Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного
возраста
Лаврентьева М. В.
Условно
эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления
лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с
одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях
внутреннего мира ребенка.
Эмоциональные
нарушения у детей старшего дошкольного возраста.
1.
Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
-
неуравновешенность;
-
возбудимость;
-
бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды),
которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное
потоотделение и т. д.);
-
негативизм;
-
упрямство;
-
неуступчивость;
-
конфликтность;
-
жестокость;
-
устойчивое негативное отношение к общению;
-
застревание на отрицательных эмоциях;
-
эмоциональная холодность;
-
отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
2.
Особенности внутреннего мира:
-
острая восприимчивость;
-
впечатлительность;
-
болезненная чувствительность;
-
наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной
жизнедеятельности детей;
-
тревожность;
-
мнительность
Данная
классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие
ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Необходимость
более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального
развития способствует созданию классификации, представленной ниже.
Уровни
социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Низкий
(неблагополучие)
•
нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;
•
отсутствие инициативы в общении;
•
избегание взаимодействия;
•отсутствие
самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
•
исключительная ориентация на собственные действия;
•
непризнание правил и норм общения и деятельности;
•
отсутствие понятий "хорошо-плохо" или нежелание им следовать при
сформированности;
•
конфликтность, агрессивность.
Средний
•
недостаточная инициативность в общении;
•
предпочтение исключительно пассивных ролей;
•
ситуативная регуляция аффективных проявлений;
•
неумение улаживать конфликты;
•
принятие помощи и возможность ее оказания.
Высокий
•
желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
•
успешное участие в коллективных делах;
•
успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
•
умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
•
признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
•
заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
•
умение занять себя;
•
владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
Формирование
у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие
происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и
сверстниками.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru