Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений

Анализ личности несовершеннолетних жертв половых
преступлений

В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук

Эффективность
тактических и методических приемов при расследовании уголовных дел по
изнасилованию несовершеннолетних требует тщательного психологического анализа
личности как субъекта преступления, а также конкретной ситуации преступления. В
процессе криминологического изучения жертвы половых преступлений важно
выяснить, как преступление воздействовало на личность пострадавшей, какие
индивидуально-психологические и социально-психологические явления необходимо
учитывать при изучении особенностей показаний пострадавшей, при разработке
тактики проведения допроса.

Важным
дополнением к криминологическому анализу является экспертное психологическое
исследование, в ходе которого психолог изучает особенности формирования
правосознания, жизненных ориентаций, нравственно-нормативных установок
подростка и соотносит их с выделенными индивидуальнотипологическими и
характерологическими особенностями его личности. Исследуется степень осознания
случившегося, степень психического стресса, особенности психологической защиты
участников полового преступления. Экспертное исследование проводится в трех основных
направлениях: социально-психологическом, клинико-психологическом и
личностно-динамическом.

В
статье 117 УК РСФСР указывается, что одним из признаков состава изнасилования
является половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
Причиной беспомощного состояния может быть душевное заболевание, психический
стресс, индивидуально-психологические особенности потерпевшей, ее малолетний
возраст и др. Психологические аспекты анализа особенностей поведения
потерпевшей, ее установок, личностных характеристик в настоящее время изучаются
юристами [10], [13],[14], психологами[4], [11], социологами и другими
специалистами. Особого внимания заслуживают исследования, проведенные в рамках
судебно-психологической экспертизы [3], [4],[6],[8], [11]. Н. Р. Осипова
справедливо отмечает, что при проведении судебно-психологической экспертизы
малолетних пострадавших предполагается исследование особенностей психического
развития, имеющее значение при анализе конкретного преступления, изучение
способности пострадавшей адекватно воспринять внешние обстоятельства конкретных
ситуаций, способности понимать происходящее [8] . В судебно-психологической
экспертизе пострадавших от изнасилования в более старшем возрасте все больше
выступают виктимологические проблемы [10], [14].

Виктимология
как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего,
его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в
исследуемой ситуации [13], [14], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе
самого преступления [10]. В исследованиях по половым преступлениям
подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше
удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные
ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией [5],
[7], [10], [14]. Теоретические и практические вопросы криминалистического
учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших
разрабатываются главным образом в работах юристов. К сожалению, проведение этих
исследований только в рамках юридической науки не способствует раскрытию
психологических механизмов поведения жертвы.

В
нашем исследовании на основе комплексного судебно-психологического анализа и
судебно-психологической экспертизы 32 уголовных дел по изнасилованию
несовершеннолетних в возрасте от 10 до 15 лет предпринята попытка выявить
психологические механизмы поведения жертвы в соответствии с ее
индивидуально-психологическими и социально-психологическими характеристиками.

Так
как мы получили большой объем информации, возникла задача отобрать наиболее
информативные показатели особенностей поведения подэкспертной (т. е. жертвы,
проходящей экспертизу) в ситуации допроса и других судебноследственных
действий. Для сравнения полученных экспериментальных данных использовалась
контрольная группа из 30 девочек - учащихся спортивной секции того же возраста.


Решить
поставленные задачи можно с помощью метода обобщения независимых характеристик,
разработанного К. К. Платановым [9]. Обобщение проводилось нами по следующей
схеме: 1) обобщение сведений о структуре данной личности с использованием
результатов социально-психологического анамнеза, педагогического наблюдения и
эксперимента; 2) психологический анализ особенностей состояния и поведения потерпевшей
в конкретной исследуемой ситуации; 3) составление экспертного заключения на
основе всестороннего сопоставления перечисленных выше факторов с обязательным
учетом потенциальных и компенсаторных возможностей личности потерпевшей.

Опираясь
на концепцию К. К. Платанова о динамической и функциональной структуре
личности, мы попытались с помощью специально разработанного методического
аппарата систематизировать наиболее информативные свойства личности
пострадавшей, предрасполагающие к совершению над нею насилия. Для анализа нами
выделены наиболее существенные взаимодействия иерархий структуры личности
пострадавшей, ее базальные и программирующие компоненты: направленность
личности, ее жизненный опыт и ценностные ориентации, особенности развития
психических процессов и психических свойств личности, биопсихические или
индивидуально-типологические характеристики.

С
этой целью мы использовали комплекс экстенсивных (метод наблюдений за
пострадавшей в период допросов и очных ставок, психологический анализ материалов
уголовного дела, биографический метод) и интенсивных
(экспериментально-психологических) методов. В процессе
экспериментально-психологического исследования были выделены четыре группы
показателей. В первую вошли: а) индивидуально-типологические характеристики
личности; использовались опросник Полищука и Верденко, тест Айзенка (детский
вариант), методика "черты характера, темперамент", адаптированная В.
Л. Маришуком; б) индивидуально-характерологические особенности; использовались
детские и подростковые варианты методики Кеттелла [1] ,
пато-характерологический опросник Личко, опросники Айзенка. Во вторую группу
показателей вошли: а) оценка устойчивости к фрустрации и степень фрустрационной
напряженности; использовались методика Разенцвейга (детский и взрослый
варианты) и методика Роршаха; б) оценка способов психологической защиты
личности; использовались методики ТАТ и Роршаха. В третью группу показателей
вошли характеристики эмоциональных состояний подэкспертных до, в период и после
случившегося: а) оценка выраженности ситуативной и личностной тревожности по
методикам САН, тесту Люшера, цветоассоциативному эксперименту; б) оценка уровня
психической адаптации подэкспертной в исследуемой ситуации и на этапах
следствия. В четвертую группу показателей вошел социально-психологический
анализ типов связи между пострадавшей и насильником, а также оценка уровня
психосексуальной просвещенности пострадавшей с помощью направленных бесед,
цветового теста отношений (ЦТО) и материалов уголовного дела. Статистическая обработка
данных проводилась по критерию Стьюдента для малых выборочных совокупностей,
проводился также корреляционный и факторный анализ в исследуемых подгруппах
пострадавших и в контрольной группе.

Анализ
характерологических особенностей пострадавших по самооценочным опросникам
Кеттелла выявил у них достоверно высокий показатель по факторам тревожности и
фрустрированности в сравнении с контрольной группой. Дискриминационный анализ
показал, что у пострадавших с более низкими показателями по этим факторам наблюдались
усредненные оценки по факторам, отражающим такие особенности поведенческих
реакций, как конформность, социальная смелость, самоконтроль. Эти данные
подчеркивают дезорганизующую роль фрустированности и тревожности в формировании
адекватности поведения. Сравнительный общий анализ профиля личности
пострадавших девочек и девочек из контрольной группы показал, что у первых
более высокий показатель по фактору конформности. Это характеризует их как
послушных, зависимых, не умеющих отстаивать свою точку зрения. Получены также
более низкие показатели по фактору социальной смелости, уверенности и фактору
С-, отражающему низкий уровень эмоциональной устойчивости. В группе
пострадавших девочек наблюдается более высокий уровень нейтротизма по шкале
Айзенка.

С
целью более углубленного анализа особенностей поведения в ситуации конфликта мы
исследовали способы реагирования на фрустрацию у пострадавших девочек. В
контрольной группе девочек во фрустирующих ситуациях преобладала
внешне-обвинительная направленность реакций. В группе пострадавших достоверно
доминировали безобвинительные реакции. Такой тип реакций можно рассматривать
как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с преобладанием
безобвинительных реакций на этапах предварительного следствия были склонны
воспринимать случившееся с ними как нечто неизбежное, фатальное. У них
проявлялась тенденция ухода в себя, которая позволяла ослабить вовлеченность в
ситуацию, смягчить имеющийся эмоциональный дискомфорт в связи со случившимся с
ними. У пострадавших девочек наблюдалось также достоверно низкое количество
упорствующих реакций, отражающих активность личности в ситуации фрустрации. В
основном у них преобладали препятственно-доминантные реакции, свидетельствующие
о повышенной фиксации на имеющихся препятствиях. Следует отметить высокую
информативную значимость данной методики в судебно-психологической экспертизе.

Для
более качественного анализа полученных экспериментальных данных и
психологического анализа особенностей психической адаптации пострадавших мы
использовали предложенный Ф. В. Березиным [2] способ оценки психической
адаптации. Он рассматривает психическую адаптацию как соотношение
фрустрационной напряженности с устойчивой системой интеграции поведения. Для
измерения уровня психической адаптации автор использовал соотношения фактора
О4, отражающего степень фрустрационной напряженности личности, с фактором С как
показателем эмоциональной устойчивости. Чем выше О4 и ниже С, тем больше
снижается эффективность психической адаптации и увеличивается вероятность ее
нарушений. Однако учитывая, что показатели, полученные по опроснику Кеттелла,
основаны на самооценке обследуемого, которая может быть недостаточно адекватной
в детском и подростковом возрасте, мы несколько модифицировали данную формулу,
добавили к ней показатели О-Д (фиксация на препятствии) и М (безобвинительные
реакции). Это показатели фрустрационной напряженности, полученные с помощью
использования проективного теста Розенцвейга. Таким образом, наша формула
оценки психической адаптации имеет вид:


- Д + M + О4)/ C

Анализ
экспериментальных данных показал, что у пострадавших девочек уровень
психической адаптации ниже, чем в контрольной группе, причем чем ниже этот
показатель, тем менее адекватно вела себя подэкспертная в исследуемой ситуации.
Вероятность нарушения психической адаптации повышалась у пострадавших девочек
при увеличении фрустрационной напряженности личности. В связи с этим мы
рассматриваем порог фрустрации как меру потенциальной стабильности или
нестабильности психической адаптации. Мы выделили группу из 7 человек со
стойкими нарушениями психической адаптации и с помощью корреляционного анализа
исследовали влияние определенных особенностей личности на величину порога
фрустрации. Анализ показал, что в этой группе пострадавших наблюдалась низкая
способность к интеграции поведения (С-), высокая степень комформности (Е-),
социальная робость (Н-). Кроме того, у них наблюдалась недостаточная
реалистичность (I-), высокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию (А+.

Например,
Люда Т., 14 лет, вечером, гуляя с подругой по поселку, познакомилась с тремя
военнослужащими, которые завели ее в лес и изнасиловали в извращенной форме.
Девочка вернулась домой, легла спать, родителям ничего не рассказала о
случившемся, но поделилась с подругой, которая затем рассказала своим
родителям, в результате было возбуждено уголовное дело. У подэкспертной были
обнаружены низкий уровень психической адаптации и высокая степень
фрустрационной напряженности личности. Выявлены стойкие личностные особенности,
снижающие пороги фрустрации: высокая степень конформиости, низкий самоконтроль
поведения, эмоциональная неустойчивость. Высокие показатели по фактору
тревожности свидетельствуют о преобладании тревожно-депрессивного фона
настроения, склонности недооценивать свои возможности, склонность к
самоупрекам. На этапах следствия девочка замыкалась, обвиняла себя в
случившемся, стремилась уклониться от описания важных для следствия
обстоятельств.

Итак,
эффективность психической адаптации является важным диагностическим критерием в
судебно-психологической экспертизе. Вероятность нарушения психической адаптации
связана с высокой фрустрационной напряженностью личности и низкой интеграцией
поведения. Это в значительной степени тормозит формирование стабильных
поведенческих стереотипов в экстремальной ситуации. Важным регулятором
поведения личности является уровень развития ее самооценки. Мы исследовали
особенности самооценки пострадавших девочек методом корреляционного анализа
показателей по факторам общительности, тревожности и фрустрированности,
полученным в процессе обследования по опросникам Кеттелла, и показателями
экстраверсии и нейротизма, полученными в результате обследования по методике
Айзенка. В обеих группах получены достоверные корреляции, что указывает на
высокую диагностическую значимость используемых методик. Однако в группе
пострадавших коэффициенты корреляции ниже, чем в контрольной. Это указывает на
менее адекватную самооценку у пострадавших. Степень адекватности самооценки мы
определяли также путем сопоставления характеристик, полученных в процессе
психологического эксперимента, с характеристиками, представленными в материалах
уголовного дела.

В
результате анализа нами было выделено 11 девочек с неадекватной самооценкой. У
девочек с завышенной самооценкой (4 чел.) преобладали позитивные характеристики
образа Я, а с заниженной (7 чел.) - негативные характеристики. Анализ показал,
что нарушение баланса позитивных и негативных характеристик значительно
препятствовало пониманию случившегося, снижало критичность поведения. У девочек
с заниженной самооценкой в исследуемых ситуациях наблюдалось ограничение
активности, неуверенность в своих силах, высокая степень психической
напряженности.

Например,
Наташа К., 12 лет, вместе с братом гуляла вечером во дворе; к ней подошел
незнакомый мужчина и попросил позвонить его знакомой женским голосом, после
согласия девочки завел ее в сарай и изнасиловал. После случившегося девочка
вернулась во двор, постояла с подругами, затем пошла домой. Дома бабушка
обратила внимание на необычный вид внучки; грязное пальто, лицо в пятнах, мятая
юбка. По настоятельной просьбе бабушки девочка рассказала о случившемся.
Психологический анализ выявил неадекватную, заниженную самооценку у
потерпевшей, низкий уровень социальной активности поведения в ситуации
конфликта, высокую конформность. В характеристиках педагогов подчеркивается
робость, неумение отстаивать свою точку зрения, безынициативность. Девочка
характеризует себя как неудачницу, неумную, неприспособленную.

У
девочек с завышенной самооценкой наблюдалась некритичность, тенденция брать на
себя решение задач, превышающих их возможности, склонность к риску. В процессе
следствия у них наблюдается разочарование, стремление переложить
ответственность за случившееся на других (насильников, подругу, мать и др.), на
обстоятельства. Анализ показал, что их поведение в значительной степени
отличалось виктимностью.

Например,
Лена К., 14 лет, поздним вечером возвращалась из города в спортивный лагерь.
Водитель "Москвича" предложил ее подвезти. Девушка охотно
согласилась. По дороге слушали музыку, разговаривали, курили. В двух километрах
от лагеря водитель остановил машину и изнасиловал девушку. До лагеря она
добралась пешком, легла спать, никому не рассказала о случившемся. Через месяц
поделилась с подругой, пошла на обследование к гинекологу в связи с подозрением
на венерическое заболевание. После осмотра у специалистов обратилась в милицию.
Психологическое обследование выявило высокую общительность, социальную
смелость, самостоятельность в решении сложных задач, завышенную самооценку,
самоуверенность. В ситуации конфликта преобладают внешнеобвинительные реакции,
самостоятельно находит рациональные способы разрешения конфликта. На вопросы
экспертов об обстоятельствах дела утверждает, что надеялась справиться с
насильником, что неоднократно находилась в аналогичных ситуациях, но все
обходилось благополучно.

В
процессе анализа самооценки пострадавших мы ориентировались на сложное,
уровневое ее строение, включающее в себя три компонента: а) эмоциональное отношение
к себе, б) осознание и самооценка отдельных качеств личности, в) осознание
целей и средств жизнедеятельности. На формирование эмоционального отношения к
себе существенную роль оказывает сопоставление подростком своих личностных
особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для них
как идеальные формы личности и поведения. У некоторых пострадавших девочек
наблюдалась так называемая самооценочная тревожность, т.е. восприятие
относительно нейтральных ситуаций как таких, которые содержат угрозу
самооценке.

Например,
Оксана М., 12 лет, после переезда в другой город поступила в школу, где
чувствовала себя поначалу очень скованно, так как одноклассники относились к
ней недружелюбно. Девочка переживала это, пыталась утвердить себя в классе с
помощью распространения порнографических открыток, рассказов о своих
"былых" похождениях. Этим вызвала интерес у мальчиков старших
классов, с одним из них вступила в интимные отношения, затем по его
настоятельной просьбе вступала в половые контакты с его друзьями. На протяжении
года мальчики преследовали пострадавшую, в случаях отказа от контактов избивали
ее. Девочка рассказала о случившемся матери, и было возбуждено уголовное дело.
Специальный анализ показал, что у подэкспертной отмечалась высокая
чувствительность к оценкам одноклассников, высокая и самооценочная тревожность.
Девочка обнаруживала полное непонимание социальных и биологических последствий
случившегося, в процессе изнасилования не оказывала должного сопротивления. Ее
больше волновало неуважительное отношение одноклассников и насильников к ней:
угрозы, избиения, насмешки и пр. Полное непонимание мотивов собственного
поведения тесно связано у пострадавшей с неадекватной самооценкой, что
приводило к снижению самоконтроля своего поведения.

В
процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных
ориентаций. У пострадавших девочек с неадекватной самооценкой ценностные
ориентации представляют собой неустойчивую систему. Мы использовали в процессе
беседы с пострадавшими описание конкретных жизненных ситуаций, в которых
сталкивались нормы, установленные в качестве обязательных правил поведения, и
практическая житейская мораль, распространенная среди подростков. Анализ
показал, что из 32 пострадавших только 14 (43,5 %) выразили готовность
опираться на обязательные правила при выборе способа поведения в конфликтной
ситуации, остальные предпочитали нормы житейской морали. У некоторых девочек
предпочтения носили выраженный социально неадекватный характер. Полученные
данные совпадали с низкими показателями по фактору G, отражающему
недобросовестность, нестойкость моральных принципов.

В
процессе экспертного исследования возникали задачи анализа тех побудительных
сил, скрытых в мотивационной сфере жертвы, которые способствовали ее виктимному
поведению. Кропотливый анализ мотивационной сферы личности потерпевшей, ее
потребностей во взаимодействии с ее индивидуальнопсихологическими особенностями
и своеобразием ситуации способствует раскрытию истинных мотивов поведения.

Например,
Марина К., 15 лет, была изнасилована группой подростков и военнослужащим в
строительной бытовке, куда пришла вместе с подругой "пообщаться со
знакомыми ребятами". После совместного распития спиртного с ней по очереди
совершали половые акты шесть человек. О случившемся Марина никому не
рассказала, а на следующий день вновь пришла в бытовку, чтобы выяснить
отношения с насильниками. Подростки стали смеяться над ней, цинично отзываться
о ее поведении. Это обидело девушку, и она обратилась в милицию. Психологический
анализ показал, что личностные особенности Марины характеризуются противоречием
и дисгармонией. Это проявлялось в психологической нестабильности, в
невротическом типе реакций на ситуации конфликта. Выявлена акцентуация
характера по лабильному типу, что проявлялось в неустойчивом настроении, в
высокой потребности к сопереживанию. С другой стороны, у девушки отмечались
желание утвердить себя любыми способами, социальная смелость, самостоятельность
в решении сложных жизненных проблем. Для устранения психологического
дискомфорта пострадавшая пошла на компромисс, который заключался в изменении
методов действия, в постановке замещающих целей. Марина была влюблена в одного
из членов этой подростковой группы, появилась в бытовке с целью увидеть
возлюбленного. Но он ушел с ее подругой в другую бытовку. Экспертный анализ
показал достаточно высокий уровень сексуальной просвещенности у девушки, ранее
она имела половые контакты со сверстниками. Она понимала и осознавала значение
совершаемых с нею действий. Однако, учитывая своеобразие ситуации, в которой
оказалась (угрозы со стороны насильников, методов физического насилия), она не
могла оказывать активного сопротивления насильникам.

В
процессе судебно-психологической экспертизы по делам об изнасиловании
эксперт-психолог должен учитывать отношение подэкспертной к случившемуся,
особенности проявления психологической защиты личности. Последние определяются
индивидуально-психологическими и возрастными характеристиками подэкспертной.
Реакции оппозиции и негативизма со стороны жертвы на допросах и других
следственных действиях часто задерживают процесс разбирательства, а иногда
вводят в заблуждение судебно-следственные органы.

Например,
Жанна Ш., 15 лет, подвергалась неоднократному групповому изнасилованию
подростками, но в течение полугода никому не рассказывала об этом. Девушка
пыталась покончить жизнь самоубийством после очередного изнасилования, но была
остановлена насильниками. У подэкспертной наблюдались типичные для ее личности
способы реагирования на экстремальные ситуации: уйти в себя, замкнуться,
разрешить конфликт самостоятельно, без посторонней помощи. Такое поведение мы
рассматривали как защитные реакции на стрессовые ситуации с целью устранения
тревожности и психических травм. На этапах следствия девушка часто замыкалась,
не желала раскрывать для следствия важные обстоятельства. Однако она рассказала
о случившемся некоторым одноклассникам. Защитными механизмами у подэкспертной
были, с одной стороны, рационализация пережитого, т. е. попытка доказать
одноклассникам с целью самоутверждения, что ее поведение являлось рациональным
и оправданным, с другой стороны - эмоциональная изоляция, т. е. замыкание в
себе, пассивность при защите от нанесенной обиды. Такое противоречие защитных
механизмов свойственно некоторым подросткам и обусловлено противоречивой
структурой их личности.

Анализ
поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со
структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам
уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении
жертвы, способах ее защиты. Однако подросткам, как правило, плохо дается
вербальное описание того, что они испытывают; учитывая это, мы для анализа
ситуации использовали цветоассоциативный эксперимент. В качестве стимульного
материала был выбран цветовой тест Люшера. Сначала проводится цветовой выбор по
стандартной методике Люшера, а затем - анализ отношений жертвы к насильнику или
другим лицам с помощью цветового теста отношений [15].

На
основе цветовых выборок пострадавшей предлагалось оценить свое состояние в
исследуемых ситуациях. Полученные в эксперименте цветовые маркеры поведения
анализировались с точки зрения цвета, его символического значения. Определение
порядкового номера соответствующего маркера в данном ряду, их объединение в
группы или взаимная отдаленность дают важный материал для анализа
психодинамических характеристик личности в исследуемой ситуации. Полученные
данные мы используем как дополнительную информацию об активности жертвы в
исследуемой ситуации, о ее отношении к насильникам, о специфике ее психического
состояния (тревоге, фрустрации, стрессе, дискомфорте, напряженности и др.).
Этот методический прием очень важен для структурного анализа беспомощности
пострадавшей.

Экспертное
разрешение психологических вопросов поведения жертвы, ее личностных
особенностей, требует всестороннего комплексного анализа с выделением уровня
психической адаптации, стойкости к фрустрационным воздействиям, самооценочных и
мотивационных компонентов личности, а также тщательного психологического
анализа ситуации. Это предъявляет к экспертупсихологу дополнительные
требования: знание процессуального закона, процедуры экспертного исследования,
знание специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства.

Список литературы

1
. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного
опросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. Л., 1985.

2
. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. М., 1988. 268 с.

3
. Васильев В. Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах
судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних // Тезисы докладов к VII
съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 8-9.

4
. Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.
М., 1980. 5. Конышева Л. П. Теоретические и методологические вопросы
судебнопсихологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании //
Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

5
. Конышева Л. П.Теоретические и методические вопросы судебно-психологической
экспертизы по делам об изнасиловании // Актуальные вопросы
судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

6
. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
М., 1982.

7
. Мельников В. В., Цыцарев С. В., Яковлев В. М. Основы
судебнопсихологической экспертизы по уголовным делам. Л., 1987.

8
. Осипова Н. Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних
свидетелей //Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

9
. Платонов К. К. Метод обобщения независимых характеристик в
социальной психологии // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред.
Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 148-156.

10
. Рыбальская Р. Я. Методика изучения личности потерпевшего по
делам о преступлении несовершеннолетних. Иркутск, 1975.

11
. Степанкова В. И., Станишевская С. М. Психологическая
экспертиза личности по делам о половых преступлениях // Социалистическая
законность. 1976. N 11.

12
. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного
реагирования во фрустриругощих ситуациях // Психологические исследования
познавательных процессов и личности / Отв. ред. Д. Ковач, Б. Ф. Ломов. М.,
1983.

13
. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской
виктимологии. Душанбе, 1977. С. 97-101.

14
. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М.,
1988.

15
. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. Л., 1985.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://iph.ras.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нина Риччи
Реферат Анализ эффективности методов радиометрии при выявлении и оценке характера насыщения коллекторов
Реферат Авторитет, который наука завоевала в сфере знания, служил и служит оружием ученых, выступающих участниками политической жизни
Реферат Бьернстерне Бьернсон
Реферат 1. Гуру Сиддамуни дает Даршан Намадараку О, Вигнешвара, приветствую Тебя. О, Сарасвати, приветствую Тебя. Дочь Брахмы, сердечно молю Тебя, дай мне свет и ум
Реферат Rockhampton Essay Research Paper Rockhampton Facilities and
Реферат Проблемы сознания в феноменологии
Реферат Моделирование среды воспитания духовно творческой личности дошкольника
Реферат Страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним
Реферат Общая характеристика предварительных операций таможенного оформления
Реферат The Allegory Of The
Реферат Проблема метода в эстетике
Реферат Торговля бакалейными товарами
Реферат Метрология стандартизации и сертификации
Реферат Альбион Галерея Аукцион №22 / г «witch» Суббота, 25 сентября 2010 Комментарии к лотам Интересные факты Неожиданные открытия Москва, 2010 Комментарии к лоту 2