Комплексный подход к использованию информационных
технологий в школе
Стариченко Б.Е., УрГПУ, Екатеринбург
Одной
из проявившихся в настоящее время тенденций развития образовательных
информационных технологий (НИТ) следует считать комплексный подход к их
использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны
охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все
стороны школьной деятельности. На рисунке показаны основные направления
применения НИТ в школе; параллельная и взаимосвязанная работа по ним и
составляет суть комплексного подхода .
Первым
классификационным признаком является очевидное деление пользователей НИТ на
четыре группы – учащиеся, педагогический персонал, администрация и
вспомогательные службы.
Учащиеся
могут применять компьютеры в учебной деятельности и во внеклассной работе.
Блок
Обучение предполагает использование компьютерных технологий учащимися
непосредственно в процессе усвоения учебной информации. Как видно из
приведенной схемы, в этом блоке, в свою очередь, выделяется два достаточно автономных
и различающихся по своим задачам направления. Раздел «Курс информатики» имеет
своей задачей формирование информационной культуры ученика, его компьютерной
грамотности в современном понимании этого термина. Это направление работает на
информатику как науку и обязательную школьную дисциплину, в которой компьютер и
компьютерные технологии выступают в качестве объектов изучения .
Раздел
«Другие дисциплины» предполагает применение компьютеров в качестве средства
обучения при освоении «обычных» дисциплин (не информатики). В этом случае
применение НИТ призвано повысить эффективность обучения за счет активизации
деятельности учащихся, реальной индивидуализации учебного процесса и
гуманизации его построения. Данное направление является, безусловно, наиболее
ресурсоемким (в отношении техники, программного обеспечения и количества
подготовленных преподавательских кадров), поскольку предусматривает работу со
значительными группами учащихся при освоении большого числа школьных дисцип
лин.
Блок
Внеклассная работа призван, с одной стороны, решить проблему досуга учащихся, а
с другой – предоставить возможность для развития его индивидуальных творческих
способностей и, возможно, профориентации на базе современных информационных
технологий. В рамках направления «По учебным предметам» возможно проведение
факультативных или кружковых занятий, предусматривающих углубленное освоение
учебных дисциплин.
Примерами
могут быть кружки иностранных языков, использующие мультимедийные технологии;
участие в телекоммуникационных проектах по экологии, географии, природоведению,
русскому языку и т.п.; кружки программистов; объединения по изучению мировой
культуры. В разделе «По интересам» компьютер предоставляет учащимся любых
возрастов ни с чем не сравнимые возможности удовлетворения своих интересов.
Можно
привести тематики подобной деятельности: студия компьютерной графики и
анимации, шахматная студия, мультимедиа-библиотека, развивающие игры, Lego
-лаборатория, школьное издательство, школьный электронный журнал, школьный Web
-сайт и пр. Практическая реализация внеклассного направления возможна даже при
небольшом количестве техники, однако, с более широкой периферией, чем
компьютеры для учебного процесса. Определяющее значение имеет наличие и
готовность руководителей внеклассной работы.
Преподаватели
и администрация могут использовать информационные технологии для решения задач
управления и методической работы.
В
блоке Управление раздел «Уровень преподавателя» предусматривает использование
компьютера при решении вопросов, с которыми сталкивается преподаватель в своей
повседневной деятельности: учет текущей успеваемости и ее статистическая
обработка, ведение различных баз данных, подготовка документов и пр. При
использовании сетевой школьной информационной системы преподаватель, безусловно,
должен уметь ею пользоваться в рамках имеющихся у него возможностей доступа к
информации.
Компьютеризация
школьного управления на «Уровне администрации» в значительной мере определяется
технической базой и наличием специализированного программного обеспечения (ПО).
Можно выделить несколько уровней применения компьютеров в управлении школой:
минимальный
– использование стандартного офисного ПО для организации внутреннего и внешнего
документооборота; для реализации требуется 1–2 компьютера в распоряжении
администрации; шаблоны документов могут быть подготовлены посредством обычных
редакторов; стандартные же электронные таблицы могут применяться для обработки
числовых данных. От административных работников требуются обычные
пользовательские навыки работы с офисными пакетами;
уровень
специализированного ПО предусматривает создание и ведение системы школьных баз
данных: «Контингент», «Кадры», «Учебный план», «Оборудование» и других;
использование данных из баз возможно как напрямую – посредством запросов, так и
с помощью программ-обработчиков, предназначенных для решения конкретных
управленческих задач на основе информации, содержащейся в перечисленных базах:
тарификация преподавателей, оптимизация расписания учебных занятий, составление
отчетов и прочее.
Крайне
желательным представляется организация психологической службы школы,
обеспечивающей мониторинг психофизического развития учащихся и ведение
соответствующих баз данных. Для выхода на данный уровень управления помимо
специализированного ПО и подготовки администрации школе понадобится штатная
единица, в функции которой будет входить актуализация баз данных и поддержание
всего комплекса в рабочем состоянии.
уровень
локальной общешкольной сети предполагает полный перевод всего внутришкольного
документооборота на безбумажную основу. Для этой цели должна быть создана
локальная школьная компьютерная сеть с терминалом в каждом учебном классе, что
позволит перейти к ведению электронных классных журналов. Это, в свою очередь,
обеспечит оперативную обработку текущей информации и представление
пользователям необходимых сводных данных, автоматическую актуализацию баз
данных, генерацию отчетных документов.
Важной
задачей, которая может решаться с помощью подобной информационной системы,
является отслеживание тенденций изменения каких-либо параметров
функционирования школы, их прогнозирование и выработка адекватных управляющих
воздействий. Наиболее перспективной представляется реализация подобной сети в
технологии клиент-сервер с использованием протокола TCP/IP.
Построение
Intranet в школьной информационной системе позволит, помимо прочего,
осуществить естественный и простой переход к следующему уровню управления –
уровню глобальных сетевых решений. Использование подобной сети потребует
соответствующей подготовки управленческих и педагогических кадров, а также
введения в штат школы должности администратора сети;
уровень
использования глобальной сети в части управления обеспечит электронный
документооборот в звене школа – РУНО (ГУНО). С точки зрения внутришкольных пользователей
упрощается доступ к внешним нормативным и иным документам, а также информации
учебного и методического характера. Данный уровень управления может быть
реализован и без локальной школьной сети, т.е. на любом из описанных ранее
уровней управления посредством модемной связи через телефонную линию. Однако
использование подобной рассредоточенной информационной системы потребует
унификации школьных баз данных и выходных форм представления информации.
Блок
«Методическая работа» предполагает использование специализированных баз данных,
содержащих материалы как для учителей-предметников, так и завучей, возможность
обмена информацией с коллегами посредством компьютерной сети, подготовку и
тиражирование дидактических материалов для учащихся, создание средств
наглядности, разработку материалов для компьютеризированных уроков (в том числе
с применением инструментальных систем педагогического назначения). Для
реализации данного направления требуется небольшое количество компьютеров
(помимо учебных), к которым имели бы доступ преподаватели, и соответствующее
программное обеспечение.
Направление
Вспомогательные службы, как ясно из схемы, предусматривает применение НИТ в
работе неосновных (с точки зрения организации учебного процесса) служб школы –
психологической, хозяйственной, библиотеки и возможных других. Оно, безусловно,
требует специализированного ПО, наличия техники в соответствующей службе и
готовности кадров.
Каждое
из обсуждавшихся направлений имеет свои задачи и требует соответствующего
ресурсного обеспечения. Однако все направления взаимосвязаны и взаимно
дополняют друг друга, так как охватывают разные стороны организации и
проведения единого учебно-воспитательного процесса школы. Вычленение
какого-либо одного из них и объявление его приоритетным возможно лишь на
некотором временном отрезке, в перспективе должна предусматриваться работа по
всем направлениям.
Комплексный
подход к компьютеризации должен привести к созданию единой школьной
информационной среды, доступ и использование которой в рамках установленных
прав должны иметь как учащиеся, так и преподаватели и администрация. Важным с
точки зрения современных представлений является возможность выхода из локальной
информационной школьной системы в глобальную сеть.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/