Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Методика обучения истории в схемах, таблицах,
описаниях

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший
пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от
всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям
в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс:
цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей,
стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного
процесса.  

Эту
тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии
с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается
как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После
вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные
факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных
способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются
пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области
психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей
учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к
предмету.

Лишь
с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны
отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность
учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению
теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных
источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в
процессе обучения.

Эти
схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны
овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В
частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса
обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание
учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически
грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические
подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и
умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В
целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

-
выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и
возраста;

-
конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

-
ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на
разных этапах;

-
отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами
обучения, познавательными возможностями учащихся;

-
соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

-
разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

-
применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

-
предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою
педагогическую деятельность.

Центральное
место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя.
Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся,
педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и
умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также
хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно
книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции — это схемы и
таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении
даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы
к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому
себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного
и высокоэффективного урока истории.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.