Деятельность. Психологическая характеристика
деятельности
Деятельность
– это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая
потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и
самого себя.
Деятельность
– это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого
происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение
разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными
чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер,
целенаправленность, плановость, систематичность.
Структура деятельности
Деятельность
имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат
Мотивы
– это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают
ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что
побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы
человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими,
функциональными, материальными, социальными, духовными.
Мотив
и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а
также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор
организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся,
развертывающихся в ходе деятельности.
Цели
– наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты,
достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель
деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует
различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели
равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые
человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели
могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того,
какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет
его деятельность.
Способы
и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности,
направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное
внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов,
связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые
распадается действие, являются операциями.
Всякая
деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.
По
своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность
производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные
действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает
способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во
внутренний план называется интериоризацией.
Овладение
внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней
деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает
действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в
этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной
деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с
предметами, называется экстериоризацией.
Деятельность
осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица
деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение
цели). Выделяют практические (предметные) и умственные действия.
Освоение деятельности. Навыки и умения
При
осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным
(реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации,
создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные
результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями
изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Навык
– это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций,
сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью
(сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции
цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.
Виды
навыков
Простые.
Несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного
сосредоточения внимания.
Сложные.
Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные
сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном
напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
а)
двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью
движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
б)
перцептивный. Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик
хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
в)
интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее
проблемы.
Навыки
образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических
повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и
качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как
автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в
высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении
его на цели и условия действия.
Этапы
формирования навыка
Аналитический.
Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими.
Синтетический.
Объединение элементов в целостное действие.
Автоматизация.
Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости.
Успешность
овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других
причин объективного и субъективного характера.
Поскольку
в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков,
они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их
взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от
полного слияния до взаимно отрицательного влияния..
Для
сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае
возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение
выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более
медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают
выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления
сознательного контроля.
Умение
– это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый
совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения
образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью
действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких
действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны
обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.
Одно
из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять
их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений,
последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный
результат.
Умения
опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в
себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное,
что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в
умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности,
возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных
решений.
Большое
значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря
им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в
целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в
процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и
навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Основные виды деятельности
Возникновение
и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и
длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и
сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности:
игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту
деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Игра
– форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий.
Выделяют
несколько типов игр.
Нередко
в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые,
сюжетные игры с правилами и т.п.
Типы
игр
Индивидуальные.
Игрой занят один человек.
Групповые.
В игру включены несколько индивидов.
Предметные.
Связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные.
Разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях
и т.д.
Учение
– это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний,
умений и навыков.
Основная
цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а
основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано
предшествующим трудом.
Учение
складывается из следующих компонентов:
усвоения
информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);
овладения
приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности
(навыки);
овладения
способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в
соответствии с целями и условиями деятельности (умения).
Учение
может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных
учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других
видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
Исторически
первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом не
психологическая, а социальная категория.
Предметом
психологического изучения является не труд в целом, а только психологические
компоненты трудовой деятельности.
Труд
– это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта,
удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Направленный
в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд,
вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только
рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется
сам субъект.
В
труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду.
Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это
субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека.
Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все
стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее
сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда
определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен
никакой труд.
Деятельность
человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности
задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический,
психический и социальный.
Список литературы
Гамезо
М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу
«Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
Зеер
Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург:
Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер
Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос.
проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р
н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский
А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр
«Академия», 2000. –512 с.
8.
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический
проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2005. 368 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru