Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Типологии индивидуальности

Типологии индивидуальности

Индивидуальность
- совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая
отличает его от других. Она определенным образом организована.

Проблема
выделения типов характера: емкость и тип:

емкость
– совокупность свойств и типов поведения. Тип – их взаимосвязь и
взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга.

емкость
– сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько
структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают структуру остальным.

Стратегии
построения типов:

снизу
– эмпирическая. Индукция.

сверху
– стратегическая. Дедукция.

Задачи
выделения типологии:

объяснительная.
Поиск психотелесных соответствий (психического типа и телесного) и их
объективное обонование. Гиппократ, Кречмер, Шелдон.

описательная.
Описание классов характера. Тип характера - отклонение, связанное с социальной
неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой портрет. Задача -
описать как можно больше индивидуальных типов аномалий характеров, увеличить,
насколько возможно, разнообразие индивидуальностей. Но конечная цель – не
только диагностика, вслед за ней следуют определенные способы коррекции.
Ганнушкин, Личко.

терапевтическая.
Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. Построение типологии не
имеет здесь ни объяснительного, ни диагностического характера (хотя и может
быть использовано диагностами), но строится, чтобы каждый человек, например,
пациент терапевта, мог бы воспользоваться типологией для осознания собственных
индивидуальных черт, для осознания проблем и их постановки. Т.е. здесь
типология – средство терапии и самотерапии. К. Г. Юнг: психологические типы.

Поиск психотелесных соответствий, или строение тела и характер
.
Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов
телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. «Тип» – целостная
структура, а не совокупность свойств. Задачи:

установление
связи между особенностями телосложения человека и его предрасположенности к
отдельным психическим заболеваниям;

установление
связи между особенностями телосложения человека и его характером

а)
выделение 3 чистых типов телосложения и установление их связи с психическими
заболеваниями. Астеник – средний рост при малой толщине, тонкие руки и ноги,
бледная кожа, практически полное отсутствие жира, слабое развитие мускулатуры,
узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой профиль -
вытянутый нос и скошенный подбородок, анфас – длинное, узкое, худое лицо, слабо
развит и не выражен подбородок. Атлетик – сильно развитая мышечная и скелетная
система, тело трапециевидной формы, развитая мускулатура, широкие плечи,
крупная голова, узкие бедра, умеренная жировая прослойка. Голова – крупная,
плотная, сидит на короткой шее. Форма головы яйцеобразная, с развитыми лобными
долями. Пикник – плотная фигура, с большим животом, короткими конечностями,
дряблая кожа, ярко выражен жировой слой. Лицо: анфас – пятиугольник (скулы
особо выделяются за счет жировых отложений), череп имеет округлые очертания.

Выделил
корреляционные связи с двумя заболеваниями: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер.
Основной признак – аутизм. Полная погруженность в себя и неверное представление
о мире. Аутистическое мышление – уход от реальности. 2) циклический
(маниакально-депрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная
радость – беспричинное уныние.

Вывод:
связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник.

б)
выделение аномалий характеров, сходных с названными заболеваниями. Между нормой
и патологией не качественные отличия а количественные. Шизофрения и МДП –
центры более общих образований из области малой психиатрии. У Ганнушкина -
психопатии, пограничная, промежуточная область между нормой и психическим
заболеванием. Аномалии характера, соответствующие им: шизоид и циклоид. Шизоид:
замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы.
Ориентирован на себя: «напоминает готический замок – снаружи скромен и
бесцветен, внутри – роскошные пиры». Редко имеет друзей, его партнер должен
отвечать некоторому идеалу: «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу».
Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) – эмоциональная
тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). Циклоид: общителен, открыт
миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный
(сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует
зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо
выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала:
постоянная радость – постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции.

в)
выделение двух общих (глобальных) биотипов для нормальных индивидуальностей.

Биотип
– единство телесных и психических черт. Изучение на вождях и героях.
Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения.
Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция мыслителя. В
политике склонен к компромиссам. Шизотимик: предпочитает абстрактные науки, где
нужно обобщать. Рациональны, не доверяют эмоциям. Мир изначально
схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних
причин. В политике – яркие революционеры.

У
Шелдона другой метод и иное представление о типе. Вводит массу характеристик
строения тела. Выделяет индексы – показатели ключевого типа телосложения.
Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.




Шелдон, индекс телосложения





Кречмер, тип телосложения





Шелдон, индекс темперамента







Эктоморфный (кожа, НС)





Астеник





Церебротония







Мезоморфный (костно-мыш.)





Атлетик





Соматотония







Эндоморфный (внутр. органы)





Пикник





Висцеротония






Корреляция
не есть причинно-следственная связь и нельзя сказать что одно зависит от
другого нельзя. Возможно, оба этих показателя зависят от чего то третьего –
образа жизни, области деятельности и т.д.

Психопатии и акцентуации характера.

Объяснительные
теории. Они построены снизу, эмпирически.

Ганнушкин:
изучение взрослых. Психопатии – аномалии характера, которые (1) определяют весь
психический облик человека, (2) относительно неизменны при жизни, (3) связаны с
социальной дезадаптацией. Критерии и особенности: Тотальность, стабильность,
социальная дезадаптация. Психопатия – психическое заболевание. Причина -
неудачное сочетание наследственных задатков. Психопатические особенности с
одной стороны бывает трудно отличить от нерезко выраженных психозов, с другой
стороны они совершенно незаметно сливаются с т.н. нормой. Ибо между
психопатическими особенностями и соответствующими им «простыми человеческими
недостатками» разница большей частью только количественная, а не качественная.
Классификация: 10 типов.

А.Е.Личко:
изучение детей. Акцентуации – крайний вариант нормы, при которой отдельные
черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная
уязвимость человека в отношении определенного рода психогенных воздействий при
хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации – ярко выраженные
черты характера, но при этом три особенности психопатий не присутствуют
одновременно. Это либо лишь локальное проявление в какой-то области, либо
особенности присутствуют не всегда, либо не влияют на социальную дезадаптацию.
Любой подросток имеет акцентуация, иногда это является признаком возраста.
Задача: выявить социально неприемлемые реакции акцентуанта. По степени
выраженности черт подразделяются на явные и скрытые ацентуации. Классификация:
12 типов (10 типов Ганнушкина + циклоид, шизоид).








Ганнушкин: психопатии.





Личко: акцентуации.







Группа циклоидов (I – II как ее
полюса).







I





Конституционально-возбужденные





Гипертимный тип.











Выражение МДП. Постоянно
приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к
миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов
(следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С
легкостью принимает жизненные невзгоды.


/Часто это возрастная черта
(слабое место – ограничение свободы)







II





Конституционально-депрессивная
группа.





Сенситивный тип.











Основной признак: беспричинное
понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность
(Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают
излишнюю раздражительность.


/Основной признак: боязнь
проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимает как неопределенные.
Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к
себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда (постоянные
упреки и насмешки, эмоциональное неприятие)







III





Группа лабильных.





 Лабильный тип











Неустойчивость эмоциональной
сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность.


Реактивно-лабильный: смена
настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей,
размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно
выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.


/Лабильный (отрицательная
оценка со стороны окружающих)







Группа психастеников (IV-V).







IV





Группа неврастеников.





Астено-невротический тип.











Болезненная чувствительность вплоть
до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает
поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому
и психическому здоровью.


/(экстремальная ситуация)







V





Группа психастеников.





Психастенический тип.











Крайняя нерешительность,
трудности в принятии решений, мнительность


/(ситуация неопределенности)







VI





Группа параноиков.





Не выявлены.











Склонность к созданию сверх
ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к
ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен,
жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный
к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не
оригинален.







VII





Группа эпилептоидов.





Эпилептоидный тип.











Ключевые признаки: наличие
аффективных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие
моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает
свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его.
Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток
по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем
до предела. Часто коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями,
склонен тренироваться один.


/(противодействие принципам и
заведенному порядку)







VIII





Группа истероидов.





Истероидный тип.











Необходимость привлечения
внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к
фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания
своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний
случай – фанатик.


/Это особенность подросткового
возраста, которая может сочетаться с другими (невнимательность со стороны
окружающих)







IX





Группа неустойчивых.





Неустойчивый тип.











Невозможность действовать без
образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих.
Компенсация: выбор яркого образца.


/Гипертимный подросток: лидер в
подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но
потом испытывает долгий и тяжкий стыд. (внешнее влияние, исходящее от других
людей)







X





Группа
конституционально-глупых.





Конформный тип.











Интеллектуальная сниженность.
Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные,
обыденные мнения.


/Необходимость подражать, быть
как все (новая ситуация)







Ганнушкин:
психопатии

болезнь_______явн.
латент. (компенсир.)_______ норма

Леонгард
(взрослые)

болезнь
______ аномалии_акцентуир лич-ти__норма

Личко
(подростки)

болезнь_______психопатии__акцентуации___норма


явн.
I латент.

Личко
=Ганушкин+Леонгард.

Ганнушкин:
нормальный характер – условность, которая реально не существует.

Леонгард:
аномальная личность - люди, которые до такой степени отклоняются от средней
нормы, что даже при отсутствии внешне неблагоприятных условий испытывают
трудности приспособления к жизни.

Построение типологии
индивидуальности как терапевтического средства


Построение
сверху, дедуктивно. Проблема выделения общих психических типов. Назначение:
дать человеку средства к пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга
«Психологические типы». Нормальный характер – равновесие разных черт. Если есть
перекос, то необходимо вернуться к равновесию.

Выделение
двух основных взаимодополняющих направленностей, общих установок субъекта.
Везде есть взаимодействие сил: расширение и сжатие. Традиционное разделение
-эмоциональность – рациональность. Юнг выделил две общие направленности –
экстраверсия и интроверсия. Экстраверты – установка на внешний мир, внешние
события, предметы окружающего мира. Интроверты – установка на внутренний мир,
мысли и чувства.

Необходимость
существования двух направленностей у каждого человека. Наличие двух психических
сфер у человека: сознание и бессознательное. Если в сознательном –
интраверсивная направленность, то в бессознательном – экстраверсивная.

Разделение
направленностей по доминирующей психической функции. Анализ психических
функций: экстраверт – эмоциональный человек, интраверт – рациональный человек –
обычные сочетания. Найдя экстравертных мыслителей и эмоциональных интровертов
расширяет число типов, вводя понятие доминирующей психической функции:
ощущение, мышление, чувство, интуиция. Отражение полного цикла контакта
человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) – сенсорика, способность
воспринимать мир объективно. Б) эмоции – ориентировка на отношение к событиям.
В) мышление – вскрытие существенных свойств. Г) интуиция – способность к
прогнозированию будущих результатов.

Принцип
дополнительности:

Доминирующая
функция представлена в сознании, развита и диффференцирована. Дополнительная к
ней – недоразвита, неосознанна. Они взаимодействуют в форме компенсации. Кроме
доминирующей сознательно представлена еще одна функция из другой пары.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.