Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Специфика психического отражения: определения психики и сознания

Специфика психического отражения: определения психики
и сознания
Основные классы психических явлений.

Психика

а)
определение

Психика
– системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от
него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и
деятельности.

Определяющими
признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в
которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения
потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной
связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи
производится сопоставление результата действия с образом, возникновение
которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели
действительности.

б)
Фундаментальные свойства психики

Психические
явления:

обладают
длительностью, интенсивностью;

имеют
состояния возбуждения и разрядки.

Кроме
этих свойств у психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств:

1.
Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что у них
есть общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и
энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет.
Т.е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие объекта А»,
«сколько граммов = мое представление доброты». Психические явления не
взаимодействуют физически и их нельзя физически преобразовать. Они могут
взаимодействовать только друг с другом, но только опосредованно - актуализируя
одни явления можно косвенно влиять на другие.

2.
Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от
других видов отражения - физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель
стимула - свет попадает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер
изменений электро-физиологических процессов. Т.е. в этом образе есть и
представление (образ) и материал, из которого сделан образ). Психическое же
отражение имеет только образ объекта, без материала этого образа У нее есть
только протяженность во времени (но не пространстве).

3.
Субъективность - психика дана только субъекту, носителю психики. Мы не можем
видеть как видят другие тот же, что и мы объект. Мы не можем непосредственно
наблюдать это, а затем сравнивать наш образ с образом другого.

4.
Локализация психики. Опыты Пенфильда на открытом мозге. Он пытался локализовать
определенные психические функции. Где локализуется психика? Некоторые говорят,
что это вопрос не корректный, т.к. психика не имеет пространственной
характеристики. Леонтьев: психика сидит на объекте.

в)
Уровни функционирования психики

Все
психические явления функционируют на 2-х уровнях: сознательном и
неосознаваемом. Могут быть неосознаваемые желания, ценности, переживания,
познавательные явления (восприятие 25-го кадра), мышление (инсайт), эмоции
(жить в стрессе). Доказательства: динамические стереотипы (Павлов), сны (в нем
могут участвовать все психические сферы), гипноз (внушение на подсознательном
уровне - действия уже в осознанном).

г)
Связь психики с другими явлениями

Существуют
психические факты (психические явления), а есть психологические (психические и
все явления, факты, которые могут что-то сказать о психических явлениях).
Например, плач, почерк, психосоматика, продукты материальной и духовной
культуры.
Сознание

Сознание
– отражение субъективного мира, со(путствующее) знание, способность знать что
есть психика, сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем говорить, сознательно
контролировать, организовывать. Сознание - высшая форма психики, такое
отражение реальности, о котором субъект может дать отчет. Это представление
субъектом окружающего мира и себя в нем, необходимое для разумной организации
совместной деятельности людей.
Специфика психического отражения

Психика
– системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от
него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и
деятельности.

Раздражимость
- это свойство всего живого, способность отвечать на внешнее раздражение.
Гипотеза о возникновении чувствительности. Критерием психического отражения у
Леонтьева является наличие чувствительности. Чувствительность - способность
субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды,
которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и
как бы указывают на них (частный случай раздражимости). Дальнейшее развитие
психики у Леонтьева связано с эволюцией поведения, приспособлением организмов к
окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности,
не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным
изменению психики.

3
стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):

Инстинкт
– элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей
среды, сенсорные ощущения;

Навык
– перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде
образов восприятия;

Интеллект
– стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде
предметных ситуаций в целом.

Специфическая
форма человеческого поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о
необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в
общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это
преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет
преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно
приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс,
связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. В
человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда
мотивы и цели не совпадают. Например, деятельность человека в условиях
коллективного труда. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и
реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели.
Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего
выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать
смысл своих действий:

Сознание
возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные
результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений.
При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий.
Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и
благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Основными
образующими сознания являются:

Значение

Личностный
смысл

Чувственная
ткань

Особенности
психического отражения:

а)
чисто субъективное образование;

б)
имеет только временную протяженность;

в)
может быть активным и пассивным (непроизвольным);

г)
психическое является символом реальности;

д)
психическое отражение является более или менее правильным

Условия
построения образа мира:

а)
взаимодействие с миром;

б)
Наличия органа отражения;

в)
полноценный контакт с обществом (для человека).

Основные
классы психических явлений

Психика
- совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека
(желания, познание, переживания, самосознание). Закрыл глаза - психика (факторы
внутреннего субъективного мира), а открыл - нет (за исключением случав когда,
мы видим не сам объект, а его образ. Пример - человек смотрит на белый экран и
видит некий образ объекта).

Под
психическими явлениями понимаются факторы внутреннего субъективного опыта,
которые можно отнести к 4-м классам психических явлений:

Побуждения
(мотивы, воля, ценности, нравственность).

Самосознание
(знание о себе, оценка себя, локус контроля).

Переживания,
2 классификации:

а)
На основе связи с типом потребности:

собственно
эмоции (переживания, связанные с удовлетворением базальных потребностей)

чувства
(переживания, связанные с удовлетворением вторичных потребностей)

б)
На основе их интенсивности и длительности:

настроение

аффект


страсть


Познание


Чувственное
познание (на уровне явлений воспринимаемых с помощью органов чувств;
психические явления мы воспринимаем с помощью рефлексии/отражения

Опосредованное
познание/мышление - знание об объектах, характеристиках, которые мы не
наблюдаем; они не есть явления, т.к. мы их мыслим (вселенная - ее никто не
видел, но есть теории о ней)

Память
- общепсихический процесс, который есть и на эмоциональном уровне - память на
образы-представления

Воображение
- создание образов несуществующих объектов или с несуществующими характеристиками

Понимание
- декодирование значений, данных в знаковых системах

Кроме
этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики,
объединенные в определенные типы:

способности
(познавательная сфера),

характер
(мотивация и самосознание),

темперамент
(эмоциональная сфера)

Другая
классификация:

Психические
явления могут проявляться на следующих уровнях:


сознательные явления

Познавательные
процессы

-
собственно познавательные процессы, их результат – знание о мире и представление
о самом субъекте

Ощущения


Восприятие

Мышление

-
универсальные психические процессы (+ внимание) – необходимые условия
деятельности, их результат – отличительные характеристики психического (как
процесса во времени, прошлое, настоящее, будущее)

Воображение

Память

Аффективные
процессы

Потребности

Мотивы

Эмоции

Регуляционные
процессы

Воля

Внимание

Личность

явления
поведения

Реакции
– любые внешненаблюдаемые изменения, которые происходят в организме человека
под влиянием внешних раздражителей.

Действия
– направлены и подчинены некоей цели (ходьба, письмо).

Поступки
– действия более высокого ранга, более значимые.

-
явления бессознательного

неосознаваемые
механизмы сознательных действий;

а)
неосознаваемые автоматизмы

б)
явления неосознаваемой установки;

в)
неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

неосознаваемые
побудители сознательных действий;

надсознательные
процессы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.