Анализ программного обеспеченния обучения и воспитания
глубоко умственно отсталых детей
Н.В.Новоторцева
Умственно
отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они
составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от
общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все
случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и
идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют
70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким - слабоумием
(идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости. Таким образом, дети-имбецилы
составляют около 0, 7 % от детского населения. Наиболее изученной в науке
оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в
специальных коррекционных школах для детей с нарушенным интелектом. В настоящее
время для этих школ разработаны учебные планы и программы, создаются учебники.
Имбецилов из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также
достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений считали
необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно
детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми
для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной помощи.
Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение
ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процесе обучения возможно и
необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных
возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития
(Л.В.Баряева, С.М.Виноградов, М.Л.Рабинович). Сегодня для таких детей открывают
специальные классы при вспомогательных школах, но большая их часть
воспитываются в детских домах-интернатах.
Главной
задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, находящихся в
детских домах-интернатах, а затем в психоневрологических, является развитие их
потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им
трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения
и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им
общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение
этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий,
кадрового, программного и методического обеспечения.
Программное
обеспечение работы с глубоко умственно отсталыми детьми, затем подростками и
взрослыми позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения,
основные принципы, этапы коррекционной работы.
В
настоящее время для системы социального обеспечения остаются действующими
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные сотрудниками
НИИ дефектологии АПН СССР в 1983 году. Они включают следующие разделы:
—
Чтение и письмо.
—
Счёт.
—
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии.
—
Социально-бытовая ориентировка.
—
Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд.
—
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания.
—
Физическая культура.
—
Пение и ритмика.
—
Рисование.
—
Трудовое обучение.
К
программам приложен экспериментальный учебный план. В объяснительных записках
даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена
этапность работы, указаны некоторые эффективные методы.
Следует
отметить, что данные программы предполагают определённую систему работы с
детьми, имеющими глубокий интеллектуальный дефект, которая согласуется с
требованиями общества, то есть определённым социальным заказом. В прошедшие 15
лет с момента выхода программ в обществе произошли серьёзные
социально-экономические и политические перемены. Изменилась политика
государства в образовании, в частности и в отношении к лицам с ограниченными
возможностями. Процессы гуманизации образования, породившие интеграцию в
воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями, расширяют спектр
оказания им помощи, раскрывают границы закрытых учреждений для этих детей и
позволяют оптимистичнее смотреть на их будущее.
Первым
новым веянием является Приказ № 132 Минсобеса РСФСР от 22 октября 1986 г. “О
типовых структурах и типовых штатах учреждений Минсобеса РСФСР”, который
позволил дифференцировать систему обучения глубоко умственно отсталых детей.
Это потребовало перестройки всего учебно-воспитательного процесса, подготовки
кадров для работы по-новому. Новых программ для реализации поставленной задачи
не было, поэтому использовался опыт различных регионов, в частности опыт работы
педагогов Кочпонского детского дома-интерната (Министерство республики КОМИ по
социальным вопросам). Это тематические разработки уроков, программа
психолого-педагогического изучения детей-имбецилов дошкольного возраста,
тематическое планирование по развитию речи, сангигиеническому и нравственному
воспитанию. Как видим, и этим передовым опытом охвачены не все направления
работы. ЦИЭТИН (Центральный научно-исследовательский институт экспертизы
трудоспособности и организации труда инвалидов) разработал программы трудового
обучения лиц с глубокой умственной отсталостью по десяти видам труда, а также
программы социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью,
находящихся в детских и психоневрологических интернатах (Москва, 1988, 1989
гг.).
Наиболее
современной, отвечающей требованиям сегодняшнего дня к воспитанию и обучению
детей-имбецилов, является программа обучения и воспитания детей дошкольного
возраста с выраженной умственной отсталостью. Она адресована работникам
дошкольных групп и раскрывает содержание работы с этими дошкольниками. В
объяснительной записке даны рекомендации по комплектованию групп по этапам
обучения и воспитания, психолого-педагогическая характеристика детей каждого
этапа обучения и воспитания. Даны рекомендации по организации
учебно-воспитательного процесса в дошкольной группе, дан примерный распорядок
дня и примерное расписание занятий по этапам. Авторами использован принцип
преемственности и единообразия в содержании. Так, каждый из 3-х этапов включает
следующие разделы:
—
развитие движений;
—
формирование навыков самообслуживания;
—
ознакомление с окружающим и развитие речи;
—
обучение игре;
—
предметно-практическая деятельность;
—
рисование;
—
музыкально-ритмические занятия.
Особое
внимание в программе уделяется занятиям по организации общения детей со
взрослыми. Это новый и очень важный раздел работы, определяющий во многом
успешность коррекционного и общеразвивающего воздействия.
В
помощь педагогам описаны некоторые методы и приёмы работы с дошкольниками на
разных этапах.
Необходимо
констатировать, что подобной программы нет для детей школьного возраста и
подростков, нет программы развития и социальной адаптации взрослых с выраженной
умственной отсталостью.
Анализ
программ показал не только наличие пробелов в программном обеспечении, но и
морально устаревшее содержание имеющихся программ.
—
Нет программы, отражающей современные достижения специальной психологии,
коррекционной педагогики, олигофренопедагогики, медицины, специальных методик,
техники и других отраслей знаний.
—
В программах не нашли должного отражения вопросы методики развития речи,
особенно коммуникативной её функции, а также коррекции дефектов речи.
Необходимо предусмотреть разнообразные формы общения с детьми в разных видах
деятельности, обеспечивающего социальную адаптацию.
—
Не определены пути и средства осуществления преемственности в работе
специалистов по решению воспитательных, образовательных и коррекционных задач.
—
Нет рекомендаций по организации индивидуального подхода и применению
дифференцированных форм обучения.
—
В настоящее время недостатки программного обеспечения восполняются
педагогическими и методическими рекомендациями, использованием передового
педагогического опыта.
Изучая
имеющиеся программы, мы пришли к следующим выводам:
1.
Назрела необходимость в создании современной “Программы коррекционного
воспитания, обучения и социальной адаптации глубоко умственно отсталых детей и
подростков”.
2.
Программа, созданная творческим союзом учёных и практиков, должна быть
апробирована в том регионе, для которого разработана.
3.
В настоящее время желательно иметь в действии на конкурентной основе несколько
программ и осуществлять выбор программы с учётом национальных, региональных,
индивидуальных и других особенностей детей с выраженной умственной отсталостью.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/