Реципроктные отношения
между адаптацией и утверждением
Я в подростковом возрасте
Харламенкова Н.Е., к.пс.н.
Адаптация
человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее
окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное
преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления
инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых
решений.
Адаптация
может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды
(биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация –
процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается
удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего
ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения
и свободы выражения творческих способностей.
В
кризисные моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации
может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им
жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Особо проблемным периодом
развития считается подростковый возраст. Характеристика подросткового возраста
как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных
этой стадии жизни [12, 14, 17]. Серьезные соматические, гормональные,
физиологические и иные конституциональные изменения нередко опережают
адекватные психические и поведенческие реакции, приводя к дезадаптации
личности.
По
сравнению с другими периодами развития адаптация подростка к новым условиям
жизни имеет свои специфические черты, при этом общие признаки нормальности и
адаптивности не изменяются [2, 4, 8]. «Нормальность зависит от уровня энергии,
степени контроля, способности к интеграции опыта и … готовности встречать
проблемы и трудности» [3, с.23]. С нашей точки зрения основными концептами
адаптации являются - открытость опыту, уверенность, стабильность, контроль и
коммуникабельность.
Наряду
с развитием способности подростка к адаптации усиливается стремление к
самопрезентации, самопредъявлению и самоутверждению, т.е. к различным
стратегиям Я.
Самоутверждением
называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и
вызванное этим стремлением поведение. В литературе [1] обсуждаются различные
типологии самоутверждения личности. В частности Р. Альберти и М. Эммонс
выделили три основных способа (типа) самоутверждения личности: 1) неуверенное
поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность,
тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные реакции, выбор
неопределенных и невыразительных форм речевого общения; 2) ассертивное
поведение как умение “отвечать без заминки”, говорить “достаточно громко и
естественным для себя тоном» [1, с. 18] 3) агрессивный стиль поведения как
умение “отвечать прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль”, громко
говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно
отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать
собственное мнение, быть чрезмерным в выражении чувств.
Наряду
с этой точкой зрения существует мнение [5, 10], что потенциально человек
обладает разными стратегиями – неуверенной, конструктивной или доминантной, и
лишь акцентуация одной из них может рассматриваться в качестве критерия
отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения – самоподавлению,
конструктивному самоутверждению или доминированию.
Цель
настоящего исследования состояла в выявлении связи между различными стратегиями
самоутверждения подростка - неуверенной, конструктивной, доминантной, - и
особенностями адаптации - открытостью опыту, уверенностью, контролем,
стабильностью и коммуникабельностью.
В
качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что
неуверенная и доминантная стратегии утверждения Я либо не связаны с
адаптивностью вовсе, либо имеют отрицательные связи с отдельными ее
проявлениями.
Выборка
состояла из 97 подростков 12-13 лет (43 мальчиков и54 девочек).
Методика.
Применялся проективный метод «Нарисуй человека» со стандартной инструкцией [3,
6, 7, 15, 18]. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно – мужского
пола, у девочек – женского) анализировался по следующим диагностическим показателям:
1 - цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла – фигура раскрашивается
одним цветным карандашом, 3 балла – двумя и т.д.); 2 – размер фигуры (1 балл –
8-12 см, 2 балла – 13-20 см, 3 балла – больше 20 см), 3 – расположение фигуры
на листе по вертикали (1 балл – расположение в верхней части листа, 2 балла – в
середине листа, 3 балла – внизу листа); 4 – расположение фигуры по горизонтали
(1 балл – слева от средней линии, 2 балла – в середине, 3 балла – справа); 5 –
расположение рук относительно тела (1 балл – руки свободно отведены от тела, 2
балла – расположены вдоль тела, 3 балла – руки спрятаны за спиной или в
карманах, 4 балла – руки отсутствуют); 6 – прорисовка рук (1 балл – прорисованы
руки, кисти рук, пальцы, 2 балла – руки изображены схематично, пальцы соединены
в кисть, 3 балла – руки изображены без кисти, 4 балла – руки отсутствуют); 7 –
дифференцированность фигуры (1 балл – хорошо прорисованы все части тела, 2
балла – голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла – туловище прорисовано лучше,
чем голова, 4 балла - нарисована только голова); 8 – прорисовка ног (1 балл –
ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла – ноги нарисованы, ступни намечены, 3
балла – ноги не нарисованы или закрыты платьем); 9 – устойчивость фигуры (1
балл – устойчивая фигура, 2 балла – неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла -
крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног).
Выделенные
нами показатели являются операциональными единицами адаптивности личности:
показатели «расположение фигуры по горизонтали» и «цвет» операционализируют
конструкт «открытость опыту»; показатели «расположение фигуры по вертикали» и
«размер фигуры» – уверенность; показатели «прорисовка ног» и «устойчивость» -
стабильность; показатель «дифференцированность фигуры» - контроль и показатели
«положение рук» и «прорисовка рук» - коммуникабельность.
Для
диагностики стратегий утверждения Я применялся опросник «Стратегии
самоутверждения личности», который позволяет оценить способы самоутверждения
личности по пяти параметрам: умение отказывать в просьбе (шкала 1 - 8
утверждений); общее самоутверждение: умение обратиться с просьбой, попросить о
помощи в “сервисных” ситуациях (шкала 2а - 6 утверждений) и выражение
негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев) (шкала 2b - 8 утверждений);
выражение положительных чувств (радости, сочувствия) (шкала 3 - 8 утверждений);
инициация социального общения (шкала 4 - 6 утверждений).
Для
статистического анализа результатов использовали ранговый коэффициент
корреляции Спирмена, t - критерий Стьюдента.
Анализ результатов
При
анализе результатов мы исходили из того, что половые и возрастные особенности
человека могут определять характер его социальной адаптации, поэтому
предварительно вся выборка была разделена на подгруппы – подгруппу мальчиков и
подгруппу девочек.
Таблица 1
Связь
между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе девочек (n
= 54)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
1
2
-0.9
1
3
-0.78
0.73
1
4
0.01
-0.06
-0.14
1
5
0.14
-0.18
-0.26
-0.02
1
6
0.24
-0.28
-0.31
-0.07
0.53
1
7
-0.02
0.03
0.12
-0.14
0.13
0.3
1
8
0.01
0
0.05
-0.21
0.12
-0.08
0.08
1
9
0.13
-0.1
-0.06
-0.26
0.07
-0.15
-0.11
0.75
1
10
0.32
-0.29
-0.22
-0.44
0.18
0.03
-0.06
0.48
0.61
1
11
0.11
-0.13
0.1
-0.23
0.07
0.05
-0.04
0.43
0.61
0.71
1
12
0.15
-0.16
0.06
-0.24
-0.03
-0.13
-0.04
0.39
0.6
-0.15
-0.21
1
1
– неуверенная стратегия, 2 – конструктивная стратегия, 3 – доминантная
стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 – размер, 6 – расположение рисунка по вертикали,
7 – расположение рисунка по горизонтали, 8 – положение рук, 9 – прорисовка рук,
10 – дифференцированность фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость
фигуры. Все связи обнаружены при a£0.05.
В
подгруппе девочек выявлены связи (Табл. 1) между стратегиями утверждения Я и
отдельными параметрами адаптации. Конструктивная стратегия отрицательно связана
с расположением рисунка по вертикали и дифференцированностью фигуры, т.е. с
низким уровнем уверенности (чем больше конструктивных стратегий, тем выше
самооценка) и с уровнем контроля (чем больше конструктивных стратегий, тем выше
контроль). Неуверенная стратегия положительно связана с дифференцированностью
фигуры (чем больше неуверенных стратегий, тем меньше контроль), а доминантная –
с расположением рисунка по вертикали (чем больше доминантных стратегий, тем
выше уверенность). Подводя предварительные итоги можно сказать, что в поведении
девочек 12-13 лет связь адаптивности со стратегиями утверждения Я проявляется
только через показатели уверенности и контроля, причем, чем конструктивнее
поведение, тем они выше. Конструкты «открытость опыту» и «стабильность» не
связаны с самоутверждением девочки-подростка.
Таблица 2
Связь
между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе мальчиков
(n = 43)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
1
2
-0.82
1
3
-0.71
0.49
1
4
0.32
-0.4
-0.2
1
5
0.15
-0.29
-0.11
-0.22
1
6
0
-0.12
0
-0.17
0.55
1
7
0.09
-0.24
0.06
0.13
0.42
0.29
1
8
-0.21
0.08
0.2
-0.24
0.03
0.12
0.07
1
9
-0.09
-0.04
-0.01
-0.12
0.03
0.12
0
0.8
1
10
-0.13
0.04
0.11
0.01
0
0.06
0.15
0.53
0.53
1
11
-0.23
0.13
0.11
-0.34
0.32
0.17
0.23
0.51
0.56
0.43
1
12
-0.02
0.05
0.02
-0.25
0.27
0.05
0.07
0.37
0.46
0.25
0.62
1
1
– неуверенная стратегия, 2 – конструктивная стратегия, 3 – доминантная
стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 – размер, 6 – расположение рисунка по вертикали,
7 – расположение рисунка по горизонтали, 8 – положение рук, 9 – прорисовка рук,
10 – дифференцированность фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость
фигуры. Все связи обнаружены при a£0.05.
В
подгруппе мальчиков (Табл. 2) связи между стратегиями самоутверждения и
адаптивностью менее выражены, чем в подгруппе девочек. Конструктивная стратегия
значимо связана с показателем «цвет», т.е. с эмоциональностью, открытостью
опыту (чем более конструктивно поведение мальчика, тем он менее эмоционален,
более сдержан). Неуверенная стратегия также значимо связана с показателем
«цвет», но эта связь отрицательная (чем более неуверенно поведение, тем оно
более эмоционально, импульсивно). Доминантная стратегия не обнаруживает
значимой связи с показателями адаптации мальчика-подростка, т.е. он может быть
доминантным в обоих вариантах – адаптивном и неадаптивном.
В
подгруппе мальчиков обнаружены связи двух стратегий утверждения Я - неуверенной
и конструктивной - с показателями конструкта «открытость опыту». Связей
стратегий утверждения Я с такими показателями адаптивности мальчиков как
«уверенность», «контроль» и «стабильность» выявлено не было.
В
целом по выборке были получены данные, которые подтверждают выдвинутую гипотезу
о том, что неуверенная и доминантная стратегии утверждения подростком своего Я
либо вообще не имеют связей с показателями адаптивности, либо имеют с ней отрицательные
связи. Однако эта гипотеза полностью подтвердилась лишь в группе девочек, и
только частично – в группе мальчиков.
Подобные
половые различия могут быть вызваны тем, что развитие мальчиков и девочек имеет
как общие, так и специфические черты, которые в нашем исследовании следует
сформулировать в терминах адаптации и самоутверждения. Статистически значимые
различия по показателям адаптивности и самоутверждения Я представлены в Таблице
3.
Таблица 3
Сравнение
показателей адаптивности и стратегий утверждения Я девочек и мальчиков.
Показатели
T
a
Показатели
t
a
1.Цвет
0.8
0.2
7.Дифференц. фигуры
0.4
0.5
2.Размер фигуры
1.4
0.09
8.Прорисовка ног
2.6
0.01*
3.Расположение по вертикали
-0.3
0.4
9.Устойчивость фигуры
1.7
0.05*
4.Расположение по горизонтали
1.3
0.1
10. Неуверенные стратегии
-0.13
0.5
5.Расположение рук
3.3
0.0005*
11. Конструктивные стратегии
0.57
0.3
6.Прорисовка рук
2.3
0.01*
12.Доминантные стратегии
-0.21
0.4
Знак * указывает на статистически значимые различия
Различия
между мальчиками и девочками обнаружены по показателям коммуникабельности
(«расположение рук», «прорисовка рук») и показателям стабильности («прорисовка
ног», «устойчивость фигуры»). В соответствии с этими данными девочки выглядят
как более замкнутые, менее общительные и стабильные, чем мальчики.
Обсуждение результатов
Вопрос
о том, как приспособиться к интенсивным жизненным изменениям и при этом
остаться автономной, независимой, цельной личностью в той или иной мере
возникает перед каждым человеком. В разные периоды жизни эта тема занимает то
лидирующее, то второстепенное место в ряду других человеческих проблем.
Особенность ее звучания в подростковом возрасте определяется многочисленными
переменами, к которым девочка или мальчик не всегда бывают готовы, но перед
необходимостью принятия которых они поставлены. В научных работах, выполненных
в разных исследовательских парадигмах, задачи развития личности в этом возрасте
формулируются в принятых для того или иного направления понятиях, при этом
общий смысл этих задач практически не меняется. Это – переструктурирование Эго
и формирование стабильной, интегрированной структуры характера; утверждение
гетеросексуальной идентичности; ослабление привязанности к родителям.
Подростки
12-13 лет, лишь за некоторым исключением, все относятся к раннему подростковому
или даже к предподростковому возрасту, который характеризуется неадекватностью
функционирования ранее принятых защит и адаптивных стратегий. Именно в этом
возрасте отмечается начало интенсивных телесных изменений, сопровождающихся
амбивалентными эмоциональными реакциями. Могут наблюдаться так называемые «рост
подвижности аффекта» и «колебания настроения» [9], проявляющиеся либо в
экстернализации эмоций, чрезмерной экспрессивности, либо в интернализации
переживаний и замкнутости.
Предположительно
различия между подгруппами, полученные в нашем исследовании, отражают известную
закономерность гетерохронного полового созревания мальчиков и девочек, ведь у
последних половая зрелость происходит на два с лишним года раньше, чем у
первых. Было показано, что для девочек (по сравнению с мальчиками) характерно
снижение коммуникативных реакций и устойчивости. Они, согласно нашим недавним
исследованиям, отличаются не только от мальчиков-сверстников, но и от девушек
16-18 лет «и выглядят такими же эмоциональными и уверенными, но при этом более
закрытыми, нестабильными, чрезмерно контролирующими себя и менее
коммуникабельными» [11, с. 93].
Различия
между мальчиками и девочками в соотношении показателей адаптации и стратегий
самоутверждения, также могут быть следствием неравномерно происходящего
полового созревания подростков, но, кроме того, и результатом несовпадения
мужской и женской линии в развитии идентичности.
У
девочек были обнаружены связи между всеми тремя стратегиями самоутверждения и
отдельными показателями адаптации. Конструктивные стратегии самоутверждения
ассоциируются с уверенностью, высокой самооценкой и осуществлением контроля
поведения и внутренних процессов. Неуверенная стратегия отрицательно связана с
контролем, и актуализируется в тех ситуациях, где регуляция поведения либо не
осуществима (экстремальные случаи), либо не важна (контроль осуществляет
другая, более сильная фигура – родители или представители противоположного
пола). Доминантная стратегия ассоциативно связана со сверхуверенностью, силой
Эго, и может рассматриваться как адаптивная реакция в ситуации безусловного
лидерства девочки. Показатели «открытость опыту» и «стабильность» не имеют
значимых связей с утверждением Я, поскольку, в исследовании выяснилось, что
именно они подвержены наибольшей подвижности в период перехода от детского
возраста к подростковому.
У
мальчиков было выявлено меньше связей адаптивности с самоутверждением, что, по
нашему мнению, объясняется как различиями в интенсивности полового созревания
мальчиков и девочек, так и особенностями формирования мужской идентичности.
Стабильность и общительность мальчиков указывают на сниженный уровень
внутренней конфликтности и напряженности, обусловленные задержкой полового
созревания этой подгруппы подростков по сравнению с подгруппой девочек. Наличие
отрицательных связей конструктивного самоутверждения с показателями открытости
опыту, и положительных связей того же показателя с неуверенной стратегией
иллюстрируют наше предположение о специфичности мужского пути развития, цель
которого состоит в развитии автономного, независимого Эго. Отсутствие связей
доминантной стратегии самоутверждения с показателями адаптивности мальчика
объясняется тем, что подобный способ самоутверждения может быть как позитивным,
так и негативным.
В
целом можно сказать, что обнаружены связи между стратегиями самоутверждения и
такими показателям адаптивности как «открытость опыту», «контроль» и
«уверенность». Соотношений показателей стабильности и коммуникабельности со
стратегиями самоутверждения личности не выявлено, и отсутствие этих связей при
повторных исследованиях выборки может служить основанием для вывода о не
значимости уровня общительности и устойчивости личности для ее утверждения в
социуме.
Список литературы
Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб.,
1998.
Бобнева
М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
Маховер
К. Проективный рисунок М., Смысл, 1996.
Налчаджян
А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
Никитин
Е.П., Харламенкова Н.Е., Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Алетейя,
2000.
Проективная
психология // Под ред. Л.Беллак, Л.Абт. Перевод с англ. // М., 2000.
Романова
Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.,
Дидакт, 1992.
Социальная
дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Под ред.
А.А.Северного. М., 1996.
Тайсон
Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
Харламенкова
Н.Е., Никитина Е.П. Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения
личности // Психологический журнал, 2000, Т. 21, № 6. С. 67-76.
Харламенкова
Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном
половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление,
развитие в норме и патологии, М., 2000. С. 91-98.
Adelson J. Handbook of Adolescent
Psychology. N.Y., Wiley, 1980.
Moffitt T. Individual Differences
are Acceptuated during Periods of Social Change: The Same Case of Girls at
Puberty // J. of Pers. And Soc. Psychol., 1991, 61, p. 157-168.
Caspi A., Lynam D., Moffitt T.,
Silva Ph. Unravelling Girls' Delinquency: Biological, Dispositional and
Contextual Contributions to Adolescent Misbihavior // J. of Developmental
Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p.19-30.
Koff E., Rierdom J., Silvestone E.
Changes of Representation of Body Image as a Function of Menarched Status //
Developmental Psychology, 1978, 14, p. 635-642.
Koppitz E.M. Psychological
Evaluation of Children's Human Figure Drawings. N.Y., 1968.
Larson R., Ham M. Stress and “Storm
and Stress” in Early Adolescence: The Relationship of Negative Events with
Dysphoric Affect // J. of Developmental Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p.
130-140.
Petersen A.C. Adolescent Development
// Annual Review of Psychology, Vol.39, 1988, p.583-607.
Yama M.F. The Usefulness of Human
Figure Drawings as the Index of Overall Adjustment // J. of Personality
Assessment, 1990, 54 (1&2), p. 78-86.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.romek.ru/