Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Критерии психики

Критерии психики
Гипотеза о возникновении и развитии психики.

Какие
объекты окружающего мира обладают психикой, и на каком основании можно судить о
наличии или отсутствии психики? Существует несколько точек зрения:

Классические
критерии

Антропопсихизм:
только человек обладает психикой (критерий - может дать отчет о своих
психических состояниях).

Панпсихизм:
все объекты обладают психикой (критерия психики нет).

Биопсихизм:
психикой обладают объекты живой природы (критерий - психики нет, она сводится к
биологии).

Современные
критерии

Структурный.
Нейропсихизм: психикой обладают существа, имеющие НС (критерий - наличие
телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими
процессами). Проблемы: определение НС (она есть и у амебы); невозможность
различить органы чувств от органов раздражимости.

Функциональный:
идущий не от результата, а от жизненных задач, которые приходится решать
организму. Психика необходима для жизнедеятельности, она – функциональное
свойство организма, но ей необходим телесный орган - появляется НС. В общем
случае функциональный критерий определяет наличие психики по поведению.
Проблема – невозможно различить раздражимость от чувствительности по
двигательным функциям животных.

В
качестве объективного критерия психики Леонтьев предлагает рассматривать
способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные
воздействия.
Гипотеза о возникновении чувствительности

Леонтьев,
Запорожец. Основа теории – биолог Северский.

Выделяем
2 типа среды:

Однородная
– гомогенная – все необходимое и опасное для жизни растворено в ней (такой
среды в реальности нет).

Разнородная
– гетерогенная – предметно-оформленная. Леонтьев: “среда вещей, предметов”
(вещно-оформленная окружающая среда).

Запускаем
экспериментальное живое существо в гомогенную среду и спрашиваем: нужна ли в
гомогенной среде психика? В этой среде у живого существа всегда есть контакт с
тем, что важно для жизни. Какая-то концентрация полезного и вредного всегда в
контакте с субъектом. Что нужно такому существу? Раздражимость

– способность отвечать на внешнее раздражение. Передвигаться к полезному и
удаляться от опасного. Но нет необходимости в отражении этой среды. Значит, в
гомогенной среде существо может жить без психики.

В
гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ -
субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма -
побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни
объекты. Раздражимость - это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо
реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе
диагностически нейтральны - ощущать объект - чувствительность - способность
субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды,
которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и
как бы указывают на них (частный случай раздражимости).

Пример.
У существа с раздражимостью должны быть некоторые датчики – показатели на
наличие энергии. У нас – это уровень глюкозы в крови. Жизненных веществ в
организме становится мало, мало энергоносителей. С какой проблемой столкнется
существо без психики? Надо восполнять запасы энергии – искать пищу, для этого
надо двигаться, тратить энергию, а ее мало. Противоречие: двигаться или нет?
Двигаться – искать источник энергии, но и тратить, то что есть. У него должно
появиться психическое отражение своих потребностей. Должен появиться голод,
голод погонит искать пищу. Голод – отражение некоторого состояния пищевой
потребности. “Я голоден и нужно искать пищу” - существо мы наделили
потребностями, и эти потребности должны отражаться. Рубинштейн – в эмоциях;
Анохин и др. – психика начинается с эмоций, с такой оценки состояния
собственных потребностей. Леонтьев: эмоции – это субъективно, нужно
объективное. Я могу сказать – мне нужна эмоция. Проверить наличие эмоций у
амебы нет возможности, поэтому отказывается от этого критерия. Объективный
критерий какой? Пищу надо искать, значит – отражать среду? А какую? Среда
какая? Предметная. Значит – предметы. Паучок в паутине. Попадает мушка, и
паучок бежит за важным для жизни пищевым объектом. Ставим камертон. Вибрирует,
но не мушка. Паучок бежит. Что нужно отражать? Не сами предметы, а их свойства?
Какие? Вибрация – жизненно важное свойство? Нет. Психика начинает с
чувствительности к жизненно не важным свойствам. Психика выполняет сигнальную
функцию, т.е. признак (вибрация) выступает в виде сигнала для действия.

Эксперимент
Леонтьева по выработке нового способа чувствительности у человека. Шарики во
всех областях с красным светофильтром были под довольно сильным током (100 вт).
Предварительно обученные испытуемые должны были взять шарик, и не попасть под
удар тока. Вероятность случайного правильного выбора 25%. Но примерно через 600
опытов испытуемые научались находить нужный шарик практически без ошибок.
Гипотеза о развитии психики

У
Леонтьева связана с эволюцией поведения, приспособлением организмов к
окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности,
не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным
изменению психики.

3
стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):

Инстинкт
– элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей
среды, сенсорные ощущения;

Навык
– перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде
образов восприятия;

Интеллект
– стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде
предметных ситуаций в целом.




Стадии





Особенности среды





Содержание отражения





Форма отражения





Форма поведения







1.Элементарнаясенсорная





Предметная среда





Свойства среды, предмета





Ощущения.





Инстинкт, безусл. рефлекс







2. Перцептивная





Среда отношений между
предметами





Различение предметов в форме
образа





Образы





Навык, усл. рефлекс







3. Интеллект





Отношение между предметами





Предметные ситуации,
функциональные понятия.





Интеллект






Ощущение
– отражение свойств предметов или среды, сенсорные процессы

Восприятие
– отражение предметов в форме образов, перцептивный процесс

Мышление
– рациональная форма познания, выходящая за пределы органов чувств, отражение
отношений между предметами. Это обобщение и опосредствованное отражение
субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности.

Единство
отражения и деятельности. Хотя и существует различие между ними, они вместе с
тем неотделимы друг от друга. Всякое отражение формируется в процессе
деятельности животного. Будет ли отражаться (и насколько точно) в ощущениях
животного воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано
ли реально животное в своей деятельности с данным предметом и как именно
связана. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная
ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается
данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом единстве отражения и
деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с
объективной действительностью; вторичным, производным оказывается психическое
отражение воздействующих свойств этой действительности.
Психика как ориентировочно-исследовательская
деятельность

П.Я.Гальперин,
создатель теории поэтапного формирования умственных действий.

Ориентировка
(в среде) – исполнение – контроль - присущи любому и внешнему и умственному
действию. Ориентироваться – предвосхитить. Животному необходимо
приспосабливаться к среде и ее изменениям - ориентировочная деятельность.
Необходима активная психическая ориентировка, когда нет соответствия
потребностей и условий внешней среды. В привычной среде все действия происходят
автоматически. Условия среды изменяются - необходимо заранее примерить
параметры своего действия - необходима психическая ориентировка, образ данных условий
и своего действия в мире. Психическая ориентировка - фактор успешного
поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных
механизмов поведения недостаточно, где нужно наметить действие заново и
приспособить его к конкретным условиям.

Леонтьев:
Психика начинается со способности ощущать.

Гальперин:
Психика есть ориентировка, ориентировочная деятельность.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жіноча преса Прикарпаття
Реферат Сегментація ринку медичних послуг
Реферат А.П Чехов и Украина
Реферат Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг
Реферат Бильярд
Реферат Формирование динамических представлений об изменениях в живой природе у старших дошкольников
Реферат Хаос фракталы и информация
Реферат Инициация региональной целевой программы Экологическое оздоровление территории Калининградской
Реферат Исследование законов Вселенной
Реферат Учёт собственного капитала 2
Реферат Состязательность процесса и суд первой инстанции
Реферат Использование PR в сети Интернет
Реферат Технологія виробництва масла шоколадного методом перетворення висо
Реферат Научный метод познания мира
Реферат Особенности формирования корпоративной культуры в японских и американских компаниях