Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Основные положения, понятия и факты гештальтпсихологии

Основные положения, понятия и факты
гештальтпсихологии.

История
гештальтпсихологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “Экспериментальные
исследования восприятия движения” (1912г.).

Причина
их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались
вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сен сорными
элементами и принципом ассоциаций.

1.
Основные понятия:

Гештальт
– целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих
частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса).
Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются
попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном
интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект,
фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.

Инсайт
- целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации,
которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт.
Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии.

Исследования
охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю.

Метод
– феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания
своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким,
каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только
субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных).
Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение).

2.
Основные принципы:

Принцип
изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического,
физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная
репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

Принцип
структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей,
называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в
определенной структуре, в которую он включен.

3.
Исследования зрительного восприятия.

В
качестве первичного в восприятии выступает целое. Ощущение не элемент, единицей
считается зрительный образ, фигура на фоне. Элементы зрительного поля
объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов
друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Целостный
образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам
организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие
перцептивные силы.

Свойства
фигуры и фона:

фигура
выглядит интенсивнее, чем фон

контур
воспринимается как принадлежащий фигуре

фигура
кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается
за фигурой.

Законы
восприятия:

Закон
фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура,
нежели фон);

Закон
прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности,
ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к
упрощению восприятия;

Закон
дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы
стремимся видеть ее как целое).

Эта
феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Структуры являются
непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу,
возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных
импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности
объяснялись физическими законами электромагнитного поля.

Опыты
Келера с курами. Светлая и темная полоски + зерно. Предъявлялись зерна на
светло-сером и на темно-сером листе бумаги. На первом можно было клевать, на
втором – зерна были приклеены. Постепенно методом проб и ошибок курица
выработала положительную реакцию на светло-серый лист. Она безошибочно
подходила к светло-серому листу и клевала зерна. Когда реакция упрочилась, то
критический опыт: предъявлялись светло-серый и белый листы. Поведение курицы:
положительная реакция на белый лист и отрицательная на светло-серый. Вывод :
дрессировка курицы была выработана не на абсолютную темноту или светлость тона,
а на относительную. Еще критический опыт с черным и темно-серым листами.
Реакция аналогичная (ориентировка на относительную светлоту). Все это с
совершенной ясностью и убедительностью показывает, что курица реагирует на
предложенную ей ситуацию как на единое целое: реакция на более светлый тон.
Т.е. структура зрительного восприятия курицы как целого определяет свойства
составляющих его элементов. Отсюда вывод, что структуры являются первичными
примитивными актами. Целое – не высшее, как считалось раньше; структурное не
есть результат интеллекта, творческого синтеза и т.п.

4.
Исследования мышления.

Этапы
мышления: постановка задачи на основе условий; группировка, реорганизация и
структурализация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей
реализации в соответствии с этой структурой.

Келер:
интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые
начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной
ситуации. “Инсайт” - озарение.

Начало
20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Клетка, приманка, палка. 3
стадии:

хаотическая
беспорядочная активность

стадия
бездействия

инсайт
(обезьяна вскакивает, хватает палку, достает приманку).

Интеллектуальное
поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено
в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта
проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После – части объединились
в целое, поведение упорядоченно, имеет цель.

Средство
и цель взаимосвязаны. 1) понимание без решения (нет палки - функциональная
замена палки - хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута.
2) решение без понимания (решение по аналогии с действиями сородичей. Цель не
достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой
решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта -
инсайт не сводится к сумме своих частей.

Вертгеймер:
мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и
структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и
определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее
структуры.

Условия
переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в
прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся
неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется
внезапно в результате озарения – инсайта.

К.Левин:


Основание
человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является
намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция
выполнить, осуществить какую-то цель.квазипотребности образуются в актуальной
ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность
человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая
стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности.

Каждая
вещь в психологическом поле характеризуется не по свои м физическим свойствам,
а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и
отрицательная валентность).

Единство
личности и среды – жизненное пространство, которое обладает свойствами –
уровень реальности, временная перспектива. В понимание жизненного пространства
Левин включал ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, но
в связи с тем как они представлены в настоящем . отсюда проблема
целеобразования и целенаправленного поведения.

Основные
положения гештальттеории:

Идея
целостности образа;

2.
Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным
(материальным) процессам;

3.
Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая
сложилась у нас могут происходить изменения;

4.
Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

5.
Идея ассимиляции и контраста ( восприятие отдельного человека, ассимилируея его
с группой (стереотипы);

6.
Принцип структурности.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.