Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии

Развитие
теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии

Теория
самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического
направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического
направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально
возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в
практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации
является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в
развитие теории самоактуализации принадлежит отечественным ученым.

В
философско-методологическом и культурологическом аспектах теория
самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А.
Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.

И.А. Витин
(1999) считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном
гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из
наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных
пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России
значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности
как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности,
включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности.
Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный,
предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного
развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор,
овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек
делает своим.

И.А. Витин
особо подчеркивает этические, психологические и педагогические аспекты
самоактуализации. Нравственный идеал в этой теории ориентирует человека на
достижение счастья в мире действительности через реализацию в конструктивной
деятельности таких личностных качеств, как открытость; отношение к другим людям
как ценности (а не цели); способность к диалогическому и полилогическому
общению; способность самостоятельно ставить цели и достигать их. Эта теория
направляет человека на непрерывную работу над собой, над развитием своих
творческих способностей. На основе теории самоактуализации И.А. Витин
предлагает модель перестройки системы образования с целью ориентации личности
на нравственные и духовные ценности, идеалы соборности и всечеловечности.

Л.Г. Брылева
(1998) рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы
самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины ХХ
века. По ее мнению, самореализация личности – это оптимальный (наилучший из
возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме
Культура - Социум. Л.Г. Брылева пролагает, что культурологическом плане
исследования самореализация личности есть процесс и результат «опредмечивания»,
«овеществления», проявления Смыслов в Универсуме, развертывания и осуществления
их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире
Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это путь самораскрытия,
ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному
Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

Самореализация
личности осуществляется через принадлежащие Культуре механизмы обмена свойств,
явлений и состояний между Человеком и Миром. В этом процессе, через динамику
развития, совершенствования, преображения раскрываются, развиваются, разворачиваются
существенные для Человека и Мира свойства, стороны, взаимоотношения. Культура в
этом процессе предстает Целокупным Человеческим Инобытием. С точки зрения
культурологии самореализация личности и самоактуализация человека как
целостности означает не только сущностную (эссенциальную) характеристику
самоосуществления человека, но и определенную оптимальную технологию
развертывания этой целостной сущности в Культуре.

Л.И. Антропова
(1980), Н.Л. Кулик (1992) и К.Ч. Мухаметджанов (1992) рассматривает в философском
аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску
Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские
корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о
том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г.
Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья
только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека,
его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный
процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в
способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой
культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как
способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности
и единственно достойный человека и общества способ бытия.

В психологии и
педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый,
В.И. Слободчиков, Л.М.Фридман и др.

П.И.
Пидкасистый (1998) пишет, что в современной педагогике развитие человека
рассматривается как процесс, детерминированный внутренними противоречиями,
психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями,
представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних
условий; мерой его собственной активности, направленной на
самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Первоисточником»
активности человека он считает «те внутренние противоречия между достигнутым и
необходимым уровнем развития», которые человек переживает при необходимости
найти и реализовать верное и эффективное решение в различных проблемных
ситуациях своего жизненного пути.

В процессе
обучения ребенок усваивает культуру тремя основными путями: (1) путем
«стихийного воспитания» - через подражание в референтной группе, которой может
быть не только семья, но и школа, кружок и т.п.; (2) планомерно, в соответствии
с планами и целями, которые в процессе взаимодействия субъектов процесса
воспитания задает воспитатель. В этом случае субъект-воспитатель, обладающий
определенными знаниями и системой ценностей, порождает процесс передачи
информации субъекту-воспитуемому, вызывая у него заинтересованность в обладании
знаниями; (3) путем саморазвития и самовоспитания, «надстраиваемым» над
освоенными более низкими уровнями на основе существенного уровня развития
рефлексивного мышления. Этот путь осваивается в подростковом возрасте в ходе
социализации, по мере того, как ученик хотя бы на время прекращает исполнять
роль учащегося, полностью ведомого учителем.

П.И.
Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов (1999) пишут, что потенциальные
возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной
самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем
развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной
деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического
контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность.
Этот уровень самоорганизации, основанный на способности к саморегуляции, ранее
считался необходимым для успешного обучения в ВУЗе, однако в последние годы он
становится необходимым в старших классах школы, а своего рода «педагогическая
прививка», стимулирующая этот способ саморазвития и самообразования, необходима
уже в подростковом возрасте. Сущность процесса самоактуализации в
образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от
воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых
человек может стать тем, кем он может стать.

Е.В. Андриенко,
рассматривая самоактуализацию студентов педагогических ВУЗов и учителя в
педагогической деятельности, выделяет три необходимых этапа формирования ее
психологических предпосылок: информационный, актуализирующий и моделирующий. На
информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках,
возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента, учителя. На
актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют
систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих
индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап
связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе
творческого профессионального самоопределения и самопроявления.

В.И.
Слободчиков и Е.И. Исаев (1995, 2000) рассматривают личность человека с
философско-антропологической позиции как персонализированную,
самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом –
для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека
субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов
человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей,
регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном,
полном значении этого слова – значит усмотреть в ней идеальную, очевидно
осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой
истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную
реальность как проекцию самости.

На ранних
этапах развития самость – это «поведенческих текст», который ребенок создает
неосознанно, неумышленно, не ведая того, что он творит, не ведая творчества как
состояния. «Читают» и толкуют этот текст взрослые, от которых ребенок и узнает
о себе, о своей самости. Открытие возможности собственного авторства в творении
«поведенческого текста» самости, а главное – обнаружение себя в качестве автора
и главного героя – это и есть знаменитое открытие подростком своего «Я». С
этого момента в жизни человека появляются особые типы кризисов развития –
личностные кризисы, первым из которых является кризис подросткового возраста.

Г.А. Цукерман в
работе «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (1994)
интегрирует психологию и педагогику саморазвития. Она пытается определить тот
момент, когда растущий, взрослеющий человек становится субъектом собственного
развития и обнаруживает его в подростковом возрасте, когда человек начинает
переживать момент встречи с самим собой, обнаруживает в своей жизни предмет
практического преобразования, планирования и проектирования жизненного пути.
Именно в этот момент, который религия считает вторым, а философия – экзистенциальным
рождением души, - ребенок из объекта забот постепенно начинает превращаться в
субъекта собственной жизни. В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А.
Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности,
тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего
творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме
рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом
саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как
личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в
акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как
специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности,
так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного.
В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы
движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

Новейшие
тенденции в изучении самоактуализации связаны со смещением интереса
исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в
тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне
затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов
поведения.

А.Г. Асмолов
(2001) пишет о том, что поведение человека может быть понято только как история
поведения, а психология личности – только как история развития изменяющейся
личности в изменяющемся мире. Развитие личности сопровождается переходом от
формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому
типу взаимоотношений в контексте социально-исторического образа жизни. Этот
переход осуществляется в проблемно-конфликтных ситуациях, позитивное разрешение
которых крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных
шаблонов поведения. Такие ситуации неопределенности возникают не только при
наличии внутренних и появлении внешних преград в жизнедеятельности человека, но
и в результате постановки человеком перед самим собой сверхзадач. По каким бы
причинам такая ситуация не возникла, она ставит человека перед проблемой выбора
в неопределенной ситуации, что требует ориентировки личности в сложной системе
смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного
выбора история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных
ею альтернатив (Б.Ф. Поршнев). С этих позиций А.Г. Асмолов подходит и к
изучению феноменов самореализации и самоактуализации. Он пишет, что самоактуализация
личности – это самоосуществление «иных культур», имеющее своим источником
преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых
норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются
интерсубъективные социальные миры.

Не отрицая того
факта, что предпосылки к творческой и надситуативной активности формируются в
процессе успешного решения человеком адаптационных проблем и основываются на
высоком уровне овладения социальной и индивидуальной компетентностью, -
отечественные психологи считают, что достижение вершин жизни, акме, требует от
человека освоения им пятого, смыслового измерения мира действительности. В
последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по
проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной
деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации. Идеи теории
самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и
экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А.
Бодалев, Б.С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А.
Леонтьев, А. Маслоу, Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл,
В.Э. Чудновский и др.).
Список
литературы

Вахромов Е.Е.,
кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории исторической психологии
личности Психологического института 
РАО. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и
психологии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Православие в Верхотурье
Реферат Психологические аспекты борьбы с организованной преступностью
Реферат Проект вскрытия и разработки россыпного месторождения «Вача»
Реферат Алгоритм иммуногематологического исследования женщин во время беременности
Реферат Solar Energy Essay Research Paper Smokers are
Реферат Администрация муниципального образования городское поселение печенга печенгского района мурманской области постановление от 10. 10. 2011 №89
Реферат Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании
Реферат Исследование системы электроснабжения с экранирующим и усиливающим проводами
Реферат Сила креста
Реферат Родион Раскольников
Реферат Английский, практическая фонетика, билеты и вопросы
Реферат The Chair The Needle The Gas Chamber
Реферат Смешное и грустное в комедии Н В Гоголя Ревизор
Реферат Классификация современных банковских операций, порядок их предоставления и отражения в учете
Реферат Теория Смита и Рикардо