Психологические особенности формирования творческих
способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности
В. Н. Саданова
Влияние,
которое искусство оказывает на человека, рассматривается психологами в трех
теоретических концепциях: восприятие искусства, чувство, воображение или
фантазия. Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве
чувства и фантазии. При восприятии произведений искусства возникает
эстетическая реакция, которая получила условное название «катарсис» - духовное
очищение и разрядка, происходящие в процессе сопереживания. При восприятии
произведений искусства становятся личными, но не теряют и социального смысла.
Художественные
произведения, являясь духовным продуктом, влияют на духовность человека,
развивая его эмоционально-волевую сферу (чувства, волю) и познавательные
процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения).
Искусство, по мнению многих исследователей, оказывает воздействие на
деятельность человека, в каком бы направлении она не развивалась. Огромное
значение имеют данные положения при формировании специалиста в области
искусства.
Подчеркнем,
что в силу своей специфики занятия одним из видов искусства, в том числе и
изобразительным, требуют особого подхода и специальной организации, а также, в
связи с диалектическим началом, системности и непрерывности. Естественно, что
их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности. Ее
проявление в деятельности, общении и творчестве, на специфику личностных
познавательных процессов, в том числе и интересующим нас подростковом возрасте.
Сложность
и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в
подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов,
определяющих природу и проявление творческих способностей.
Исследователи
данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности,
определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все
формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих
способностей. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей
от характера и структуры деятельности.
Решение
данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего школьного возраста,
так как именно этот возраст является благоприятным периодом для развития
творчества как устойчивой характеристики личности. Это обосновано рядом
экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений творческих
способностей именно в старшем школьном возрасте (Д. Б. Богояв-ленская, В. Н.
Дружинин, В. С. Юркевич [1, 2, 3]). Именно в старших классах проблема развития
творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает
в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной
подвижности. Сталкивая личность подростка с множеством сложных, порой
противоречивых жизненных ситуаций, ранний юношеский возраст стимулирует и
активизирует проявление творческих способностей.
Главная
особенность данного возраста - это осознание собственной индивидуальности
непохожести, неповторимости. Для учащихся старших классов личностные качества
становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и
риском. Заметное развитие получают волевые черты характера и усиление
индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть
юношей характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то
существует и другая часть подростков, которая проявляет подлинный интерес к
творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой
творческую или учебную задачу, выполнять её.
В
развитии художественного творчества подросток сталкивается с определенными
трудностями. Изобразительная деятельность не должна носить массовый и всеобщий
характер, но по-прежнему имеет огромное культивирующее значение, расширяет
кругозор, углубляет чувства подростка.
При
исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у
современного подростка огромную роль играет социальная среда, в которой
находится подросток. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится
95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5%
-наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего
окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот,
подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким творческим
потенциалом.
Следующими
важнейшими психологическими процессами, которые регулируют творческую
деятельность, по мнению исследователей, являются мышление и восприятие.
К
концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от
действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми
они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания,
по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля
мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на
увлечение философскими построениями и т. д.
Объем
внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с
одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание
становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и
юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном,
рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться,
переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей - одна из главных причин
плохой успеваемости, - отмечают психологи (И. С. Кон). Это же порождает и такие
проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за
удовольствиями (Д. Хемилтон).
Развитие
интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не
просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание
чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание
так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот
же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в
отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение,
снимающего проблему как таковую).
Значимость
восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении
восприятия в качестве источника получения и хранения информации. Для создания
нового необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный
материал, чтобы свободно им оперировать. Более того, у подростка в
изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. «Подросток
становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно
испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не
столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их
изменения» [4]. Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более
детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых
контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме.
Другой
психологический процесс, тесно связанный с процессом творчества, - процесс
воображения. Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его
направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в
детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость
и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период
обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы
запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны.
Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а
вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью
ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать
направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение
какой-то проблемы, задачи.
В
изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности
творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь,
для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести
специальные профессиональные, художественные навыки и умение.
Кроме
того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта
человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его
воображение [5].
Педагогический
вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт
подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой
деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект,
концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного
разрешения жизненных конфликтов.
Значительная
роль при развитии художественных способностей у подростков отводится
регуляторным процессам, к ним относят чувства и эмоции, сфера самоконтроля и
саморегуляции. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов,
формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто
доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж.
Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое
количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств
основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию. ISBN
5-9296-0317-0 Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные
науки" № 4. Северо-Кавказский государственный технический университет,
http ://www.ncstu.ru
Необходимым
психологическим условием для развития художественных способностей является
создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие
чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки,
имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей,
поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного
представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения
их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные
процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более
позитивно воспринимать краски мира.
В
процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности
подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка,
его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным
видам изобразительной деятельности. Особенность изобразительного творчества у
подростка связана очень тесно с производственным трудом или с художественным
производством. Этот синтез художественного труда характерен для подросткового
юношеского возраста, хотя и остается практически не изученным.
В
данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к данному виду
деятельности, различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование,
макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и
внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение
подростка.
Список литературы
1.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. -М., 2000.
2.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: Академия 1996.
3.
ЮркевичВ. С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. -М., 1996.
4.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1975.
5.
Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3.
- М., 1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://science.ncstu.ru