Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением

Реципроктные отношения
между адаптацией и утверждением
Я в подростковом возрасте

Харламенкова Н.Е., к.пс.н.

Адаптация
человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее
окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное
преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления
инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых
решений.

Адаптация
может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды
(биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация –
процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается
удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего
ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения
и свободы выражения творческих способностей.

В
кризисные моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации
может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им
жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Особо проблемным периодом
развития считается подростковый возраст. Характеристика подросткового возраста
как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных
этой стадии жизни [12, 14, 17]. Серьезные соматические, гормональные,
физиологические и иные конституциональные изменения нередко опережают
адекватные психические и поведенческие реакции, приводя к дезадаптации
личности.

По
сравнению с другими периодами развития адаптация подростка к новым условиям
жизни имеет свои специфические черты, при этом общие признаки нормальности и
адаптивности не изменяются [2, 4, 8]. «Нормальность зависит от уровня энергии,
степени контроля, способности к интеграции опыта и … готовности встречать
проблемы и трудности» [3, с.23]. С нашей точки зрения основными концептами
адаптации являются - открытость опыту, уверенность, стабильность, контроль и
коммуникабельность.

Наряду
с развитием способности подростка к адаптации усиливается стремление к
самопрезентации, самопредъявлению и самоутверждению, т.е. к различным
стратегиям Я.

Самоутверждением
называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и
вызванное этим стремлением поведение. В литературе [1] обсуждаются различные
типологии самоутверждения личности. В частности Р. Альберти и М. Эммонс
выделили три основных способа (типа) самоутверждения личности: 1) неуверенное
поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность,
тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные реакции, выбор
неопределенных и невыразительных форм речевого общения; 2) ассертивное
поведение как умение “отвечать без заминки”, говорить “достаточно громко и
естественным для себя тоном» [1, с. 18] 3) агрессивный стиль поведения как
умение “отвечать прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль”, громко
говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно
отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать
собственное мнение, быть чрезмерным в выражении чувств.

Наряду
с этой точкой зрения существует мнение [5, 10], что потенциально человек
обладает разными стратегиями – неуверенной, конструктивной или доминантной, и
лишь акцентуация одной из них может рассматриваться в качестве критерия
отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения – самоподавлению,
конструктивному самоутверждению или доминированию.

Цель
настоящего исследования состояла в выявлении связи между различными стратегиями
самоутверждения подростка - неуверенной, конструктивной, доминантной, - и
особенностями адаптации - открытостью опыту, уверенностью, контролем,
стабильностью и коммуникабельностью.

В
качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что
неуверенная и доминантная стратегии утверждения Я либо не связаны с
адаптивностью вовсе, либо имеют отрицательные связи с отдельными ее
проявлениями.

Выборка
состояла из 97 подростков 12-13 лет (43 мальчиков и54 девочек).

Методика.
Применялся проективный метод «Нарисуй человека» со стандартной инструкцией [3,
6, 7, 15, 18]. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно – мужского
пола, у девочек – женского) анализировался по следующим диагностическим показателям:
1 - цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла – фигура раскрашивается
одним цветным карандашом, 3 балла – двумя и т.д.); 2 – размер фигуры (1 балл –
8-12 см, 2 балла – 13-20 см, 3 балла – больше 20 см), 3 – расположение фигуры
на листе по вертикали (1 балл – расположение в верхней части листа, 2 балла – в
середине листа, 3 балла – внизу листа); 4 – расположение фигуры по горизонтали
(1 балл – слева от средней линии, 2 балла – в середине, 3 балла – справа); 5 –
расположение рук относительно тела (1 балл – руки свободно отведены от тела, 2
балла – расположены вдоль тела, 3 балла – руки спрятаны за спиной или в
карманах, 4 балла – руки отсутствуют); 6 – прорисовка рук (1 балл – прорисованы
руки, кисти рук, пальцы, 2 балла – руки изображены схематично, пальцы соединены
в кисть, 3 балла – руки изображены без кисти, 4 балла – руки отсутствуют); 7 –
дифференцированность фигуры (1 балл – хорошо прорисованы все части тела, 2
балла – голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла – туловище прорисовано лучше,
чем голова, 4 балла - нарисована только голова); 8 – прорисовка ног (1 балл –
ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла – ноги нарисованы, ступни намечены, 3
балла – ноги не нарисованы или закрыты платьем); 9 – устойчивость фигуры (1
балл – устойчивая фигура, 2 балла – неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла -
крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног).

Выделенные
нами показатели являются операциональными единицами адаптивности личности:
показатели «расположение фигуры по горизонтали» и «цвет» операционализируют
конструкт «открытость опыту»; показатели «расположение фигуры по вертикали» и
«размер фигуры» – уверенность; показатели «прорисовка ног» и «устойчивость» -
стабильность; показатель «дифференцированность фигуры» - контроль и показатели
«положение рук» и «прорисовка рук» - коммуникабельность.

Для
диагностики стратегий утверждения Я применялся опросник «Стратегии
самоутверждения личности», который позволяет оценить способы самоутверждения
личности по пяти параметрам: умение отказывать в просьбе (шкала 1 - 8
утверждений); общее самоутверждение: умение обратиться с просьбой, попросить о
помощи в “сервисных” ситуациях (шкала 2а - 6 утверждений) и выражение
негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев) (шкала 2b - 8 утверждений);
выражение положительных чувств (радости, сочувствия) (шкала 3 - 8 утверждений);
инициация социального общения (шкала 4 - 6 утверждений).

Для
статистического анализа результатов использовали ранговый коэффициент
корреляции Спирмена, t - критерий Стьюдента.
Анализ результатов

При
анализе результатов мы исходили из того, что половые и возрастные особенности
человека могут определять характер его социальной адаптации, поэтому
предварительно вся выборка была разделена на подгруппы – подгруппу мальчиков и
подгруппу девочек.

Таблица 1

Связь
между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе девочек (n
= 54)




 





1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12







1





1





 





 





 





 





 





 





 





 





 





 





 







2





-0.9





1





 





 





 





 





 





 





 





 





 





 







3





-0.78





0.73





1





 





 





 





 





 





 





 





 





 







4





0.01





-0.06





-0.14





1





 





 





 





 





 





 





 





 







5





0.14





-0.18





-0.26





-0.02





1





 





 





 





 





 





 





 







6





0.24





-0.28





-0.31





-0.07





0.53





1





 





 





 





 





 





 







7





-0.02





0.03





0.12





-0.14





0.13





0.3





1





 





 





 





 





 







8





0.01





0





0.05





-0.21





0.12





-0.08





0.08





1





 





 





 





 







9





0.13





-0.1





-0.06





-0.26





0.07





-0.15





-0.11





0.75





1





 





 





 







10





0.32





-0.29





-0.22





-0.44





0.18





0.03





-0.06





0.48





0.61





1





 





 







11





0.11





-0.13





0.1





-0.23





0.07





0.05





-0.04





0.43





0.61





0.71





1





 







12





0.15





-0.16





0.06





-0.24





-0.03





-0.13





-0.04





0.39





0.6





-0.15





-0.21





1






1
– неуверенная стратегия, 2 – конструктивная стратегия, 3 – доминантная
стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 – размер, 6 – расположение рисунка по вертикали,
7 – расположение рисунка по горизонтали, 8 – положение рук, 9 – прорисовка рук,
10 – дифференцированность фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость
фигуры. Все связи обнаружены при a£0.05.

В
подгруппе девочек выявлены связи (Табл. 1) между стратегиями утверждения Я и
отдельными параметрами адаптации. Конструктивная стратегия отрицательно связана
с расположением рисунка по вертикали и дифференцированностью фигуры, т.е. с
низким уровнем уверенности (чем больше конструктивных стратегий, тем выше
самооценка) и с уровнем контроля (чем больше конструктивных стратегий, тем выше
контроль). Неуверенная стратегия положительно связана с дифференцированностью
фигуры (чем больше неуверенных стратегий, тем меньше контроль), а доминантная –
с расположением рисунка по вертикали (чем больше доминантных стратегий, тем
выше уверенность). Подводя предварительные итоги можно сказать, что в поведении
девочек 12-13 лет связь адаптивности со стратегиями утверждения Я проявляется
только через показатели уверенности и контроля, причем, чем конструктивнее
поведение, тем они выше. Конструкты «открытость опыту» и «стабильность» не
связаны с самоутверждением девочки-подростка.

Таблица 2

Связь
между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе мальчиков
(n = 43)




 





1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12







1





1





 





 





 





 





 





 





 





 





 





 





 







2





-0.82





1





 





 





 





 





 





 





 





 





 





 







3





-0.71





0.49





1





 





 





 





 





 





 





 





 





 







4





0.32





-0.4





-0.2





1





 





 





 





 





 





 





 





 







5





0.15





-0.29





-0.11





-0.22





1





 





 





 





 





 





 





 







6





0





-0.12





0





-0.17





0.55





1





 





 





 





 





 





 







7





0.09





-0.24





0.06





0.13





0.42





0.29





1





 





 





 





 





 







8





-0.21





0.08





0.2





-0.24





0.03





0.12





0.07





1





 





 





 





 







9





-0.09





-0.04





-0.01





-0.12





0.03





0.12





0





0.8





1





 





 





 







10





-0.13





0.04





0.11





0.01





0





0.06





0.15





0.53





0.53





1





 





 







11





-0.23





0.13





0.11





-0.34





0.32





0.17





0.23





0.51





0.56





0.43





1





 







12





-0.02





0.05





0.02





-0.25





0.27





0.05





0.07





0.37





0.46





0.25





0.62





1






1
– неуверенная стратегия, 2 – конструктивная стратегия, 3 – доминантная
стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 – размер, 6 – расположение рисунка по вертикали,
7 – расположение рисунка по горизонтали, 8 – положение рук, 9 – прорисовка рук,
10 – дифференцированность фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость
фигуры. Все связи обнаружены при a£0.05.

В
подгруппе мальчиков (Табл. 2) связи между стратегиями самоутверждения и
адаптивностью менее выражены, чем в подгруппе девочек. Конструктивная стратегия
значимо связана с показателем «цвет», т.е. с эмоциональностью, открытостью
опыту (чем более конструктивно поведение мальчика, тем он менее эмоционален,
более сдержан). Неуверенная стратегия также значимо связана с показателем
«цвет», но эта связь отрицательная (чем более неуверенно поведение, тем оно
более эмоционально, импульсивно). Доминантная стратегия не обнаруживает
значимой связи с показателями адаптации мальчика-подростка, т.е. он может быть
доминантным в обоих вариантах – адаптивном и неадаптивном.

В
подгруппе мальчиков обнаружены связи двух стратегий утверждения Я - неуверенной
и конструктивной - с показателями конструкта «открытость опыту». Связей
стратегий утверждения Я с такими показателями адаптивности мальчиков как
«уверенность», «контроль» и «стабильность» выявлено не было.

В
целом по выборке были получены данные, которые подтверждают выдвинутую гипотезу
о том, что неуверенная и доминантная стратегии утверждения подростком своего Я
либо вообще не имеют связей с показателями адаптивности, либо имеют с ней отрицательные
связи. Однако эта гипотеза полностью подтвердилась лишь в группе девочек, и
только частично – в группе мальчиков.

Подобные
половые различия могут быть вызваны тем, что развитие мальчиков и девочек имеет
как общие, так и специфические черты, которые в нашем исследовании следует
сформулировать в терминах адаптации и самоутверждения. Статистически значимые
различия по показателям адаптивности и самоутверждения Я представлены в Таблице
3.

Таблица 3

Сравнение
показателей адаптивности и стратегий утверждения Я девочек и мальчиков.




Показатели





T





a





Показатели





t





a







1.Цвет





0.8





0.2





7.Дифференц. фигуры





0.4





0.5







2.Размер фигуры





1.4





0.09





8.Прорисовка ног





2.6





0.01*







3.Расположение по вертикали





-0.3





0.4





9.Устойчивость фигуры





1.7





0.05*







4.Расположение по горизонтали





1.3





0.1





10. Неуверенные стратегии





-0.13





0.5







5.Расположение рук





3.3





0.0005*





11. Конструктивные стратегии





0.57





0.3







6.Прорисовка рук





2.3





0.01*





12.Доминантные стратегии





-0.21





0.4






Знак * указывает на статистически значимые различия

Различия
между мальчиками и девочками обнаружены по показателям коммуникабельности
(«расположение рук», «прорисовка рук») и показателям стабильности («прорисовка
ног», «устойчивость фигуры»). В соответствии с этими данными девочки выглядят
как более замкнутые, менее общительные и стабильные, чем мальчики.

Обсуждение результатов

Вопрос
о том, как приспособиться к интенсивным жизненным изменениям и при этом
остаться автономной, независимой, цельной личностью в той или иной мере
возникает перед каждым человеком. В разные периоды жизни эта тема занимает то
лидирующее, то второстепенное место в ряду других человеческих проблем.
Особенность ее звучания в подростковом возрасте определяется многочисленными
переменами, к которым девочка или мальчик не всегда бывают готовы, но перед
необходимостью принятия которых они поставлены. В научных работах, выполненных
в разных исследовательских парадигмах, задачи развития личности в этом возрасте
формулируются в принятых для того или иного направления понятиях, при этом
общий смысл этих задач практически не меняется. Это – переструктурирование Эго
и формирование стабильной, интегрированной структуры характера; утверждение
гетеросексуальной идентичности; ослабление привязанности к родителям.

Подростки
12-13 лет, лишь за некоторым исключением, все относятся к раннему подростковому
или даже к предподростковому возрасту, который характеризуется неадекватностью
функционирования ранее принятых защит и адаптивных стратегий. Именно в этом
возрасте отмечается начало интенсивных телесных изменений, сопровождающихся
амбивалентными эмоциональными реакциями. Могут наблюдаться так называемые «рост
подвижности аффекта» и «колебания настроения» [9], проявляющиеся либо в
экстернализации эмоций, чрезмерной экспрессивности, либо в интернализации
переживаний и замкнутости.

Предположительно
различия между подгруппами, полученные в нашем исследовании, отражают известную
закономерность гетерохронного полового созревания мальчиков и девочек, ведь у
последних половая зрелость происходит на два с лишним года раньше, чем у
первых. Было показано, что для девочек (по сравнению с мальчиками) характерно
снижение коммуникативных реакций и устойчивости. Они, согласно нашим недавним
исследованиям, отличаются не только от мальчиков-сверстников, но и от девушек
16-18 лет «и выглядят такими же эмоциональными и уверенными, но при этом более
закрытыми, нестабильными, чрезмерно контролирующими себя и менее
коммуникабельными» [11, с. 93].

Различия
между мальчиками и девочками в соотношении показателей адаптации и стратегий
самоутверждения, также могут быть следствием неравномерно происходящего
полового созревания подростков, но, кроме того, и результатом несовпадения
мужской и женской линии в развитии идентичности.

У
девочек были обнаружены связи между всеми тремя стратегиями самоутверждения и
отдельными показателями адаптации. Конструктивные стратегии самоутверждения
ассоциируются с уверенностью, высокой самооценкой и осуществлением контроля
поведения и внутренних процессов. Неуверенная стратегия отрицательно связана с
контролем, и актуализируется в тех ситуациях, где регуляция поведения либо не
осуществима (экстремальные случаи), либо не важна (контроль осуществляет
другая, более сильная фигура – родители или представители противоположного
пола). Доминантная стратегия ассоциативно связана со сверхуверенностью, силой
Эго, и может рассматриваться как адаптивная реакция в ситуации безусловного
лидерства девочки. Показатели «открытость опыту» и «стабильность» не имеют
значимых связей с утверждением Я, поскольку, в исследовании выяснилось, что
именно они подвержены наибольшей подвижности в период перехода от детского
возраста к подростковому.

У
мальчиков было выявлено меньше связей адаптивности с самоутверждением, что, по
нашему мнению, объясняется как различиями в интенсивности полового созревания
мальчиков и девочек, так и особенностями формирования мужской идентичности.
Стабильность и общительность мальчиков указывают на сниженный уровень
внутренней конфликтности и напряженности, обусловленные задержкой полового
созревания этой подгруппы подростков по сравнению с подгруппой девочек. Наличие
отрицательных связей конструктивного самоутверждения с показателями открытости
опыту, и положительных связей того же показателя с неуверенной стратегией
иллюстрируют наше предположение о специфичности мужского пути развития, цель
которого состоит в развитии автономного, независимого Эго. Отсутствие связей
доминантной стратегии самоутверждения с показателями адаптивности мальчика
объясняется тем, что подобный способ самоутверждения может быть как позитивным,
так и негативным.

В
целом можно сказать, что обнаружены связи между стратегиями самоутверждения и
такими показателям адаптивности как «открытость опыту», «контроль» и
«уверенность». Соотношений показателей стабильности и коммуникабельности со
стратегиями самоутверждения личности не выявлено, и отсутствие этих связей при
повторных исследованиях выборки может служить основанием для вывода о не
значимости уровня общительности и устойчивости личности для ее утверждения в
социуме.
Список литературы

Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб.,
1998.

Бобнева
М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Маховер
К. Проективный рисунок М., Смысл, 1996.

Налчаджян
А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.

Никитин
Е.П., Харламенкова Н.Е., Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Алетейя,
2000.

Проективная
психология // Под ред. Л.Беллак, Л.Абт. Перевод с англ. // М., 2000.

Романова
Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.,
Дидакт, 1992.

Социальная
дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Под ред.
А.А.Северного. М., 1996.

Тайсон
Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

Харламенкова
Н.Е., Никитина Е.П. Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения
личности // Психологический журнал, 2000, Т. 21, № 6. С. 67-76.

Харламенкова
Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном
половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление,
развитие в норме и патологии, М., 2000. С. 91-98.

Adelson J. Handbook of Adolescent
Psychology. N.Y., Wiley, 1980.

Moffitt T. Individual Differences
are Acceptuated during Periods of Social Change: The Same Case of Girls at
Puberty // J. of Pers. And Soc. Psychol., 1991, 61, p. 157-168.

Caspi A., Lynam D., Moffitt T.,
Silva Ph. Unravelling Girls' Delinquency: Biological, Dispositional and
Contextual Contributions to Adolescent Misbihavior // J. of Developmental
Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p.19-30.

Koff E., Rierdom J., Silvestone E.
Changes of Representation of Body Image as a Function of Menarched Status //
Developmental Psychology, 1978, 14, p. 635-642.

Koppitz E.M. Psychological
Evaluation of Children's Human Figure Drawings. N.Y., 1968.

Larson R., Ham M. Stress and “Storm
and Stress” in Early Adolescence: The Relationship of Negative Events with
Dysphoric Affect // J. of Developmental Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p.
130-140.

Petersen A.C. Adolescent Development
// Annual Review of Psychology, Vol.39, 1988, p.583-607.

Yama M.F. The Usefulness of Human
Figure Drawings as the Index of Overall Adjustment // J. of Personality
Assessment, 1990, 54 (1&2), p. 78-86.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.romek.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Девушка из Чочарии» А.Моравиа
Реферат Психологическая готовность к обучению в школе
Реферат Формування і становлення української юридичної термінології
Реферат Концепции общественного развития
Реферат Heavy Metal Bad For The Teenage Mind
Реферат Рентгенография черепа
Реферат Куди тече та річка
Реферат АМАмпер основоположник электродинамики
Реферат Финансовый менеджмент некоммерческой организации
Реферат Стратегия использования человеческого потенциала на примере ОАО "АЛПИ-сити"
Реферат Методы воздействия, электропрогона и простукивания для поиска неисправностей РЭС
Реферат Организация статистического учета
Реферат Учет расчетов с бюджетом на примере ОАО Зауральский домостроительный комбинат
Реферат ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов всех форм обучения, специальности 061100 «Менеджмент организаций»
Реферат Вимірювання: термінологія, прилади, похибки