К вопросу о телеологии образования
В. Спартин
Принято
считать, что образование включает в себя обучение и воспитание в качестве
компонентов или составляющих. Однако теоретически это положение обосновать
невозможно, поскольку изначальная ошибочность посылки не может привести к
логически непротиворечивому умозаключению. Ошибка состоит в том, что обучение
принимается за технологию достижения образования, в то время как обучение есть
всего лишь форма, в которой организуется процесс образования, а результатом
образования является не образованность, как принято считать, а воспитанность. И
в этом все дело. Формула «образование есть процесс и результат», с точки зрения
логики, представляет собой софизм, нисколько не проясняющий, а напротив,
затемняющий суть дела. Истина заключается в том, что процесс образования
принимает форму обучения, а результатом этого процесса является воспитание (или
воспитанность). Весь вопрос в том, воспитание чего именно происходит в процессе
образования (т.е., по сути, обучения).
Путаница
возникает сразу же, как только воспитанность и образованность разделяются как
семантически достаточно далеко отстоящие друг от друга понятия. Тогда
образованность предстает как эрудированность, информированность, знание;
обученность – как владение умениями и навыками, а воспитанность – как набор
поведенческих стереотипов (этикет). Все вместе это называется социализацией. И
объявляется чуть ли не целью образования. Но социализация есть не что иное, как
адаптация индивида к существующим социальным условиям, то есть – по глубинной
сути своей – конформизм. Если школа хочет получать на выходе конформистов, то
надо признать, что она более или менее успешно справляется с этой задачей.
Однако не конформисты – двигатели прогресса, не конформисты обеспечивают
развитие общества, науки, техники, искусства. Конформисты нужны как носители
консервативного начала, но ведь каждый нормальный прогрессист есть в
определенной мере и консерватор. Оголтелых прогрессистов, к счастью, не бывает
много. Но плохо, когда большинство населения – конформисты.
Задача
школы – построить образовательный процесс так, чтобы ученик (студент)
приобретал не просто знания или способы работы с тем или иным материалом, а –
человеческие качества, которые могли бы выручить его в любой нестандартной
жизненной ситуации, могли бы служить залогом приобретения им любых необходимых
знаний или способов деятельности, когда ему это понадобится.
Совершенно
согласен с В.С. Лысенко, когда он утверждает, что базовое, фундаментальное
качество человека XXI века – это триединая – развитая и высокая – культура
общения, понимания и деятельности. Я бы только добавил, что к этому качеству
примыкает и такое важное свойство личности, как культура здорового образа жизни.
Чтобы
в школе воспитывать эти качества и свойства, необходимо прежде всего
перестроить содержание образования. Ибо с утверждаемой нами точки зрения
образование есть не что иное, как содержание человеческой личности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://parent.fio.ru/