Инновационная деятельность как фактор развития
творчества педагогов
В.И.Рыбакова
Вряд
ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная
деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной
деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно
доказывает это.
В
квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий
одним из основных условий является творческое отношение к педагогической
деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих
совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
По
итогам аттестации высшую категорию получили в 1993 году - 34 преподавателя,
1994 - 233, 1995 - 270, 1996 - 301, в текущем году на высшую квалификационную
категорию претендуют 1083 педагога.
Формой
квалификационнных испытаний все чаще становится защита творческих работ и
авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя
и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы
систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку
результатов.
Руководители
учреждений, реализуя инновационные проекты, приходят к осмыслению
управленческого аспекта инновационной деятельности. Именно режим развития
требует перехода от руководства к управлению, осмысления программно-целевого
подхода, создания концепции развития образовательного учреждения, освоения
научных основ управления.
Взаимодействуя
с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу,
совершенствуют навыки аналитической и прогностической деятельности.
В
банк данных информационно-педагогического центра занесено 450 творческих работ
и проектов, большинство из них пользуются спросом не только в области, но и за
ее пределами, только в 1996 году по этому поводу обращались более 300 человек.
Наиболее популярны у педагогов темы и проекты по новым технологиям обучения,
нетрадиционным формам организации учебно-воспитательного процесса,
коррекционной педагогике, сельской школе, работе с родителями, русской
национальной школе. Спрос тоже свидетельствует о стремлении педагогов к
творчеству.
Я
полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление
учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к
самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию
возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к
важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.
Несмотря
на тяжелые финансовые сложности, приток желающих пройти курсы не ослабевает,
только за прошлый год в различных формах переподготовки и повышения
квалификации приняли участие 12 тыс. педагогов и руководителей.
Именно
инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том
числе благоприятная инновационная обстановка в области, включившая в себя:
создание
режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в
востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и
практической помощи им;
формирование
кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся
и разрабатываемых программ и экспериментов;
создание
управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной
деятельностью на всех уровнях;
формирование
служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального
заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости для региона и
перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов
инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых
педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;
создание
системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих
запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности,
проведение научно-практических конференций и т.д.;
создание
опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления
образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;
создание
временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного
учреждения, муниципальной системы образования и на уровне региона;
обеспечение
разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания
образования и его методического сопровождения;
создание
атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение
информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере
образования.
Выделение
в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами
также способствует развитию творчества.
Одно
из необходимых условий реализации принципа основного звена - комплекс мер, стимулирующих
инновационную деятельность педагогов:
материальная
поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в
заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
моральная
поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте;
возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному
профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания
результатов инновационной деятельности;
профессиональная
поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на
целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных
играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на
квалификационные категории.
Одним
из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась
индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в
разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем
мы выделили главные и наметили пути их решения.
Отсутствие
достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее
обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении,
расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов,
организации информационных выпусков и информационно-методических банков,
проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ
повышения квалификации кадров.
Формальное
принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”,
престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается
экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка
приоритетов в виде тактических и стратегических достижений,
контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных
форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и
т.д.).
Несовпадение
мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений,
моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами,
концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования
совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.
Сопротивление
инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов
уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению
мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и
активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа,
коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует
включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного
требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей
квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных
испытаний при аттестации.
Недостаточная
компетентность исполнителей проектов вызывает необходимость создания
экспериментальных и стажерских площадок в образовательных учреждениях и
управленческих структурах; проведения интенсивно-технологических курсов,
индивидуальных консультаций, расширения организационно-деятельностных игр как
формы работы в отдельных творческих группах, целых педагогических коллективах
учреждений и территориальных образований.
К
практическим результатам внедрения новой модели управления инновационной
деятельностью образовательных учреждений в регионе можно отнести следующие
факты.
В
1995 - 1996 учебном году уже 80% школ области в учебных планах имело 70 новых
предметов и курсов, направленных на гуманитаризацию образования, сохранение и
возрождение национального характера школы, допрофессиональную ориентацию и
подготовку, социальную адаптацию и реабилитацию учащихся и воспитанников.
В
20% школ обеспечено раннее изучение основ информатики и вычислительной техники,
иностранного языка, пропедевтических курсов физики, химии; в 40% школ введен
выбор учащимися углубленного изучения отдельных предметов. Формируется
целостная система поддержки талантливых детей. Для детей, имеющих проблемы в
развитии, расширена сеть социальных учреждений и сформированы в составе
общеобразовательных учреждений классы компенсирующего обучения, выравнивания,
классы по медицинским показаниям, группы разновозрастного обучения, группы без
базового образования в учреждениях начального профессионального образования,
формируется домашняя система обучения.
Создаются
центры социальной помощи детям; методико-педагогические школы, психологические
службы, культурно-образовательные центры, службы доверия и т.д.
На
уровне региона созданы телекоммуникационный центр дистанционного обучения школьников
с филиалами в шести городах и четырех районных центрах; очно-заочные школы
русской филологии и культуры, математическая, физико-техническая; продолжается
процесс включения всех средних школ в международные образовательные
телекоммуникационные сети ИНТЕРНЕТ.
Инновационная
деятельность позволила обеспечить разработку новых учебных планов, программ
регионального компонента содержания образования по региональным образовательным
областям - этика, экономика, экология; спецкурсам - “Моя Родина”, “Краеведение”,
“География Ярославской области”, “Экология Ярославской области”. Готовится к
изданию “История Ярославского края”, подготовлены и изданы учебные планы и
программы для использования в качестве муниципального и школьного компонентов
образования, авторские программы.
С
педагогическими кадрами работали всегда, но сегодня это другой уровень,
поскольку необходимая помощь педагогам ими востребована.
Психологическая
поддержка позволяет педагогам поверить в свои силы, работа в группах, всем
педагогическим коллективом, в межшкольных группах - познакомиться с
единомышленниками.
Коллективная
работа над проектом позволяет обогатить его опытом каждого, создает общую
заинтересованность в результатах. Дифференцированная система повышения
квалификации позволяет глубже проникать в конкретные проблемы.
Переход
на новые учебные планы, новое содержание образования, введение регионального и
местного компонента образования инициирует поиск, стремление педагога освоить
новые педагогические технологии.
Смотры-конкурсы
“Учреждение года”, “Педагог года”, презентации инновационных проектов, создание
новых технологий, программ, издание результатов, да и сами результаты
реализации новых проектов создают общественную поддержку, тем самым стимулируют
работу педагогических коллективов в режиме развития.
Широкая
инновационная деятельность в области позволила широко привлечь научные кадры к
изучению и проработке проблем практического образования.
Не
могу утверждать, что каждый педагог на себе это почувствовал, но большинство -
это факт.
Не
могу согласиться с мнением некоторых наших ученых, что основные организации в
области, ответственные за развитие образования, работают разрозненно (ЯГПУ,
ЯрГУ, ИПК, ЦРО), что вузы предпочитают заниматься чистой наукой, практичность
которой выражается в озабоченности ученых проблемами практики, а не стремлением
в решении этих проблем.
Сегодня
каждый вуз работает с педагогами школ, участвует как в подготовке, так и в
повышении их квалификации, имеет совместные проекты с учебными заведениями, в
значительной степени обеспечивая их научно-методическое сопровождение.
Именно
совместная работа с учеными позволяет переходить нашим педагогам к грамотному
анализу и осмыслению практики, научно обоснованному эксперименту, творческому
поиску, и я думаю, вскоре из числа педагогов появятся ученые, способные еще
более активизировать инновационные процессы в области.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/