Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
Мотив
– то, что побуждает и направляет деятельность субъекта. У Леонтьева мотив –
обязательно предмет, непосредственно побуждающий к деятельности.
Потребность
– состояние нужды в чем-либо, которое необязательно может быть закреплено в
организме.
И
потребности и мотивы – побудители действий.
Базовая
мотивация – это основные мотивы поведения человека, первичные, универсальные.
Суть
проблемы: где находится источник побуждения к действию?
Источник
побуждения находится внутри субъекта - поиск базовой мотивации
Источник
мотивации раскрывается при взаимодействии субъекта с объектом.
Основные
положения базовой мотивации:
Мотивационная
сфера разделяется на 2 уровня, на базовый (первичный) и производный
(вторичный).
Базовый
уровень считается генетически заданным, врожденным (базовый уровень -
врожденный, производный - приобретенный). Производный уровень - значит, должен
быть механизм приобретения или механизм преобразования базовой мотивации в
производную.
Базовый
уровень рассматривается как изначальный для анализа.
Основные
стратегии выделения базовой мотивации:
1)
Умозрительный подход (результат наблюдений и жизненного опыта) - Фрейд,
Мак-Дауголл.
2)
Факторный анализ - Р.Кетелл.
3)
Эмпирический метод - проективные техники - Мюррей (ТАТ) - базовыми являются
потребности и мотивы; более элементарное выделить нельзя, нет инструмента.
4)
Анализ биографии, интервью, опросники.
Стратегии
выделения базовой мотивации:
1)
У. Мак-Дауголл. Выделение инстинктов (склонностей). Основное понятие - инстинкт
или склонность. Инстинкт - это внутренний источник поведения, который
восстанавливается во времени. Мак-Дауголл относил к инстинктам то, что нельзя
разложить далее - потребность в общении, познавательную потребность, стремление
к комфорту, передвижение в поисках новых впечатлений, сон. Механизм
преобразования базовой мотивации - появление новых мотивов с помощью механизма запечатления,
импринтинга (Лоренц). Результат запечатления - это производная потребность.
Признаки
базовой мотивации (Хекхаузен - Мак-Дауголл):
1)
врожденность, 2) постоянство проявления (идет изнутри, ее проявления не вызваны
обстоятельствами), 3) устойчивость мотивации (в разных ситуациях, во времени –
не насыщаются), 4) универсальность (видовая), 5) автономия (БМ не может быть
удовлетворена замещающей деятельностью.
Инстинкт
изначально присущ субъекту, побуждает к действию. Действие является
результативным и снижает напряжение; затем инстинкт спонтанно возобновляется.
Если
мотивацию, не только животных, но и человека, называют инстинктивной, то
предполагается, что речь идет о мотивации биологической, врожденной. Врожденные
мотивы входят в структуру инстинктов, являются компонентами инстинктивного
поведения. Они называются мотивационными диспозициями – это внутренняя
предрасположенность к определенным действиям. В инстинктивном поведении можно
выделить 3 последовательных процесса:
Избирательность
восприятия (познавательная составляющая). Предрасположенность к селективному
восприятию в зависимости от специфических состояний организма (нужды),
например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода.
Соответствующий
эмоциональный импульс – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые
потребности, то и эмоциональные импульсы тоже будут базовыми. Инстинкт –
любопытство, эмоция – удивление. Пищевой и половой потребности (основные) –
рост и размножение – эмоциональных импульсов подобрать не смог. Список разный –
20 или 12 инстинктов.
Активность
инструментального типа, направленная на достижение цели. Волевой (моторный)
компонент, выражается в наличии механизмов (в организме), предназначенных для
реализации инстинкта.
Триединство
инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность
действовать.
Лоренц изучал только третью часть. Он описал
превращение базовой потребности (или базового инстинкта) в производный. Раз
есть базовый, значит есть производные. Или, другими словами, если есть
первичные, есть и вторичные. Импринтинг – это доопределение инстинкта.
Набор
базовых инстинктов и составляет базовые мотивации:
Бегство (страх)
Неприятие (отвращение)
Любознательность (удивление)
Агрессивность (гнев)
Самоуничижение (смущение)
Самоутверждение (воодушевление)
Родительский инстинкт
(нежность)
Инстинкт продолжения рода (-)
Пищевой инстинкт (-)
Стадный инстинкт (-)
Инстинкт приобретательства (-)
Инстинкт созидания (-)
Классический
бихевиоризм. Изучали мотивацию по поведенческим проявлениям. Мотивация -
базовое условие поведения. Первичные мотивы – драйвы (пищевой, половой драйв).
Это – первичные потребности. Механизм преобразования безусловных потребностей
во вторичные - путем обуславливания, научения,
Классический
психоанализ. Фрейд. Содержание инстинкта (влечения) - первичная, жизненная,
либидозная энергия, источником имеет тело. Инстинкт в телесном смысле - это
потребность, а в психическом плане - желание. Он является источником побуждения
к действию, но у влечения должен быть объект.
4
компонента инстинкта:
организм,
тело - источник инстинкта
цель
инстинкта - редукция (уменьшение) потребности, которая делает излишней
активность субъекта
импульс
- это количество активной (деятельной) энергии, необходимое для достижения цели
объект
- это предмет или действия с ним, которые удовлетворяют потребность
Есть
сам инстинкт (базовая потребность) и есть механизмы его преобразования (то, что
она производит). Полную базовую потребность можно определить тогда, когда она
опредметилась, получила свой объект.
Механизмы преобразования инстинктов.
Катексис
- процесс помещения телесной (либидозной) энергии в психику. В результате этого
либидозная энергия теряет подвижность.
Вытекание
(сублимация) - это перенос, вытеснение энергии вверх, на новые цели и объекты,
высвобождение природной энергии, преобразование ее в культурное русло.
Первичная
энергия одна, ее объекты широки и разнообразны.
У
Райха: базовая потребность: оргональная энергия (аналог либидозной энергии). У
Адлера базовая потребность: врожденная потенциальность, чувство общности
(социальное) - потребность стать полноценным членом общества.
Юнг.
Базовые мотивы – не единичные мотивы, а мотивационные ситуации, архетипы.
Проблемы, кот. могут возникнуть из бессознательного м.б. бызовыми потр-тями. В
них представлены способы постановки и решения личностных проблем; образцы,
заполняемые в индивидуальном опыте.
Кеттелл.
В отличие от вышеприведенных стратегий двигался сверху вниз. Три уровня
мотиваций: установки; чувства; эрг. Тест-опросник. В нем высказывание, с
которым можно согласиться или нет. Согласие – определилась установка
испытуемого. Установка – поверхностное проявление мотивации. С помощью
факторного анализа обобщил установки в более фундаментальные факторы: чувства,
эмоции. Чувство – ядро для заданной склонности. Одни чувства в разных
обстановках. Если и далее обобщать, то можно выделить глубинные, изначальные
факторы. Эрги - это природные, биологические цели, это единые динамические
базовые черты.
Г.
Мюррей. Базовую потребность выделяют с помощью проективных техник. ТАТ
(тематический апперцептивный тест). Суть проективной методики в том, что нам
предлагают образец для выявления своих внутренних свойств - предлагают типовые
ситуации, которые мы по инструкции должны подробно описать. Смысл - ситуация
изначально неопределенная, т.е. несколько возможностей для ее заполнения -
предполагает проективную активность субъекта. Он пользуется термином
потребность или нужда - внутренние свойства субъекта, которые можно назвать
базовыми. Но эти нужды выявляются лишь во взаимодействии со средой (переходная
ситуация от поиска базовой мотивации к выделению мотивации ситуационной).
Потребности и нужды не обнаружились бы, если бы не было социального давления,
или социального пресса. Потребность - это результат взаимодействия субъекта и
среды. Они базовые для анализа, так как нет инструментов чтобы выделить нечто
более элементарное, но они же и ситуационные, потому что сама проективная
методика предполагает ряд исходных ситуаций. Потребность – это конструкт,
обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю
и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся
неудовлетворительную ситуацию. Часть базовых мотивов могут быть психогенными, а
не только органическими. Их можно отнести к базовым из-за их универсальности
(есть у всех). Мотивационные диспозиции (потребности) можно делить на первичные
(висцерогенные) и вторичные (психогенные), на позитивные и негативные, явные и
латентные.
Психогенные
потребности:
Унижения
Достижения
Аффилиации
Агрессия
Независимости
Противодействия
Уважения
Защиты
Доминирования
Привлечения внимания
Избегание вреда
Избегание неудач
Покровительства
Порядка
Игры
Неприятия
Осмысления
Сексуальных отношений
Поиска помощи
Понимания
Базовые
потребности (по Маслоу) - иерархическая структура из 7 уровней. Важная закономерность:
если потребность полностью удовлетворена, то она остается непредставленной
психически в сознании. Психическая представленность обнаруживается, когда есть
какие-либо затруднения.
Иерархия
потребностей (А.Маслоу):
Потребность
в самоактуализации
Потребность
в гармонии, эстетическая
Потребность
в познании себя
Потребность
в самоуважении
Потребность
в принадлежности к социальному целому
Потребность
в безопасности
Физиологические
нужды
Физиологическими
нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне
потребность удовлетворяется путем снижения напряжения..
Потребность
в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса.
Потребность
в гармонии – потребность в упорядоченности мира.
Самоактуализация
– потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и
способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится
к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть
исходная точка развития.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/