О разностороннем развитии личности
В
том, что нужно развиваться нет сомнений ни у кого, если речь идёт о физическом
теле. Каждый здоровый младенец с годами становится подростком, юношей, затем взрослым
человеком… Приостановить или прекратить рост и изменение тела может только
серьёзное нарушение здоровья. А что происходит с личностью? Как она изменяется?
Естественное состояние души человека - стремление к лучшему. Развитие личности
– это достижение всё более совершенных результатов в труде (физическом или
умственном), общении, жизни. При этом постепенно формируются новые умения,
навыки, способности. Развиваясь, человек встаёт на новые ступени своего
жизненного пути. Например, став профессионалом в одной области, начинает
осваивать другую, ранее ему неизвестную.
Тот,
кто стремится поступать по совести, т.е. выполнять свои обязанности, избегать
вреда и не проходить мимо нуждающихся в помощи, развивает свои способности
естественным путём, чаще всего и не думая о том, что это развитие - как
ребёнок, который не замечает, что растёт. Используя любую возможность помочь
другим людям, самому научиться чему-либо для того, чтобы оказывать помощь
наиболее эффективно, можно достичь спокойствия, радости, хороших
взаимоотношений, любви к людям, уверенности, ответственности, постоянной
готовности к помощи, качественных результатов труда. Это и есть зрелость
личности.
Если
же человек начинает получать знания только ради самих знаний и специально
“заниматься развитием” себя самого – он может потерять то, к чему стремился.
Происходит остановка в развитии , а это начало падения. Почему так получается?
Для раскрытия способностей нужна открытость – к новым знаниям, новым делам,
общению. Такая открытость характерна для человека, выполняющего своё
предназначение – жить и трудиться не только для себя, но и для других людей.
Когда человек замыкается на себе и своём развитии, перестаёт видеть вокруг себя
людей, которым необходима его помощь и которые могут помочь ему, развитие
прекращается. Следствием этой остановки, как правило, становятся проблемы.
Проблема
– это вовремя не решённая задача, к которой приходится неоднократно
возвращаться. Например: ученик, не решивший задачу, заданную на дом, получает
более сложное задание, в основу которого положена та, нерешённая задача. В
итоге ему приходится трудиться вдвое больше. Так и в жизни: от несделанных дел,
разрушенных отношений, от которых мы пытаемся уйти или отвернуться, всё равно
никуда не деться, они снова встают перед нами, но справиться с ними уже
труднее. Не разобрался в причинах ссоры дома – назавтра столь же неприятный
разговор с начальством. Не объяснил вовремя что-то ребёнку, а просто заставил
послушаться - в дальнейшем он повторил запретный поступок, но уже тайно. Не навёл
порядок в вещах – не смог найти нужную вещь, сорвалось важное дело. Таким
образом, проблема – результат задержки развития, нежелания вовремя делать то,
что необходимо.
Несмотря
на то, что все люди разные, у каждого при любых условиях есть возможность
научиться всему необходимому. Единственным условием для этого является желание
и вера в возможность достижения желаемого через устранение собственных
внутренних преград. Вера в свои возможности необходима для роста личности, как
пища растущему организму.
А
как быть, если не веришь? Вера – та же способность, которой можно научиться.
Чтобы поверить, например, в решение проблемы, необходимо во-первых, понять,
каким образом её решать, а во-вторых, попробовать исполнить то, что понял. Если
не получается – попробовать ещё раз, попросить помощи у других. Чем больше
таких проверок, тем больше подтверждений, тем крепче вера в то, что всё
разумное возможно. Если хочешь поверить в свои силы, не нужно бояться
пробовать, анализируя каждый полученный результат, находя и исправляя ошибки,
если они есть.
Каждый
человек живёт среди других людей и не может существовать без них. Если человек
пытается использовать других, или мечтает уйти от всяких контактов, тогда
возникает вопрос: а в чём его предназначение? Всё, что существует, в том числе
и человек, предназначено не само для себя, а существует с определённой целью.
Цель эта – взаимодействие и помощь.
Иногда
человек пытается искусственно ограничить свои контакты и деятельность,
например, реализовать себя только в кругу семьи. Замкнувшись в этом маленьком
мирке, не желая видеть ничего за его пределами, он невольно ждёт того же от
домочадцев. Тем самым, он игнорирует часть жизни членов своей семьи – ту часть,
которая его не касается, и постепенно теряет их, хотя они находятся рядом. Его
помощь постепенно сводится к обслуживанию и материальному обеспечению. Но, если
близкому человеку плохо – ни пища, ни деньги, ни домашний уют его не радует,
ему нужно понимание, участие, любовь. А этого нет, поскольку из-за замкнутости
в искусственном мире семьи общение с близкими стало формальным, превратилось в
ритуал, а отношение к ним стало, как к исполнителям заранее придуманных ролей.
Со стороны посмотришь – кажется, в семье всё в порядке, как положено, но
чего-то главного не хватает. Результат – разобщённость, ссоры по мелочам,
супружеские измены, дети, “ушедшие на улицу”.
Другая
крайность – оставлять семью ради работы или “общественных дел”, считая эти дела
абсолютным приоритетом. Навряд ли можно искренне помогать одним людям и при
этом постоянно отказывать в помощи и забывать о других, о тех, кого каждый день
встречаешь дома. Как и в предыдущем примере, такой человек делает “дело ради
дела”, т.е. больше “играет” в жизнь, помощь, деятельность, чем реально живёт,
действует и помогает кому-нибудь.
Таким
образом, если человек подменяет своё предназначение в целом лишь одной из
текущих задач – он подменяет содержание формой и сам не выполняет дело
по-настоящему, а лишь исполняет роль. Если отказывается от решения задач
вообще, якобы чтобы не вредить (например, разводится из-за неудач в семейной
жизни) – тем более идёт по ложному пути. Он разрывает связи с другими людьми и
рискует стать не нужным никому, даже себе. С потерей смысла жизни и дел
прекращается естественное развитие человека, начинается деградация – утрата
положительных качеств, всего хорошего, что есть в его жизни.
Итак,
наилучшим образом развитие идёт тогда, когда человек осознанно стремится быть
там, где необходима его помощь. Но бывают в жизни ситуации, когда кажется, что
не обстоятельства зависят от человека, а он от обстоятельств. В таких ситуациях
человек считает, что не может помочь не только другим, но и себе. Например:
зарабатывая на жильё, человек не может думать ни о чём, кроме работы, оставляя
время только на сон и не замечает рядом с собой ни людей, способных помочь, ни
иных путей решения своей проблемы. При этом он не только не принимает помощи,
но и не способен оказывать её сам – ни членам семьи, ни другим людям. Если
человек помнит, что на самом деле его цель - не получение квартиры, а забота о
ближних, перед ним открывается возможность решать эту и иные задачи вместе с
другими людьми. Чем больше людей помогает друг другу, тем больше вариантов
решения, тем больше открывается возможностей узнать и научиться новому.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bcetyt.ru