Учитель новой формации как великий учитель
Т. М. Мажикеев
Мудрость
питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь
нуждается в проводнике, способном предвидеть главные опасности, помогающем
успешно войти в социум.
Моцей
Танась, Варшава
Дело
ученого - открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности
Вселенной.
Миссия
методолога - найти инструменты привнесения открытия ученого в образование.
Миссия
педагога - формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в
этот процесс достижения ученого и методолога. Синтез знания и умения - вот
отличительное качество педагога.
Н.
В. Маслова. «Ноосферное образование».
Для
получения представления о целостном мышлении учителю необходимо знать, что это
такое и быть убежденным носителем этого знания.
Масштабная
задача стоит перед учительством: изнутри трансформировать систему образования и
через нее - все зону воздействия образовательной системы общества в условиях
его устойчивого развития. Необходима внутренняя перестройка: структурная,
функциональная, ценностная. Найти возможности перестройка изнутри системы
образования -миссия учителей нового поколения, андрагогики и акмеологии,
психологической педагогики и гуманной педагогики. Стратегическая роль
учительства - проверка подлинности, их нравственно-духовных начал, где этика и
нравственность - это духовный акт философии духа с ориентацией на целостные
восприятие мира, целостное мышление. Учительство должно исполнить свой
нравственно-этический акт.
В
модернизации образования, в реформировании образовательного процесса
центральной фигурой является учитель - исследователь, учитель -лидер как
УЧИТЕЛЬ
НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность,
компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом
педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он
несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой
личности и максимальной самореализации. (Н.А.Назарбаев, Президент РК.)
ЗАДАЧИ,
которые должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:
1.
УЧИТЬ новому мышлению, методам познания и самоорганизации.
2.
Уметь подвести к двери, дать ключ и научить ученика как участника
общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить:
никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.
3.
Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и в
динамике.
4.
Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации
/по спирали/:
Я
- САМОИЗУЧЕНИЕ - САМОВОСПИТАНИЕ - САМООБУЧЕНИЕ - САМОУТВЕРЖДЕНИЕ -
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - САМОРЕГУЛЯЦИЯ - САМОРАЗВИТИЕ - САМОПОЗНАНИЕ -САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
- САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.
Это
значит:
4.1.
Показать всепроникающий принцип подобия в природе, мышлении. Научить искать
подобия, аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере
необходимости;
4.2.
Научить участника ОП использовать все навыки и умения в процессе познания;
4.3.
Помочь раскрыть полный потенциал ученика и вывести его в космос творчества. Это
и есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР на будущее, отличающийся от задачи традиционной
школы: дать некоторый объем знаний и методов работы по школьным основам науки.
Отличительная
разница:
Авторитарная
педагогика
Ориентир
на «запоминающий субъект» как ориентир на прошлое.
Ребенок
- АЛМАЗ, из которого нужно сделать БРИЛЛИАНТ, сверкающий своими гранями. Это
ювелирная работа.
Ф.
Вассерман, Ташкент
Новая
парадигма целостного динамического образования - необходимо учителю уметь работать,
используя психологические методики корректирующего /трансформирующего/ типа;
владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования.
ЗНАНИЯ,
которыми необходимо владеть УЧИТЕЛЮ
НОВОЙ ФОРМАЦИИ:
1.
знание основ научной теории, гносеологии, методологии;
2.
хорошее знание предмета специализации;
3.
энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать
творческий процесс познания.
УМЕНИЯ,
которыми должен владеть
УЧИТЕЛЬ
НОВОЙ ФОРМАЦИИ:
1.
УМЕТЬ ЛЮБИТЬ детей - важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества
воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека.
2.
УВАЖАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - видеть в каждом личность -необходимое качество
учителя.
3.
ВЕРИТЬ в РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию
гуманизма.
4.
ЗНАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - без знания души личности воспитание является слепым;
быть гуманным - значит быть человековедом.
5.
ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - нужно уметь поставить себя на его место, увидеть
мир его глазами.
6.
БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ - каждая личность имеет
свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.
7.
БЕРЕЧЬ и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА - без этого невозможно ни
воспитание, ни самовоспитание.
8.
СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как соучастника ОП, который должен видеть в нем
друга, чувствовать поддержку и помощь.
/по
В. А. Сухомлинскому/.
9.
Уметь целостно мыслить. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные
проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это - учитель - практический
психолог.
10.
ОРИЕНТАЦИЯ на КУЛЬТУРУ педагогического труда - ориентация на формирование
целостного мировоззрения учителя.
11.
НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.
12.
Мотивировать целостное восприятие мира личностью.
13.
Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и
неопределенности.
14.
Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования.
Важнейшая
задача модернизации образования и перехода к целостному мышлению - это
ВЗРАЩИВАНИЕ мыслящего и ищущего учителя новой формации, способного сделать самостоятельный
мировоззренческий выбор познавательным и жизненно-практический путем
ТОЛЕРЕНТНОСТИ - терпимости к мировоззренчески противоположному взгляду, позиции
через сферу культуры, иерархию ее ценностей, чтобы увидеть, узнать, понять,
осознать, принять человеческое ценное. Второе - переход к целостному мышлению
самого учителя. Его задача - научить детей учиться, жить в мире по законам
этики, природы, творчества и культуры. Учитель должен осознать и реализовать
содержание образования неразрывно с формой и методом.
Образование
и культура едины в своей сущности. Едины в методах и формах своих жизненных
проявлений. Методика всегда творческий акт учителя новой формации, должна быть
охарактеризована.
Она
эффективна в сочетании с искусством учителя новой формации /организаторским,
ораторским, актерским, человеческим/ и не может быть тиражирована. Это уровень
искусства, где учитель - МАСТЕР взаимодействия. Зрелость учителя - это
способность устанавливать внутренний контакт с другими людьми.
ЖИВОЙ
КОНТАКТ - творит, буква - убивает.
Методика
навсегда не может быть. Методика — всегда творческий акт.
ЗАДАЧА:
отточить свой ум, вернуть себе свежесть и ясность мысли.
УЧИТЕЛЬ
Новой формации - это и УЧИТЕЛЬ - ЛИДЕР - современный гуманитарный этический
ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и
поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и
мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и
искореняет несправедливость. Лидер углубляет свое понимание добра и блага.
АССЕРТИВНОСТЬ
учителя - это ориентация его действий на создание условий для совершения
участником ОП самостоятельного действия с изначальной ответственностью за
сделанный выбор и последствия его поступка. Обладает лидерскими качествами:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
-
ум и логика, рассудительность и проницательность, оригинальность и
концептуальность;
знание
дела и речевая развитость, любопытство и познавательность;
ЧЕРТЫ
ХАРАКТЕРА - инициативность и гибкость, созидательность и творчество; честность,
смелость и личностная целостность; самоуверенность и уравновешенность,
независимость и. самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность,
обязательность;
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
УМЕНИЯ - умение заручаться поддержкой; умение завоевывать популярность и
престиж; такт и дипломатичность; умение брать на себя риск и ответственность;
умение организовать и убеждать; умение менять себя и быть надежным; умение
шутить и понимать юмор; умение разбираться в людях.
УЧИТЕЛЬ
НОВОЙ ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ;
1.
окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, мажорное
лето;
2.
он улыбнется - радость и праздник в душах учеников;
3.
не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от
предупреждений;
4.
он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием
и делает все хорошо. Он ничего не / забывает, ничего не путает, никогда не
ошибается;
5.
он сам придумывает: создает и поддерживает особые условия, особую атмосферу,
стимулирует учеников в работе;
6.
он поддерживает коллег, и все вместе являются единым коллективом единомышленников,
выступают единым фронтом, и нет у них различий в мнениях и ценностях.
Учитель
- живой пример эффективности воспитания и учения!
СОВЕРШАЙТЕ
ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ.
Д.
Дидро
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://collegy.km.ru/