Адаптация к обучению в школе
Роженко А.В.
Специфика
психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в
условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению.
Проблема
трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет
высокую актуальность. По данным современных исследований от 20 до 60 % младших
школьников имеют серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения (в
зависимости от типа школы). Анализ литературы по данной теме позволяет
резюмировать, что в последние годы значительное внимание уделяется исследованию
проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе и ведущих к
школьной дезадаптации. Особенно остро проблема адаптации стоит перед
детьми-сиротами.
Учитывая
вышеперечисленные факторы, мы провели психологическое исследование, целью
которого явилось получение данных, на основе которых можно не просто
корректировать образовательный процесс по факту появления симптомов
дезадаптации у первоклассников, но и оказать помощь педагогам в профилактике
школьной дезадаптации у детей, воспитывающихся в приюте.
Анализ
проведенного на начальном этапе обучения исследования особенностей
психоэмоционального состояния первоклассников позволяет констатировать, что
подавляющее большинство детей-сирот имеет достаточно стойкие эмоциональные
нарушения. Учитывая этот факт, мы сформулировали рекомендации педагогам,
работающим с первоклассниками, воспитывающимися в социальном учреждении:
•
Отношение взрослого к детям должно быть предельно доброжелательным; хорошо
отмечать каждое, даже маленькое достижение ребенка.
•
Для развития общения с взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка
навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных,
конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, так и в ходе
специально организованных групповых занятий. Полезно обсуждение реально
случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для
того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на точку зрения
другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции
обиженного, и наоборот. Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в
различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной
ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для
этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить,
представить себе, что будет делать их сверстник (а ребенок обычно
идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его
поступок, например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. Можно разыграть
подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо
особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально,
насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и
окружающих.
•
Для полноценного интеллектуального развития, образного мышления, креативности,
творческого компонента необходимо обогащать и расширять конкретно-чувственный
опыт воспитанников: чаще совершайте с детьми прогулки, всевозможные экскурсии,
меняйте помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются.
•
Для развития вербального интеллекта предложите воспитанникам рассказать
какую-то историю, например: "Что было сегодня утром" или "Как
прошел праздник".
•
Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок
может активно иметь дело: от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек,
предназначенных для развития различных сторон психики ребенка. Огромное
значение для ребенка имеет манипулирование с песком, водой, пластилином,
камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание,
пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение
между собой различных объемов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются
важнейшие наглядно-образные представления ребенка о величине, форме, строении
предметов.
•
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не
просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и
развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению
точек то, что задумал художник; рисовать одну картинку по очереди всем
участникам группы: один начинает, другой продолжает и т.д.
•
Помимо развивающих игр, которые по большей части носят дидактический характер,
необходимо уделять внимание и всячески способствовать ролевой игре с правилами
и свободной игре ребенка.
•
С целью развития произвольности поведения, операций планирования и контроля за
результатами своей деятельности можно использовать как ситуации учебной
деятельности, где все эти операции выступают существенными ее компонентами, так
и специальные коррекционные занятия.
В
заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь
педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации
к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что
готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их
здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые,
работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те
трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.
Педагог-психолог
ГОУ СРЦ Азовского района Ростовской области «Пеликан», аспирантка ФГНУ «СКНЦ
ВШ» Роженко А. В.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su