Воспитание технологической культуры и принцип
стандартософии
Варенцова Т.А., канд. пед. наук. ТГУ, г. Тольятти
Новый
поворот ведущих стран мира к воспитанию технологической культуры у подрастающих
поколений, наметившийся в системе образования, означает приобщение молодежи ко
всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру,
социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентирован на человека
новой эпохи. Еще Я. А. Коменский, развивая теорию воспитания "нового
человека", "человека новой эпохи", требовал коренного
преобразования школы с тем, чтобы она "обучала всех всему" и давала
не "призрачное, а действительное образование".
С
одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего",
приспособить образование к применению новых технологий, сформировать у
подрастающих поколений научные и технические знания, необходимые умения, навыки
и полезные привычки, в соответствии с требованиями XXI века к уровню развития
человеческой личности; с другой — содержательную ценность системы образования,
ее гуманную заботу о всестороннем развитии каждого индивидуума, стремящегося
подготовиться к реальной жизни общества, к вступлению в трудовую жизнь, для того,
чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.
На
практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что
означает слово "технология", образованное от латинского слова
"техне" – искусство, мастерство, ремесло и "логос" – наука.
В производственном процессе технология – это система предложенных наукой
алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному
результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и
качества. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство.
Все современные производства основываются на технологиях. Технология –
концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и
результат внедрения научных достижений.
Технологическая
культура — это культура современного технологически насыщенного общества. Это
новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и
улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека. Стандартизация
является составной частью технологической культуры. Традиционно стандартизация
как упорядочивающая деятельность относилась в основном к генерализации и
имитации, регламентируя на базе анализа, НИР определенные требования к
повторяющимся объектам.
Несмотря
на неоднократные попытки в рамках «опережающей стандартизации» стать теорией и
даже наукой, стандартизация не могла стать базой развития, так как знания о ней
самой, о ее сущности оказались недостаточными. Несмотря на активные попытки
ученых вывести стандартизацию на уровень теории и науки, это не удалось сделать
по той причине, что предметом стандартизации считали только деятельность людей,
позабыв о Природе и не задумавшись о том, что Она тоже творит стандарты, какими
являются, например, наш облик (два глаза и т.д.) и функциональные системы.
Что
одинаково? - Сущность! Что различно? - Явления этой сущности в реальной
действительности. Следовательно, возникают проблемы осмысления взаимосвязи
Сущности и Явлений, использование осмысления в процессах, которые традиционно
считаются областью стандартизации.
Предпосылками
к определению главного принципа стандартософии как науки и стандартизации как
практической реализации фундаментальных идей в реальной действительности
являются доступные всем наблюдения за повторяющимися процессами и объектами,
фактически стандартизированными Природой без участия человека и общества, но
открытыми и познаваемыми людьми. К таким предпосылкам, например относятся:
-
чередование дня и ночи, времена года, биологические циклы в живых организмах;
-
движение небесных тел по орбитам с учетом всех отклонений;
-
передача генетической информации в живых организмах;
-
средний уровень лесного массива для данных географических условий;
-
внешний облик человека с учетом этноса и геофактора;
-
процесс жизнедеятельности организмов;
-
симметрия и асимметрия органической и неорганической форм материи;
Наше
поведение по отношению друг к другу подчиняется стандартным правилам поведения.
Наш язык есть комбинация стандартных символов и звуков, которые представляют
собой связь мыслей. Дело в том, что человек буквально окружен стандартами, но
так привык к их присутствию, что не замечает их и не думает об их значении, их
стоимости.
Можно
сделать вывод, что техногенное развитие нашей цивилизации, должно проходить с
учетом всех аспектов существования и неминуемых ограничений различного рода,
которая имеет не один предмет - человеческую деятельность, а два - еще и
творческую деятельность самой Природы, бывшей до человека и проявлявшейся до
XX1 в независимо от человечества. Такой подход переводит стандартизацию в
область стандартософии, которая должна стать составной частью технологической
культуры человека.
Учитывая
объективную необходимость разработки стандартных подходов и методов охраны
природы и обеспечения безопасности людей, можно сделать вывод, что эта
деятельность смыкается с процессами и результатами познания объективных
закономерностей Природы, но не прямо, как в фундаментальных естественных науках
- путем эксперимента, а косвенно - через процессы сопряжения результатов
познания с деятельностью в ее обычном понимании.
С
учетом рассмотренного можно сформулировать главный принцип стандартософии как
науки: стандартософия путем сопряжения повторяющихся и познаваемых явлений
Природы, а также с помощью деятельности в области воспроизводимых и
повторяющихся процессов и элементов развития общества, производства, призвана
способствовать формированию и установлению в документах, отображению в эталонах
любого рода обоснованных ограничений с обеспечением качества жизни.
Проявление
различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду,
улучшать окружающий мир, — это и есть то множество культур, которые воплотились
в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о
развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные
способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его
творческое самовыражение, понятие "технологическая культура"
олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и
научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или
проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.
Одной
из важнейших целей системы технологического образования в воспитании
технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в
овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются
новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь,
стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и
внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на
процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов
и на защиту сфер существования от всевластия техники.
Непрерывность
образования, как явление технологизации общества и распространения научных
знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.
Овладеть
технологической культурой в условиях технологического образования означает
овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний,
необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной
деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он
включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс
изготовления.
Воспитание
технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической
проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях
и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и
ответственности. Технологическая культура — это еще и этика, это новая
философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать
объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях
различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и
будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на
техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с
установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие
цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь,
стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так
как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного
века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии.
Последствия технологической деятельности человека на планете (например,
парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие
разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных,
разумных действий человека.
В
настоящее время технологический этап развития общества призван установить
приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому обществу необходимо
комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные
средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее
результатов. Основной же целью деятельности людей становится то, чтобы
технологические возможности обслуживали человека, то есть изменение социальной,
экономической и культурной жизни нашего общества таким образом, чтобы оно
стимулировало развитие человека.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru