3
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ.
Создание рынка ценных бумаг в России представляет сложный процесс, в
котором отражаются как особенности отечественной переходной экономики, так
и использование опыта других стран. Появление фондовых бирж России
относится к началу 1991 г. К этому времени было создано более десяти
специализированных фондовых бирж.
Для реализации подлинной фондовой деятельности отечественных бирж
важное значение имело постановление Правительства РСФСР в декабре 1991г.-
-выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в России. В
постановлении были учтены недостатки первых шагов отечественных фондовых
бирж и отраженны их истинные функции, а также организационная
оформленность, структура сделок, правовая база функционирования. В июле
1995 г. принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению
эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».
Фондовая биржа создаётся в форме зарытого акционерного общества и
должна иметь не менее трёх человек. Членами фондовой биржи могут быть
только её акционеры. Только члены биржи могут осуществлять операции на
фондовой бирже. Фондовая биржа является не коммерческой организацией и не
преследует цели извлечения прибыли. Она работает от самоокупаемости и не
выплачивает доходов своим членам. Тем самым подчеркивалось, что на бирже не
могут покупаться и продаваться брокерские места.
Фондовая биржа является объектом государственного регулирования.
Основополагающий принцип государственного законодательства – обеспечить
полное, правдивое и понятное оглашение эмитентами всех факторов, касающихся выпуска ценных бумаг в свободную продажу. Законы предусматривают для
регистрирующих органов три функции: а) регистрация тех, кто торгует ценными бумагами и консультирует
инвесторов. Регистрацию проходит и сама фирма, и все её члены, в ходе
которой выясняется профессиональная пригодность представляемого. б) обеспечение гласности. Каждый, кто продаёт ценные бумаги, должны
опубликовывать проспект, содержащий правдивую информацию о выпуске и
эмитенте. в) подержание правопорядка в отрасли.
Государство регулирует деятельность фондовых бирж через налоговую
систему. Налог взимается по следующим ставкам: при регистрации проспекта
эмиссии ценных бумаг в размере 0,5% номинальной суммы эмиссии ( в виде
платы на регистрацию проспекта эмиссии); при покупке государственных ценных
бумаг в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли -
-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере
1 руб. с каждой 1000 руб.
Были введены налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются
юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые выпускаемые
акционерным обществом с момента его государственной регистрации; эмитент,
осуществляющий первичную эмиссию ценных бумаг; юридические лица,
осуществляющие посреднические операции с ценными бумагами за счет клиента.
4
Важнейшим направлением преобразования наших бирж является ориентация
на фьючерсный рынок. Торговля срочными контрактами (фьючерсами) превращает
биржу в организацию, в деятельности которой заинтересованы не только
производители и посредники, но и всё народное хозяйство. Ведь только через
фьючерс биржа становится тем ценовым барометром, на который ориентируются и
предприниматели, и государственные органы. Фьючерсный рынок впервые
появился на Московской товарной бирже.
Вместе с тем отечественная биржа в торговле ценными бумагами пока ещё
не играет такой роли, какую она занимает в западных странах. В основном
торговля ценными бумагами ведется банками и инвестиционными компаниями.
Более того, многие банки используют некоторые ценные бумаги в качестве
единого способа получения дохода, отказываясь от каких-либо рискованных
операций.
Рынок акций в России сложился как внебиржевой рынок. На рынке акций
продаются приватизированных предприятий. Акций как таковых нет, существует
выписка из реестра акционеров, подтверждающая право собственности на акции.
С апреля 1995 г. началась широко масштабная продажа акций
приватизированных предприятий на денежных аукционах и конкурсах. Торговля
акциями производится фирмами, которые на этом специализируются. Как
правило, фирмы покупают акции со спекулятивной целью или выполняя заказ
клиента (чаще всего иностранного). Торговля осуществляется через торговые
системы. Самая популярная сегодня – Российская Торговая Система (РТС).
Такая форма торговли представляет шаг в сторону формирования
цивилизованного рынка, так как котировки акций здесь твердые. В эту систему
включены не все торгующие фирмы, а только те, которые отвечают определённым
требованиям.
Акции, которые активно торгуются через торговые системы, делятся на
три группы:
Первая – « Голубые фишки» (blue chips). Это – самые ликвидные акции,
по каждой из которых заключается множество сделок в день. Главный
показатель ликвидности акций этих предприятий – спрэд – относительная
разница между котировками на продажу и покупку, в % от цены покупки. Акции
с наименьшим спрэдом являются наиболее доходными. Другими параметрами
ликвидности акций выступают доходность валютных инвестиций в акции (прирост
курсовой стоимости акций в $ за период в %); уровень рыночной капитализации
(произведение курса акций компании в $ на общее количество обыкновенных
акций), характеризующий, с одной стороны, размер предприятия, с другой -
- активность эмитента в плане продвижения своих акций на вторичном рынке.
Вторая группа – акции «второго эшелона». Это акции достаточно
известных на рынке компаний, но нерегулярно заключающих сделки. Причины
такого поведения фирм могут быть различными: малое количество свободных
акций, недостаточная информационная открытость фирмы, шаткое положение
фирмы.
Третью группу составляют неликвиды. Сделки по таким акциям компании
заключаются крайне редко.
Одним из основных показателей, характеризующих масштабы рынка
корпоративных ценных бумаг, является капитализация.
Капитализация Российского рынка корпоративных ценных бумаг в
современных условиях характеризуется двумя тенденциями. Во-первых,
неуклонным возрастанием. Главным потенциальным фактором роста
5
капитализации является значительная недооценка активов предприятия. Для
многих российских акционерных обществ отклонение капитализации от мировой
нормы составляет 80-90%. Другими факторами, ускоряющими капитализацию рынка
акций, являются: устранение политического риска, перекачка средств с рынка
государственных ценных бумаг, рост вложений глобальных фондов, развитие
системы коллективных инвесторов, снижение рисков связанных, с
инфраструктурой рынка. Вторая, наметившаяся тенденция – уменьшение доли
крупнейших предприятий в общей капитализации рынка корпоративных ценных
бумаг.
В последнее время большое развитие получил рынок государственных
ценных бумаг – облигаций, предназначенных для привлечения на нужды
государства временно свободных средств инвесторов.
Наличие развитого и хорошо организованного рынка государственных
ценных бумаг даёт возможность инвесторам разместить средства в
высоконадёжные и ликвидные государственные обязательства, а правительству
дополнительный источник не инфляционного привлечения денег в бюджет. На
Российском рынке государственных ценных бумаг велика роль банков, которые
вложили значительные средства в государственные обязательства, став
крупнейшими кредиторами государства на внутреннем рынке. На 1 января 1996
г. банковские инвестиции в государственные ценные бумаги составили примерно
9% от общей величины банковских активов. При этом банки являются не только
основными игроками, но и часто выполняют функции уполномоченных агентов
государства на этих рынках, обслуживая выпуск, обращение и погашение
государственных ценных бумаг.
Наиболее значительным рынком государственных долговых обязательств
является рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций
федерального займа (ОФЗ). На 1 апреля 1996 г. объем рынка ГКО/ОФЗ составил
примерно 300 трлн. руб. При этом вложения банков обеспечили около 70%
общего объёма рынка.
ГКО – это беспроцентные краткосрочные государственные облигации,
которые выпускаются в безбумажной электронной форме с дисконтом, т.е. их
доходность определяется как разница между ценой покупки и курсом продажи.
Объём первого выпуска облигаций ГКО составил 1 млрд. руб. Номинальная
стоимость одной облигации первоначально составляла 100 тыс. руб.
Привлекательность ГКО состоит в следующем. Во - первых, рынок
государственных краткосрочных облигаций является высоконадежным рынком, так
как он обеспечивает погашение облигаций по стоимости по истечении срока, на
который они выпущены. Во – вторых, рынок государственных краткосрочных
обязательств – это доходный рынок. Он реализует возможность физических и
юридических лиц выгодно разместить свои средства. Причем доходность этого
рынка зачастую превышает доходность рынка кредитных и валютных операций.
Рынок ГКО – фактически первый и классический фондовый рынок, где есть
колебания курса, на которых можно «играть», т.е. извлекать денежный доход.
В – третьих, достоинство рынка ГКО заключается в том, что это совершенно
открытый, наблюдаемый рынок. Правомерность сделок на нём контролируется
представителями Минфина, Центрального банка и биржи.
6
Качественный скачок в развитии рынка государственных ценных бумаг
связан с выпуском летом 1995 г. облигаций федерального займа (ОФЗ). ОФЗ –
это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в
безбумажной (электронной) форме с изменяемым процентным купоном,
выплачиваемом поквартально. Срок их обращения – более 1 года.
Облигации федерального займа, так же как и ГКО, продаются ниже
номинала, а погашаются по номиналу, обеспечивая доход по этим облигациям.
Но помимо этого дохода ОФЗ ещё имеют и купонный доход, выплачиваемый раз в
квартал. Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации
на рынке. Отличие ОФЗ от других государственных ценных бумаг состоит в том,
что срок их обращения впервые превышает один год. Это обеспечивает
инвесторам спокойствие на более длительный период, принося в тоже время
каждые три месяца купонный доход. В результате ОФЗ становятся
привлекательными не только для предприятий, но и для российских граждан. Не
случайно, примерно 80% ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на
деньги самих банков.
Другими государственными ценными бумагами на российском рынке
облигации выступают:
- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они
появились в сентябре 1995 г. с целью привлечения денежных средств широких
слоёв населения для финансирования дефицита государственного бюджета.
Облигации выпущены небольшим номиналом (100 и 500 тысяч руб.), что
позволяет вкладывать в них средства инвесторов различного достатка.
Облигации выпускаются сроком на 1 год и 2 года и имеют 4 купона, выплата
процентного дохода по которым осуществляется в конце соответствующего
купонного периода. К началу 1997 г. на рынке ОГСЗ размещены 13 серий
облигаций номинальной стоимостью в 100 и 150 тыс. руб. Характерной чертой
рынка ОГСЗ является постоянное превышение спроса над предложением. Это
объясняется тем, что сохраняя все основные свойства государственных ценных
бумаг (надёжность, ликвидность, высокая доходность), ОГСЗ стали важным
инструментом аккумуляции прежде всего сбережений населения, для которых
прежде доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт.
Уполномоченными агентами по размещению ОГСЗ стали в основном крупные
банки, активно работающие с населением. Платёжным агентом по выплате
купонов и погашению облигаций был назначен Сбербанк РФ.
Казначейские обязательства ( КО ) активно выпускались Министерством
финансов для расчётов по задолженности с предприятиями в 1994-1995 гг. Этот
рынок закончил своё существование с погашением 28 марта 1996 г. последней
серии КО.
Прекращение выпуска КО и фактическое закрытие этого сегмента рынка
привело к переключению банковских специалистов и брокеров на другие ценные
бумаги, например, на облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Данные
бумаги представляют собой облигации на предъявителя, номиналом 1000, 10000
и 100000 долларов, сопровождаемые комплектом купонов, соответствующих 3%
годовых в валюте. Это уникальный инструмент российского финансового рынка:
ОВВЗ котируются на мировых фондовых рынках.
Рынок ОВВЗ отличается от других рынков государственных ценных бумаг
относительно узким кругом участников. Это – крупные банки, инвестиционные и
7
брокерские компании, имеющие тесные связи с иностранными инвесторами.
Операции банков с ОВВЗ включают брокерские и посреднические услуги, а также
собственные инвестиционные операции для получения разницы между ценной
продажи и покупки облигаций и купонного дохода. Функции депозитария и
платёжного агента по ОВВЗ выполняет Внешторгбанк РФ.
Облигации внутреннего валютного займа принося значительную по мировым
меркам доходность в валютном выражении. Многие крупные банки постоянно
держат часть активов в ОВВЗ, диверсифицируя таким образом свои инвестиции и
уменьшая риски изменения валютных курсов и процентных ставок по рублёвым
кредитам.
Помимо сделок купли-продажи облигаций на рынке ОВВЗ широко
распространены более сложные операции: форвардные контракты на поставку
облигаций, трастовые услуги управлению портфелем облигаций клиента и др.
Широкомасштабная приватизация в 1993 – 1995 гг. Привела к тому, что
инвестиционная деятельность коммерческих банков началась с приобретения
предприятий. Результатом залоговых аукционов явилось образование финансово-
- промышленных групп ( Менатеп, Российский кредит, ОНЭКСИМбанк, Империал).
Следующим шагом стало привлечение капитала для приобретённых предприятий (
в целях проведения кардинальной финансовой реструктуризации).
Появилось новое направление в банковской деятельности – корпоративные
финансы. Однако торговля корпоративными ценными бумагами не играет сегодня
большой роли в банковской деятельности, что связано, во – первых,
использования оптимального способа приобретения доли собственности
предприятий через участие в первичном размещении акций (от ваучерных до
залоговых аукционов). Во – вторых, в спекулятивном плане рынку
корпоративных ценных бумаг, не смотря на капитализацию, трудно соперничать
по доходности, риску и ликвидности с рынком государственных обязательств.
До 1996 г. все операции с ценными бумагами регулировались указами
Президента России, постановлениями правительства, нормативными актами
министерств и ведомств, которые нередко противоречили друг другу.
Отсутствие федерального закона и системы государственного надзора за его
исполнением усиливало криминогенность рынка ценных бумаг, незащищенность
инвесторов.
Без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не мог выполнять
своего основного назначения – быть источником средств для преодоления
инвестиционного кризиса в хозяйственной жизни страны.
Принятый в апреле 1996 г. Закон « О рынке ценных бумаг» открыл новые
возможности для долговременного и стабильного развития рынка ценных бумаг.
Для закона характерны: преемственность – учитывается практика российского
рынка ценных бумаг 1990 – 1994 гг. и заданные за это время государственными
органами исполнительной власти нормативные акты; непротиворечивость закона
другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу; признание
смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так
и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка
ценных бумаг); сочетание либеральных принципов организации рынка с усилием
государственного надзора за ним; единство государственного регулирования
рынка ценных бумаг.
8
Закон «О рынке ценных бумаг» - комплексный законодательный акт,
который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные
сегменты. Основными достоинствами закона являются: во – первых, четкое определение порядка деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки; во – вторых, информационное обслуживание рынка ценных бумаг:
законодательно определены перечень раскрываемой информации и порядок её
раскрытия для различных участников фондового рынка; введены ограничения по
рекламе, запрещены сделки с использованием служебной информации. Важно
отметить, что система раскрытия информации ориентирована на пользователя
( а не на других участников системы раскрытия ), выражающая возможности для
любого пользователя нахождения конкретной информации и доступа к ней в
регламентированное время. Раскрытие информации лежит в основе общественного
и рыночного регулирования и обеспечивает общественную и рыночную
стабильность; в – третьих, разграничение сферы регулирования фондового рынка между
различными регуляторами: Федеральная комиссия регулирует рынок
корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и профессиональных
участников фондового рынка; Министерство финансов РФ и Банк России
регулируют рынок государственных ценных бумаг. Наряду с государственным
регулированием рынка ценных бумаг важнейшую роль играет саморегулирование
организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, что является
новацией в условиях России.