Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Концептуальные подходы к деятельности классного руководителя по воспитанию толерантной личности

Концептуальные подходы к деятельности классного
руководителя по воспитанию толерантной личности

М. А. Ковальчук, М. И. Рожков

Определения
толерантности варьируются в зависимости от того, в каком контексте этот термин
используется.

В
социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека
позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении
таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки,
компрометирующие членов общества или угрожающие их благосостоянию. В литературе
часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и
невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор
слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание,
понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с
положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает
какое-либо действие и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки.
Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить
ее философскому смыслу.

В
эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на
представление о «норме реакции», то есть допустимом диапазоне вариантов
реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

В
этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых
подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей
человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного
человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого
человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает, как
об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения, как ценность и
достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму
цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к
принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия,
своего рода исторического права на отлич-ность, непохожесть, «инаковость». В
политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти
допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках
конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое
поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как
проявление разнообразия в государстве.

В
психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности,
несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии,
психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три
пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

В
различных источниках по педагогике и психологии смысл термина толерантность
объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и
поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от
превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность
-трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества
является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто
разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет
ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по
различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным,
досуговым и т.п.

Толерантность
означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших
форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей
способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность - это гармония в многообразии.

Проявление
толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого
отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим
убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и
признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по
своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и
ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это
также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Толерантность  является  
структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы
человека.

Это   качество 
личности  является  составляющей 
гуманистической  направленности
личности и определяется ее ценностным 
отношением к окружающим.

Оно
представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в
личностных действиях человека. М. К. Мамардашвили считал, что личностное
действие - это то, для чего не надо указывать никаких причин, что невыводимо из
того, как принято в данном обществе, невыводимо и совершилось не потому, что в
данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать, делать [1].

Конкретизируя
сказанное, мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным
личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений
между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные
ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Воспитание
толерантной личности -процесс сложный, который осуществляется всей социальной
действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием
взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим
людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими
людьми.

Как
показывает анализ практики, вышерассматриваемый процесс происходит стихийно.
Для того, чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима
организованная педагогическая деятельность в ходе воспитательной работы с
учащимися в школе. Мы рассматриваем воспитание толерантной личности как функцию
деятельности классного руководителя именно с тех позиций, что в школе ближе
всего к ребенку, лучше всего знает его - классный руководитель. На сегодняшний
день, когда имеет место нарушение семейных связей, в большинстве своем
отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях,
вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная,
организованная работа классного руководителя со своими воспитанниками.

Содержание
деятельности классного руководителя традиционно рассматривается через
реализуемые им функции, среди которых воспитание ребенка и его социальная
защита являются целевыми, то есть тем стержнем, вокруг которого строится и
наполняется соответствующим содержанием вся работа классного руководителя.

В
реализации функции воспитания акцент на сегодняшний день смещается на решение
задачи воспитания толерантной личности. Современный школьник должен правильно
воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость
всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и
традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося
вреда и не ущемляя права других людей. Как же можно определить понятие
«толерантная личность»?

На
наш взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и
понимающий других людей. Личность интоле-рантную можно охарактеризовать как
человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и
эмпа-тией по отношению к ним.

Когда
мы говорим о толерантной личности, то не имеем в виду отказ от собственных
взглядов, ценностных ориентаций и идеалов, толерантность не должна сводиться к
индеферентности, конформизму, ущемле-

нию
собственных интересов. Толерантность предполагает, с одной стороны,
устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с
другой - гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям
других людей.

Воспитание
толерантной личности через деятельность классного руководителя связано с
формированием у учащихся установки на восприятие, отношение и действия в
окружающей социальной действительности и в отношениях с другими людьми на
основе таких личностных качеств, как эмпа-тия, доброжелательность,
аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.

Воспитание
толерантности является частной задачей и поэтому неразрывно связано с решением
большого круга других воспитательных задач. Говоря об этом, мы все же можем
охарактеризовать формирование этого качества с позиции понимания сущности
педагогического процесса.

Воспитание
толерантности зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот
процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать всевозможные влияния на
ребенка, которые формируют у него определенные установки на отношения к
различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания толерантности
всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся
обстоятельств.

Соотношение
управляемости и спонтанности процесса воспитания толерантности может быть в
полной мере реализовано в синергетическом подходе.

Термин
«синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие,
сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности
взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании
структуры как единого целого.

Синергетика
говорит, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют
основные переменные характеристики, параметры, к которым, как правило,
подстраиваются все остальные параметры порядка.

Такой
основной переменной характеристикой в процессе воспитания толерантности
является индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка,
не исключающая при возможности реализации дифференцированного подхода.

Именно
персонифицированная цель воспитания и является фактором, интегрирующим
разнообразные позитивные воздействия на ребенка и нейтрализующим негативные
воздействия.

Реализация
синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности
педагогического влияния на ребенка.

Основная
идея концепция заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального
воздействия на детей без учета реально складывающейся ситуации. В качестве цели
организации процесса мы поставили задачу создания базовых условий,
обеспечивающих саморазвитие толерантного сознания у каждого ребенка.

При
этом мы рассматриваем ребенка как субъект социальной самоорганизации различных
групп детей.

Движущей
силой процесса воспитания толерантности является разрешение противоречия между
разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и
готовностью ребенка отражать эти воздействия.

Это
противоречие становится источником развития толерантности, если выдвигаемые
педагогами персонифицированные цели воспитания находятся в зоне ближайшего
развития и возможности учеников соответствуют их оценкам значимости воспринимаемых
отношений между людьми.

И,
наоборот, подобное противоречие не будет содействовать воспитанию
толерантности, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том
числе со стороны педагога.

Движущей
силой развития толерантности у ребенка является его установка на самовоспитание
толерантных отношений с окружающими людьми.

Под
структурой процесса воспитания толерантности мы понимаем определенный цикл
решаемых педагогом задач, прохождение которого позволяет выйти на новый уровень
воспитания толерантности.

На
сегодняшний день педагогическая наука, как и общество в целом, переживает
переходный период, связанный с обновлением как содержания, так и форм
образовательного процесса. А. Г. Асмолов назвал современный этап развития науки
«непрой-денным путем: от культуры полезности - к культуре достоинства».
Следовательно, современный культурный человек - это не только образованный
человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый со стороны
окружающих, поэтому как для педагогической науки, так и для школьной практики
важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения осознания
собственной взаимосвязи с окружающим миром, с другими людьми, умения строить
взаимоотношения и процесс взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества
и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и
привычки такими, какие они есть. Таким образом, задачу школы мы видим в том,
чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний,
умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как
важнейшим компонентом своей жизненной позиции.
Список литературы

Мамардашвили
М.К. Философия и личность. Выступление на Методологическом семинаре сектора
философских проблем психологии Института психологии РАН 3 марта 1977 года //
Человек. М., 1994. № 5. С. 5

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.