Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики

Характеристика поведения и
психического отражения на стадии сенсорной психики


Мы
допускаем, что психика имеет стадии развития.

Источник
развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения
внешней среды.

Первая
стадия развития психики – элементарная
(в смысле, не делимая далее), сенсорная
(сенсорика – чувствительность).

Тип
среды - предметная (вещно-оформленная) среда.

Содержание
отражения – свойства (биологически-нейтральные) среды, предмета.

Форма
отражения – ощущения (в предметной среде субъект отражает свойства в форме
ощущений).

Форма
поведения – инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику
раздражения)

Ощущение
– отражение свойств предметов или среды; сенсорные процессы (вместе с
восприятием).




Стадии





Особенности среды





Содержание отражения





Форма отражения





Форма поведения







1.Элементарнаясенсорная





Предметная среда





Свойства среды, предмета





Ощущения.





Инстинкт, безусл. рефлекс







2. Перцептивная





Среда отношений между
предметами





Различение предметов в форме
образа





Образы





Навык, усл. рефлекс







3. Интеллект





Отношение между предметами





Предметные ситуации,
функциональные понятия.





Интеллект





Общее представление об инстинкте.

Классическое
представление. Фабр. Инстинкт - форма видового двигательного опыта, врожденная
форма поведения. Инстинкт - достаточно жесткая программа, последовательность
элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное
воздействие среды. Связка между стимулом и реакцией - он может быть выполнен
только тогда, когда каждое звено этой последовательности выполняется. Это
наиболее жесткое представление об инстинкте, Фабр считает что цепочку звеньев
нельзя разорвать (Насекомое было личинкой, а предстоит стать бабочкой. Чтобы
стать мотыльком оно должно прогрызть дыру в корке того питательного кокона, из
которого оно выйдет на свет. Этолог ставит на место этого отверстия стеклянную
трубку и закрывает конец трубки тем же веществом, которое нужно прогрызть.
Теперь – прогрызть дважды. Но инстинкт – жесткая вещь. Последовательность существует
лишь как целое, не повторяется дважды. Казалось бы все есть для того, чтобы
прогрызть вторую дырку, но нет... – насекомое погибает в этой стеклянной
трубочке).

Современное
представление. К.Лоренц: Инстинкт является жестким, но не сразу. Существует
промежуточная настройка до его включения (облигатное научение – инстинктивное
научение, которое с необходимостью проходит каждая особь). Окончательно
инстинкт доопределяется при жизни при наличии ключевых раздражителей
(эксперимент с гусятами). Выделяет в инстинкте только двигательную часть, без
эмоционального импульса, избирательности восприятия. Инстинкт содержит ключевой
раздражитель (например, движения, инстинкт - необходимость двигаться за
движущимся объектом). Импринтинг - “запечатление” – необратимый акт, форма
окончательного закрепления инстинкта. В инстинкте жестко фиксирован конечный
результат, а способ его достижения может меняться и зависит от наличных
условий. Запускание инстинкта возможно только в состоянии нужды и внутреннем
состоянии готовности организма. Раздражитель действует как «спусковой крючок».
Такое поведение – безусловный рефлекс.

Пример
пластичности инстинктивного поведения – Леонтьев, изменение фототропизма у
дафний (трубку постепенно поворачивали).

Формы
научения на стадии сенсорной психики:

Привыкание

Сенсибилизация

Импринтинг

Привыкание
(габитуация) наступает когда организм в результате изменений на уровне
рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то
повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого
значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В
отличие от него при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям.

Сенсибилизация
– противоположный процесс. При ней повторение стимула ведет к более сильной
активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к
данному стимулу. В итоге раздражитель, не вызывавший при однократном
воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное
поведение.

Импринтинг
– запечатление объекта инстинктивного поведения (инстинкт следования у утят -
сам раздражитель еще не определен, необходимость доучивания и доопределения
ситуации, не заложенной в инстинкте).

Диапазон
научения животных на этой стадии невелик.
Исследования инстинктивного поведения.

К.
Лоренц - исследование новорожденных гусят (инсайт). Вывод: врожденным является
ключевой раздражитель. Новорожденные гусята. В обычных условиях инстинкт –
следование за матерью. Лоренц в экспериментальных условиях подменяет мать. Ставит
искусственно-муляжное изображение гусыни. Гусята идут за муляжом. Подушка.
Гусята идут за подушкой. Самое эффектное – пойдут за самим экспериментатором.

Инстинкт
доопределяется при жизни при наличии раздражителей. Объект, за которым пойдет
гусенок, должен двигаться. Следовать за движущимся объектом, а сам объект может
быть любым. Наличие ключевого раздражителя.

Характеристика
психического отражения на данной стадии. Животное отражает лишь отдельные
свойства окружающего мира, он отражает их субъективно, в виде ощущений –
элементарная сенсорная психика (паук считает жертвой все что вибрирует, в том
числе и камертон)

Исследования
поведения американского сомика.

Аквариум. Американский сомик – небольшая рыбка. Приманка находится на каком-то
расстоянии, и на пути к приманке – марлевая перегородка. Когда рыбы находились
в определенной стороне аквариума, то с противоположной стороны на дно опускали
кусочек мяса. Деятельность рыб протекает в связи с двумя основными
воздействиями. Она побуждается запахом мяса и развертывается в направлении
этого главного, доминирующего воздействия; с другой стороны рыбы замечают
преграду. Но нет простой цепи движений: сначала реакция на запах, затем – на
натянутую марлю. Нет сложения влияния обоих этих воздействий. Запах имеет
биологический смысл пищи; обходные движения, связаны с преградой, которая сама
по себе не вызывает никакой реакции. По мере повторения опытов рыбы без лишних
движений направляются к проходу, а затем к пище. Перегородку убрали, но сомики
все равно огибают бывшую перегородку. Постепенно путь выпрямляется.
Воздействие, определяющее обходное движение, прочно связывается у рыб с воздействием
самой пищи, с ее запахом. Оно уже с самого начала воспринималось ими наряду и
слитно с запахом пищи, а не как входящее в другой «узел» взаимосвязанных
свойств, т.е. свойство другой вещи. Имеется несоответствие, противоречие в
поведении: их деятельность фактически уже определяется воздействием со стороны
отдельных вещей (пища, преграда), а отражение действительности остается у них
отражением отдельных ее свойств.

Предмет
1: приманка – конечный результат.

Предмет
2: перегородка – условие достижения результата.

В
зоопсихологии и паук и сомик относятся к стадии более развитой психики, но в
этих ситуациях срабатывают инстинктивные механизмы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возрастные особенности современных школьников
Реферат Воздействие сети Интернет на пользователей
Реферат Продуктивність праці як економічна категорія Методи вимірювання показники рівня продуктивності
Реферат "Калевала": слово заменяет действие
Реферат Социальнопедагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Реферат Вязкоупругое поведение и релаксационные процессы в системе полимерный композит — вода
Реферат Сравнительный анализ "Silentium!" Ф. Тютчева и "Silentium" О. Мандельштама
Реферат Арбитражное процессуальное право в системе российского права
Реферат Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений
Реферат Деятельность торгового предприятия
Реферат Гельштаттерапия
Реферат Ислам - религия от истоков до современного мира
Реферат Гельман Александр Исаакович
Реферат Творчество Джованни Баттиста Пиранези
Реферат Существенный урон возрождению экономики Азии