.
Для
рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии на совершение валютных операций,
связанных с движением капитала, в Главное управлении валютного регулировании и
валютного контроля Банка России необходимо предоставить следующий перечень
обязательных документов:
1.
Письмо-заявление.
2. Нотариально
заверенные копии учредительных документов резидента.
3. Нотариально
заверенную копию документа о государственной регистрации резидента.
4. Справку из
налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и
об отсутствии нарушений налогового законодательства.
5. Справки из
уполномоченных банков РФ, в которых у резидента открыты валютные счета, об
отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже
ее части, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о
достаточности средств на счете для осуществления перевода.
6. Справка из
Госкомимущества России, его территориальных управлений и/или других
уполномоченных государственных органов при распоряжении объектами, находящимися
в федеральной собственности ( в случае, если распоряжение этими объектами
должно осуществляться по решению указанных органов и/или с их согласия).
7. Баланс
резидента по состоянию на последний отчетный год с приложением аудиторских
заключений (если аудиторские проверки имели место).
8. Баланс
резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с
заявкой в Банк России (заверенный подписями руководителя, главного бухгалтера и
удостоверенный печатью резидента).
9. Отчет о
финансовых результатах резидента (прибыли / убытках) за последний отчетный год
и на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России
(заверенный налоговой инспекцией).
10. Справка из
соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов
резиденту.
11. Технико-экономическое
обоснование создания зарубежного юридического лица, участия в нем.
12. Заключение
Министерства внешних экономических связей и торговли РФ о согласовании с ним
участия в создании зарубежного юридического лица.
13. Копия
выписки из соответствующего реестра иностранного государства о регистрации
зарубежного юридического лица.
14. Нотариально
заверенные (надлежащим образом легализованные) копии учредительных документов
иностранного юридического лица.
При решении
вопроса о предоставлении лицензии Банком России могут запрашиваться иные
документы и информация, имеющие характер уточнения (разъяснения).
Вопрос о
предоставлении лицензии органами валютного регулирования решается в месячный
срок с момента предоставления документов. В случае истребования дополнительных
документов, необходимости доработки представленных документов, срок
рассмотрения продляется на 1 месяц.
При наличии
лицензии, организация-резидент осуществляет перевод денежных средств в общем
порядке совершения валютных операций.
Таким образом,
вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российской
организации соответствующей лицензии Банка России. При совершении резидентом
указанных действий без лицензии, т.е. с нарушением действующего
законодательства, такие действия будут в установленном порядке признаны
незаконными, а все полученное в результате таких действий будут изыматься в
доход государства на основании ст. 14 Закона “О валютном регулировании и
валютном контроле”.
Юрисконсульт Балуева Полина Валерьевна
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/