Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Нарисуй мне овечку

Нарисуй мне овечку

Преимущество
метода исцеления души, в основе которго лежит рисунок, танец, театр, музыка или
движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так
как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной
жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.

-Мы
с десятилетней Олей подходим к игрушкам,-рассказывает Наталья Кобкина,
специалист по драммотерапии детей и подростков.- Я прошу девочку посмотреть на
игрушки и выбрать одну. Оля выбирает белую зайчиху. Я прощу дать зайчихе имя.
Оля выбирает имя Минни. Спрашиваю девочку, как дела у Минни, и получаю ответ:


же заяц, значит должнв бежать. Извини...

-Куда
же тебе надо бежать?


спрячусь в скалах, мне страшно! - при этом она прячет Минни за спину.

-Чего
ты боишься?

-Шума.
И лесных зверей, - отвечает она. - Я хочу забраться в большие скалы и
спрятаться там. Не хочу, чтобы меня нашли.

-Почему?
- спрашиваю я.

-Они
меня разорвут. Большие звери съедят меня, потому что я маленький зайчик, а
тигры и слоны могут меня растоптать.

Оля
нуждается в лечении из-за проблем в общении, замкнутости. При помощи Минни нам
удалось поговорить о чувствах девочки, которую недолюбливают в классе. У неё не
было друзей, она отказывалась принять это, но замкнулась в себе.
Лечение творчеством

Это
общее название целого комплекса воздействий различных видов искусства, чья цель
- укрепить здоровые проявления в человеке, поддержать процесс изменения к
лучшему его души и тела. Лечение творчеством основывается на раскрытии себя в
рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых
и нет, всех и каждого.

При
помощи фантазии пациент не только развлекается, но проявляет тайные мотивы
своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными
событиями, что позволяет проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его
глазами.

-Творчество
даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь
на крыльях фантазии, - говорит Наталья. - В терапии важен сам акт творения, а
не его плоды. Вначале вообще нет никакой связи с талантом или творческими
способностями. Во всех нас они присутствуют, а особенно в детях. Но в отличае
от взрослых малыши не скованы стремлением к отличному результату и могут
действовать совершенно свободно.

Важно,
чтобы ребёнок занялся тем видом творчества, который му по душе, а не тем,
который ему подходит по мнению родителей. На терапию направляются дети, имеющие
проблемы в поведении или общении, страдающие от стресса, гиперактивные, с
проблемами в учёбе, замкнутые в себе. Творческий процесс позволяет использовать
те символы, что связаны с самозащитой человека, подобно свободным асоциациям,
используемым в конвенциональном психоанализе, подобно той защите, что мы
чувствуем во сне.

В
процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит,
переложить её на другого - куклу, нарисованный образ или на того, чью роль
играет. В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои
чувства без боязни. Его чувства, желания, потребности переносятся на
вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя сос стороны, увидеть проблему
и избавиться от неё.
Драмотерапия - раздвоение личности

Истоки
драмы кроются в Древней Греции, смысл слова - действие, занятие. Драматическое
действо в терапии использует любые способы выражения - взгляд, черты лица,
движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок...

Наш
актёр проявляется сразу в двух образах, который он играет и как свой
собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая
реальность и фантазию. С помощью фантазии он словно отдыхает от реальности,
видит её сос стороны. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя
создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением.

По
словам Натальи Кобкиной, драмотерапия особенно подходит детям, ведь в детстве
игра приносит так много удовольствия. Многие взрослые считают ролевые игры
баловством, особенно те, которые тщательно подавляют всякое проявление
ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются
игрой, легко меняют роли, костюмы, возятся с куклами. И с помощью драмотерапии
происходит освобождение, проблемы решаются, и ребёнок учится управлять собой,
постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и
справляться с любой ситуацией.
Лечение движением - разрядка и освобождение

Зал
для терапии в движении представляет большое и уютное помещение, на полу
которого брошены маты, чтобы дети могли прыгать и падать сколько угодно, везде
игрушки, которые можно пинать и бросать, а со стен и потолка свисают кольца,
мячи, другие снаряды. Эта терапия основывается предположении о существовании о
тесной связи между душой и телом.

"Движение
становится непосредственно общением, - говорит Алексей Ягодный, специалист по
лечению детей с помощью телодвижений. - При помощи тела можно проследить
душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении
подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет
каждый. Тем детям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод
подходит лучше всего. Иногда истоки проблемы кроются в том периоде, когда малыш
ещё не говорил. При помощи движений мы возвращаемся в то время и находим пути к
исцелению. А поскольку движение зачастую связано с музыкой и ритмом, мы иногда
используем музыкальные инструменты: барабаны - для быстрого танца, погремушки и
серьёзные инструменты - для долгих композиций".

Алексей
рассказывает, что большое внимание уделяется взаимодействию с окружающей
средой. Тут необходима помощь родителей, учавствующих в занятиях и проходящих
соответствующий инструктаж.

Такая
терапия подходит и детям - аутистам, и детям с другими проблемами в общении.

"Иногда
ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, - говорит Алексей. - потому
что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе лечения он
выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь ребёнку позволено любое
физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь
возникает связь без слов, приближающая детей к полноценному общению, дающая
чувство понимания".
Лечение музыкой - опыт физического контакта

Алла
Силаева, специалист в области лечения музыкой детей-аутистов, рассказывает:
"Музыка не требует слов, в этом её преимущество. И подходит всем. Многим
людям, особенно детям, трудно учавствовать в лечении, основанном на беседе.
Музыка же позволяет проявить свои чувства, желания, ощущения без угрозы,
слышной в словах. Этот путь подходит тем особым пациентам, кому легче обойтись
без слов".

Терапия
опирается на составные части музыки - мелодию, пение, ритм - путём
использования известных мелодий. Музыка изменяется в соответствиями с
ощущениями пациента.

"Моя
цель - сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и
помочь его понять самого себя. Я стучу в ту дверь, которую он открывает. Вместе
с одними мы сочиняем мелодии, другие любят петь, а кто-то танцевать.
Агрессивные дети снимают агрессию, занимаясь музыкой, бьют в барабан, шумят,
избавляясь от избытка энергии. Иногда кто-то полгода раскладывает барабанные
палочки в тишине и вдруг взрывается морем звуков. А я терпеливо жду, потому что
у каждого свой темп.

В
работе с аутистами важно дать им представление о своём теле и своём Я. Когда
тело ребёнка отзывается (естественно!) на звуки музыки, он ощущает каждый орган
- ножки, ручки, животик. Так он осознаёт своё тело - через музыку, а не через
грубые прикосновения", - говорит Алла.

Музыка
и движение тесно взаимосвязаны, так что музыкотерапия сочетается с терапией в
движении. Музыка - единственный вид искусства, заставляющий нас плясать,
связующий воедино душу и тело. Таким образом, лечение музыкой полезно тем, кто
теряет взаимосвязь сос воим телом, не любит его.

Обнаружено,
что ритм воспринимается телом человека лучше, чем сама музыка. Дыхание,
походка, сердцебиение и секс - все они подчиняются определённому ритму.

Алла
говорит, что одна из наиболее важных процедур для детей-аутистов связана именно
с ритмическими музыкальными инструментами, организующими и направляющими ритм.
Игра на них стимулирует двигательные навыки и даёт чувство самовыражения.
Занятия музыкой позволяют развивить у детей-аутистов те навыки, которые
невозможно развить никакими дургими способами.

Под
звуки музыки они легче осваивают новые движения. Дети, не владеющие речью
совершенно, производящие впечатление отсутствующих в нашем мире, при помощи
музыки способны научиться принимать участие в выступлениях и легче развивают
речь.

На
более продвинутом этапе лечения можно попробовать самим сочинить мелодию, что
требует от ребёнка внимания, умения сосредоточиться и сотрудничать с другим
человеком.

Так
с помощью музыки аутист учится налаживать связь с внешним миром - связь,
которая не прервётся за стенами лечебницы.
Пластика - определение твоего места в мире

Елена
Гошева, занимающаяся с детьми лепкой и рисунком, учит их так: "Зажмурьтесь
и погрузитесь в свой мир, в своё воображение... Осмотритесь хорошо вокруг - на
что это похоже? Представьте своих близких - какими вы их видите? Попробуйте
перенести их образ на бумагу. нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому
предмету. Найдите в нём место для себя..."

Рисунок
открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи
дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче
упорядочить свои чувства, понять самого себя.

"До
десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития, - говорит
Тамара Николаева, специализирующаяяся на терапии с помощью изобразительного
искусства. - До этого возраста рисунок - часть игры, естественный способ
самовыражения. Позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся
как к проверке способностей. Малыши же очень увлечены процессом и материалами,
пользуются разнообразными красками, карандашами, углём, клеем, пластилином,
песком, пёрышками..."

При
помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир.
Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни своего реьёнка - какими он видит нас,
свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.

"Важно
помнить, что рисунок - это лишь повод начать беседу, - подчёркивает
Тамара.-Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь
отражает чувства ребёнка. Поэтому нужно выяснить у малыша, что он хотел
изобразить, что значат для него нарисованные предметы".

Например,
если в детской работе много чёрного цаета, можно предположить, что он в
депрессии и "видит всё в чёрных тонах", а на самом деле для этого
ребёнка чёрный цвет ассоциируется всего лишь с соседской собакой, с которой он
дружит и которая для него - радость и счастье.

Так
что нужно не обощать, а анализировать работу на основе дружеского разгоаора с
малышом.

У
некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других
работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать
каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.

Рисунок
совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии,
пятна, сочетание красок или геометрических фигур.

Не
менее важной частью терапии является возможность для детей возможность вдоволь
повозиться с материалами, выпаскаться в них. Например, при работе с песком
(отличный подручный материал для любого возраста!) Песок приятно трогать,
пересыпать. Если добавить воды - его можно замесить и лепить фигурки, высушить
и снова намочить. Игра с песком даёт простор фантазии, можно строить пещеры и
замки, топить и закапывать. В ящик с песком можно добавить игрушки и разные
предметы, это позволит создать целый воображаемый мир. Песок превращается в
море и сушу, поле боя, горы, пляж и ещё, ещё, ещё...

Другое
преимущество песка - фигуры из него легко разрушить. Агрессивный ребёнок сам
пушается своего желания нанести вред окружающим, тех сил, что бушуют в нём.
Строя из песка, он выражает свои чувства, он хозяин этого созданного им же мира
и вправе сохранить или разрушить его. В процессе терапии мы предполагаем, что
ребёнок научится освобождаться от злости, управлять ею, перестанет бояться
наказания и разрушительной силы своего гнева.

Играя
с материалами, мы даём детям физичекое ощущение свободы. Ребёнок, извозившийся
по уши в подручных материалах и не боящийся получить замечание, полностью
погружается в работу и максимально раскрывается в ней.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классический метод математического описания и исследования многосвязных систем
Реферат Биография и труды Колмогорова А.Н.
Реферат История развития почвоведения в Санкт-Петербургском государственном университете
Реферат Технологія продажу шкільно-письмових товарів та канцелярського приладдя
Реферат Mice
Реферат Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования
Реферат Формирование волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в Российской Федерации
Реферат Технология изготовления однослойных печатных плат субтрактивным методом с использованием металлорезиста (олово – свинец)
Реферат Хронический пиелонефрит. Тубулоинтерстициальный нефрит
Реферат Международный Красный Крест
Реферат Социологическая мысль в России XIX века
Реферат История развития лечебной физической культуры и спортивной медицины в России
Реферат Учение И.П. Павлова в психиатрии
Реферат How Prospero Uses Magic In Shakespeares The
Реферат Архитектура пк