Динамика профессионального становления психологов
С. М. Гусева, Е. Н. Юрасова
Профессиональное
становление психолога представляет особый интерес. Практика оказания
психологической помощи требует не только специальных знаний и умений, но и
обладания определенными личностными качествами. Как зарубежные, так и
отечественные мастера, описывая свой опыт (Д. Коттлер, Дж. Бьюд-женталь, И.
Ялом), ссылаются на то, что именно личностные особенности психолога (такие, как
эмпатия, забота, толерантность и другие) способствуют успеху в деятельности в
большей мере, чем владение технологиями. Поэтому обладание определенными
характеристиками для психолога-практика является вопросом профессиональной успешности.
Требования к личности предъявляются при подготовке и в других профессиях
(например, врачей, педагогов, военных и т.д.), но при обучении психологов они
не только провозглашаются - наличие их оценивается. Поэтому в профессиональном
становлении психолога процессы целенаправленного формирования личности (и в
первую очередь, самоформирования) занимают центральное место. Мотивация на
выработку у себя определенных качеств зависит, в свою очередь, от таких
личностных структур, как самооценка, представление о себе реальном (Я -
реальный) и идеальном образе самого себя (Я - идеал). Они интегрированы в
понятие Я - концепция. Проанализировав существующее у разных авторов понимание
Я - концепции (У. Джемс, К. Роджерс, Бернс, М. Розен-берг, В.В. Столин и т.д.),
в качестве рабочего определения мы выбрали следующее: «Я - концепция - это
относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как
неповторимая совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с его
оценкой и сложившаяся на основе последовательного обращения с ним окружающих».
Соответственно
под профессиональной Я - концепцией мы понимаем представление о себе и своих
особенностях в рамках требований, предъявляемых данной специальностью, а также
представление об идеальном профессионале. Таким образом, динамика Я - концепции
и её составляющей - профессиональной Я - концепции - и являлась предметом
нашего исследования. При анализе литературы (Ю. П. Пова-ренков, А. К. Маркова,
Е. А. Климов и т.д.) мы пришли к выводу, что профессиональная составляющая Я -
концепции появляется ещё на этапе до начала профессионального обучения и не
продолжает развиваться после окончания вуза. В связи с этим в нашем
исследовании мы ставили целью проследить динамику профессиональной Я -
концепции, начиная с допрофессионального уровня и до того времени, когда
профессионал приобретает некоторый опыт. В качестве этапов профессионализации
были выделены следующие:
Допрофессиональный.
Можно говорить о сформировавшемся интересе: направление профессиональной
деятельности выбрано, но специальность - еще нет. На этом этапе находятся
старшие школьники, обучающиеся в профессиональных классах.
Выбор
профессии. Люди выбрали профессию (хотя и с различной степенью осознанности),
но еще мало знакомы со спецификой профессиональной деятельности. Это студенты в
начале обучения.
Начало
профессионального становления. Круг будущих профессиональных обязанностей
известен, и были совершены профессиональные пробы. На этом этапе находятся
студенты старших курсов, прошедшие производственную практику.
Профессиональная
адаптация.
Это
начало самостоятельной профессиональной деятельности. Происходит вхождение в
профессиональное сообщество и одновременная адаптация к имеющимся требованиям.
На этом этапе находятся профессионалы со стажем работы до 3-х лет.
Выработка
индивидуального стиля деятельности. Специалист включен в профессиональное сообщество,
старается синтезировать требования, предъявляемые профессией к личности, и
собственные индивидуальные особенности. Это - профессионалы со стажем работы
более 3-х лет.
В
качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что от первого к последующим
этапам представление испытуемых о структуре личности и особенностях
профессионала - психолога должно существенно меняться. В качестве испытуемых,
находящихся на соответствующих этапах профессионального становления, были
взяты:
-
ученики психолого-педагогического класса, обучающиеся при ИПП;
-
студенты-психологи первых курсов ИПП и ЯрГУ;
-
студенты-психологи четвертых курсов ИПП и ЯрГУ, прошедшие профессиональную практику;
-
психологи со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет;
-
психологи со стажем работы более 3-х лет.
Исследование
проводилось с апреля по ноябрь 2001 года.
В
качестве инструмента исследования был выбран модифицированный вариант интерперсональной
диагностики Тимоти Лири. Было опрошено 139 человек. Испытуемые в основном
женского пола, так как именно так профессия представлена в социуме; в связи с
этим различия по полу не исследовались. Среди опрошенных 17 школьников, 46
студентов первого курса, 35 студентов четвертого курса, 20 психологов со стажем
работы до 3-х лет, 21 специалист со стажем работы более 3-х лет. При этом
студентов ЯрГУ - 47, студентов ИПП - 34 человека. Полученные результаты
подверглись статистической обработке: определялись средние значения,
коэффициенты вариаций, значимость различий с помощью Т -критерия Стьюдента с
достоверностью 0,95.
Мы
обнаружили, что на разных этапах профессионализации профессиональная Я -
концепция претерпевает существенные изменения: меняются представления об
идеальном психологе, о реальных известных представителях данной профессии и о
себе как профессионале. Допрофессиональный. Учащиеся психолого-педагогического
класса считают, что психологу присущи такие качества, как забота, помощь,
сочувствие, дружелюбные отношения, стремление к сотрудничеству, причем
приписывают им достаточно высокие значения. Себе они приписывают наличие таких
же качеств, причем тоже в значительной степени выраженных. Можно предположить,
что они таким образом пытаются идентифицировать себя с представителями
выбранной профессии, соответствовать предъявляемым ею требованиям к личности,
как они их себе представляют. Выбор профессии. Данные студентов 1-го курса
характеризуются довольно низкой выраженностью по всем показателям. Это может
говорить о том, что они гораздо меньше уверены в наличии у психолога
приписываемых ему качеств, а также сомневаются в наличии их у самих себя.
Низкие баллы во всех оцениваемых качествах можно объяснить и тревожностью
испытуемых по поводу результатов эксперимента - не будет ли их неправильное
представление о психологе свидетельством их собственной профессиональной
непригодности.
В
любом случае на этом этапе профессиональная Я - концепция гораздо более размыта
и противоречива. Это подтверждается и тем, что и психологу - профессионалу, и
самому себе первокурсники приписывают наличие противоположных качеств, таких
как стремление к аффи-лиации и к самоутверждению, доверие и скептицизм.
Начало
профессионального становления. К 4-му курсу значения по всем показателям
увеличиваются, что может говорить о «насыщенности» образа психолога
профессионально важными характеристиками, которые складываются в достаточно
целостную картину. При описании своего реального Я продолжают сохраняться
определенные противоречия, но описание Я - идеала практически совпадает с
образом реального психолога и характеризуется отсутствием внутрилич-ностных
противоречий. Поэтому можно говорить о том, что стремление к вхождению в
профессиональное сообщество характеризуется тенденцией приспособиться к
объективным требованиям, не нарушая, а скорее даже стремясь простроить
целостную, гармоничную, внутренне согласованную личность, которая должна стать
хорошим психологом- профессионалом. К 4-му курсу идеализация «доброты»
уменьшается, возрастает стремление к большей трезвости в оценках. Это может
говорить о том, что, столкнувшись с практикой, психологи начинают понимать:
необходимо стараться трезво оценить другого человека, а не пытаться просто быть
«добрым» к нему.
Профессиональная
адаптация. Молодые специалисты (со стажем до 3-х лет) описывают собственный
реальный образ довольно высокими показателями, что может говорить о восприятии
многогранности собственной личности. Данные этого этапа имеют большое сходство
с допрофессиональным этапом, на котором находятся учащиеся спецкласса.
Имеющиеся различия касаются, в целом, стремления к большей независимости и самостоятельности
у молодых специалистов. Также появляется стремление к ориентации на
сотрудничество, вместо готовности помогать и сочувствовать окружающим. Все
значимее становится вывод о том, что столкновение с реальной работой психолога
приводит к избавлению от стремления помогать «всем и каждому», понимается смысл
адресной помощи, которая необходима конкретному человеку в данной ситуации. Тем
самым происходит снижение романтизации выбранной специальности. Выработка
индивидуального стиля деятельности. Специалисты со стажем более 3-х лет
характеризуют реальный образ Я преобладанием в себе оптимистично -
деятельностного настроя, ориентированного на собственную картину мира, со
склонностью к аутентичности и оптимизму. Практически одинаковая выраженность
других показателей может быть следствием того, что представление о себе уже
сформировано, но многогранность поведения в зависимости от различных ситуаций трудно
описать в рамках предложенных утверждений. В целом динамику формирования
профессиональной Я - концепции можно охарактеризовать следующим образом:
1.
Образ идеального психолога у всех групп испытуемых, хотя и имеет некоторые различия,
но остается приближенным к тому, что ожидают клиенты (данные исследования
Собчик [28]).
2.
Идеальный образ Я в большинстве случаев имеет сходство с образом идеального
психолога, то есть постепенно происходит идентификация себя с представителями выбранной
профессии.
3.
Профессиональная Я - концепция значительно различается на различных этапах профессионализации.
Метафорически процесс её формирования может быть описан как спиралевидный.
Список литературы
1.
Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и
профессиональная адаптация молодежи. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 118 с.
2.
Бернс Р. Избранное.М., 1963.
3.
Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
4.
Джемс У. Психология. М., 1991.
5.
Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000. 288с.
6.
Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.;
Воронеж, 1996.
7.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
8.
Климов Е.А. Психология професионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
9.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект,
1999. 240 с.
10.
Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебн. для студ. вузов. М.:
ВЛАДОС, 2001. 528 с.
11.
Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987.
12.
Основы психологии и педагогики высшей школы / Под. ред. Л.К. Аверченко.
Новосибирск, 1997.
13.
Поваренков Ю. П. Основные тенденции профессионального развития студентов
педагогического университета // Ярославский педагогический вестник. 2001. №3.
С. 30-38
14.
Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие.
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 98 с.
15.
Поваренков Ю.П. Содержание психологической концепции профессионализации //
Развитие личности и формирование индивидуальности. Ярославль: ЯГПУ им.
К.Д.Ушинского, 1996. С. 71-74.
16.
Практическая психология образования: Учебник под ред. И.В. Дубровиной для
студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
528 с.
17.
Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.:
Институт психологии АН СССР, 1991. 234 с.
18.
Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной
деятельности.М., 1987.
19.
Психологические проблемы профессионального обучения / Под. ред. В.С. Филатова.
М., 1972.
20.
Психология профессиональной подготовки / Под. ред. Г.С. Никифорова. М., 1993.
21.
Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М»,
2000. 672 с.
22.
Психолого- педагогические проблемы подготовки специалиста. М., 1983.
23.
Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе
/ Под. ред. В.А. Гаврилова. М., 1990.
24.
Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности психолога// Вопросы психологии.
1965. № 6. С.126-135.
25.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
26.
Решетова З.А. Психологические основы проф. обучения. М., 1985.
27.
Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. Минск: Харвест, 1997.
28.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики личности. М., 1990.
29.
Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб, 2002.
30.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб, 2001.
31
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб, 2000.